Подходы к оценке эффективности управления

Цель системы управления заключается в обеспечении эффективного функционирования организации. Отсюда соответствующим критерием эффективности самого управления является степень достижения цели. Различают два вида хозяйственной стратегии достижения цели.

Стратегия первая сопряжена с большими инвестициями в основной капитал, длительным сроком окупаемости, снижением прибыли - массовое обновление основного капитала; совершенствование и техническое развитие производства; минимизация издержек производства; обновление ассортимента продук­ции; расширение доли рынка сбыта; инновационные исследования (НИОКР).

Стратегия вторая - стратегия максимизации издержек производства на потребление, стратегия вложения капитала; имитационное программирование НИОКР.

Качество функционированияоценивается по двум направлениям:

1. Организационные структуры.

2. Информационное обеспечение.

Эффективность организационных структур связывается, в первую очередь, с исторически меняющимся соотношением централизации и децентрализации, с ростом гибкости организационных форм. Критерии эффективности в основном относятся к оценке числа связей в структуре и взаимодействий уровней управления, степени структуризации целей и соотношений между ними и структурой, горизонтальными и вертикальными связями.

Также используется критерий управляемости информацией в рамках организационной структуры, степень взаимодействия различных аспектов управленческой деятельности. Отсюда вытекает требование уменьшения иерархических уровней. Используется критерий, оценивающий соответствие структуры и целей по уровням иерархии.

Критерии информационного обеспечения отражают регулярность и надежность обслуживания управляющих оперативной документацией и оцениваются по следующим направлениям:

• эффективность текущей обработки информации; включая ее комплексность;

• скорость и точность выдачи информации по специальным запросам (качество отбора необходимой информация и минимизация времени, затрачиваемого на подготовку ответа);

• надежность и безопасность информации;

• своевременность информации;

• наличие необходимой информации;

• отсутствие избыточной информации;

• качество межфункциональных связей;

• экономия от масштабов сбора, обработки и передачи данных.

Экономичность.Выделяется три направления оценки экономичности:

1. Материальные ресурсы.

2.Управляющие.

3. Управленческие решения.

Критериями эффективности материальных ресурсов, в первую очередь финансовых, необходимых для функционирования системы управления, являются:

• показатели затрат на управление и их доля в общих расходах на отдельных уровнях и в подразделениях;

• затраты на обеспечение деятельности системы управления;

• затраты на подготовку управляющих и затраты на привлечение специалистов-консультантов.

Эффективный управляющий знает, как распределяется его рабочее время и каким образом оно используется; он несет ответственность за свой информационный поток - входящую и выходящую информацию; он осознает свой реальный вклад в организацию и сосредотачивается на нем; он концентрирует усилия организации и рационально распределяет свои силы. В целом же критерии эффективного управляющего сводятся к его высокой результативности, а не к объему проделанной работы, к широкому кругозору и политической компетенции. Основными критериями оценки являются:

• уровень деловой атмосферы;

• качество системы контроля;

• степень взаимоувязки принимаемых решений;

• характеристика участия работников и специалистов разных уровней в разработке целей и задач организации.

Оценка эффективности трудовых ресурсов в системе управления должна отражать как социально-психологическую, так и экономическую эффективность, поэтому могут быть использованы следующие критерии:

• минимальная численность управленческого аппарата;

• обеспеченность квалифицированными управляющими;

• возможность приложения управляющими своих сил, способностей и инициативы.

Эффективность управленческих решений может быть связана с тем, каким образом решения способствуют достижению целей организации:

• точность решения, включающая точность сбора исходных данных и выполнения стоящих задач;

• надежность решений, связанная с их обоснованностью;

• быстрота подготовки и принятия решений;

• гибкость и последовательность принимаемых решений. Конкретными показателями качества решений являются:

• задержка во времени в процессе принятия решений;

• своевременность выявления потребности в решениях;

• соответствие анализа важности решений;

• подробность и ясность исходных данных;

• ясность распределения решений и их приоритета;

• наличие резервов в процессе принятия решения.

Изменения в технологическом базисе производства.Основные критерии:

• прибыльность;

• индивидуальная и групповая производительность труда;

- объем выпускаемой продукции;

- качество продукции;

• сбалансированность товарно-материальных запасов;

• текущие прямые и накладные расходы;

• наличие соответствующих мощностей;

• производственные резервы.

Изменения в качестве рабочей силы.Основные критерии:

• гибкость системы продвижения по службе;

• полномочия работников и их ответственность;

• степень удовлетворения выполняемой работой.

Внешние и внутренние социально-экономические условия: гибкость и приспособленность к изменяющимся условиям внешней среды; способность организации правильно воспринимать, анализировать и прогнозировать реальные внешние условия и своевременно перераспределять ресурсы:

• наличие обоснованных и хорошо сформулированных целей; способность эффективно использовать ресурсы для достижения производственного результата;

• степень интеграции основных подразделений предприятия, обеспечивающей согласованность их действий для достижения общих целей.

Пример расчета системы управления организацией по предлагаемым направлениям оценки и системе показателей представлены в следующей таблице 5.1.

Таблица 5.1. Пример расчета показателей оценки эффективности системы управления организацией при внедрении новой организационной структуры

Система направлений оценки эффективности Основные критерии оценки эффективности Оценка в баллах (0-1)
I П
Достижение цели Степень достижения целей 0,5 0,8
Расширение доли рынка сбыта 0,4 0,7
Сохранение и развитие ВПК «МАПО» как целостной организации 0,5 0,8
Выход комплекса из кризиса и получение прибыли 0,5 0,8
Качество функционирования Соотношение централизации и децентрализации 0,6 0,8
Рост гибкости организационных форм 0,5 0,6
Соподчиненность дерева целей и уровней иерархии структуры 0,5 0,6
Эффективность текущей обработки информации, включая ее комплексность 0,5 0,7
Скорость и точность выдачи информации по специальным запросам 0,4 0,6
Качество функционирования Надежность и безопасность информации 0,5 0,7
Своевременность информации 0,5 0,65
Наличие необходимой информации 0,6 0,8
Экономия от масштабов сбора, обработки и передачи данных 0,5 0,7
Экономичность Удельный вес издержек управления в общих издержках производства 0,6 0,8
Затраты на подготовку управляющих (руководителей) 0,3 0,5
Продолжение табл. 5.1
Система направлений оценки эффективности Основные критерии оценки эффективности Оценка в баллах (0-1)
I П
Экономичность Затраты на привлечение специалистов-консультантов по управлению 0,3 0,55
Эффективность управляющих 0,5 0,75
Точность решений, включающая точность сбора исходных данных и выполнения стоящих задач 0,6 0,8
Надежность решений, связанная с их обоснованностью 0,6 0,7
Быстрота подготовки и принятия решений 0,4 0,65
Гибкость и последовательность принимаемых решений 0,4 0,5
Изменения в качестве рабочей силы Гибкость системы продвижения по службе 0,5 0,8
Полномочия работников и их ответственность 0,3 0,7
Степень удовлетворения выполняемой работой 0,6 0,75
Внешние и внутренние социально-экономические условия Гибкость и приспособляемость к изменяющимся условиям внешней среды 0,4 0,7
Степень интеграции основных подразделений организации, обеспечивающей согласованность их действий для достижения общих целей 0,4 0,6
Максимальная сумма Em = 29 М I = 13,4 М П =

Система показателей эффективности оценивается экспертами в баллах. Полученная оценка в баллах по базовому (1) и предлагаемому (2) вариантам применяется для корректировки основных показателей деятельности организации, что позволяет получить количественную характеристику будущей тенденции.

Приложение 6

Наши рекомендации