Подходы к оценке эффективности управления

Существуют два подхода к оценке эффективности управления.

При первом оценивают результаты с точки зрения достижения поставленных социально – экономических целей. И если они достигнуты, значит, управление было эффективным. Степень достижения целей характеризуется соотношением между их фактическим и нормативным уровнем. В сфере торговли важно различать степени удовлетворения спроса населения, устойчивость положения предприятия на рынке и др.

Цели любого предприятия состоят в том, чтобы преобразовать ресурсы для достижения результатов. Основные ресурсы – это человеческие ресурсы, капитал, материалы, технология, информация. Для конкретного предприятия те или иные виды ресурсов имеют первостепенное или второстепенное значение, а ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования.

Предприятие полностью зависит от внешней среды, то есть от экономических условий, потребителей, правительственных актов, законодательства, конкурирующих предприятий, системы ценностей в обществе, техники, технологий. Эти взаимосвязанные внутренние и внешние факторы оказывают влияние на все, что происходит внутри предприятия.

Все эти факторы постоянно изменяются и поэтому руководителям приходится их систематически учитывать в управлении.

Общей чертой управленческой работы являются роли руководителей. Руководитель принимает на себя в различные периоды и разной степени соответствующие роли.

По уровням управления выделяют руководителей низового звена или операционных управляющих, руководителей среднего звена и высшего звена.

Операционные руководители осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, обеспечение информацией о выполнении этих заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им ресурсов (зав. Секциями, складами, отделами)

Руководители среднего звена координируют и контролируют работу оперативных руководителей. Некоторые организации представляют им большую ответственность, делая их работу похожей на работу руководителей высшего звена. Они готовят информацию высшему звену для принятия решений, передают эти решения линейным оперативным руководителям. Большая часть общения у руководителей среднего звена проходит в форме бесед с другими руководителями.

Руководители высшего звена отвечают за принятие важнейших решений в целом.

Наиболее распространенными методами оценки работы руководителей, выработанными психологической наукой, являются метод "оценки целей", "оценки качеств", тестовые методы. Они часто входят в систему аттестации руководителей, регулярно проводящуюся на многих предприятиях. При аттестации используются как научные, так и традиционные методы оценки руководителей.

Сущность метода "оценки целей" заключается в том, что в начале года руководитель сам определяет свои цели на перспективу и эксперты оценивают их по степени важности числом от 1 до 3. В конце года эксперты дают оценку выполнения этих целей по 15 – ти бальной шкале, а затем умножают каждую оценку на коэффициент важности соответствующей цели. Результат суммируют и сумму делят на число целей. Полученное число и отражает эффективность деятельности руководителя.

Эффективность деятельности руководителя зависит от опыта и качеств, с одной стороны, и способностями, с другой, важно учитывать и различать, так как богатый опыт и "хороший набор качеств" могут сочетаться со средним и даже низким творческим потенциалом: ведь способности могут развиваться, оставаться на прежнем уровне и утрачиваться.

Все многообразие подходов и методов к измерению эффективности управления представлено в таблице 9.1.

Таблица 11.1

Классификация видов и форм эффективности управления

Признаки Классификации Виды и формы эффективности
1.Оценка результата управления 1.1. По общим результатам объекта управления 1.2. По доле управления в общих результатах 1.3. По непосредственному результату управления 1.4. По потерям потенциала производства
2.Содержательность эффективности 2.1.Социально-экономическая 2.2. Общеэкономическая
3.Принцип оценки эффективности 3.1.Результатно-затратная 3.2.Ресурсно-потенциальная 3.3.Целевая
4.Объект оценки эффективности 4.1.По объекту управления 4.2.По субъекту управления 4.3.По объекту и субъекту управления
5.Методы оценки эффективности 5.1.Моделирование 5.2.Экспертные оценки 5.3.Общая теория эффективности 5.4.Системный анализ 5.5.Факторный анализ
6.Целевое назначение эффективности 6.1.Экономическая 6.2.Социальная 6.3.Организационная 6.4.Технико-технологическая 6.5.Экологическая
7.Стадии развития системы управления 7.1.Эффективность организации управления 7.2.Эффективность функционирования системы управления 7.3.Эффективность совершенствования управления
8.Вид оценки эффективности 8.1.Абсолютная 8.2.Сравнительная 8.3.Приростная
9.Характер эффективности 9.1.Проектная (перспективная) 9.2.Плановая 9.3.Фактическая
10.Степень достижимости результатов 10.1.Потенциальная 10.2.Реализуемая 10.3.Достигнутая (действительная)
11.Полнота охвата эффективности управления 11.1.Эффективность общая 11.2.Эффективность мероприятий 11.3.Эффективность элементов системы управления
12.Направленность эффективности управления 12.1.Народнохозяйственная 12.2.Хозрасчетная
13.Уровень оценки эффективности управления 13.1.Рабочее место 13.2.Цех 13.3.Предприятие 13.4.Объединение 13.5.Отрасль 13.6.Непроизводственная сфера
14.Временной горизонт оценки 14.1.Годовая эффективность 14.2.Эффективность до конца года 14.3.Эффективность за ряд лет функционирования системы управления 14.4.Эффективность за весь период функционирования системы управления


Эти подходы и методы должны заострить внимание руководителей и специалистов предприятий не просто на эффективности управления, а на взаимосвязанных видах эффективности, где доминирует социально-экономическая эффективность управления.

Экономическая эффективность проявляется в относительном приросте результативности хозяйствования (по сравнению с установленной базой) путем сопоставления результатов и затрат в стоимостном выражении. Это сущность второго подхода к определению эффективности управления, который состоит в оценке полученного результата при затратах всех необходимых ресурсов на управление (таблица 9.2.).

Таблица 11.2

Оценка показателей эффективности управления ресурсами

  Показатели Преды-дущий год Отчет-ный год Темп изм.,%
1.Показатели эффективности управления трудовыми ресурсами      
1.1 Товарооборот на 1 работника, тыс.руб.      
1.2 Прибыль от реализации на 1 работника, тыс.руб.      
1.3 Прибыль от обычной деятельности до налогообложения на 1 работника, тыс.руб.      
1.4 Товарооборот на 1 руб.ФОТ, руб.      
1.5 Прибыль от реализации на 1 руб. ФОТ, руб.      
1.6 Прибыль от обычной деятельности до налогообложения на 1 руб. ФОТ, руб.      
2.Показатели эффективности управления материальными ресурсами      
2.1 Товарооборот на 1 тыс.руб. ОФ,тыс.руб.      
2.2 Прибыль от реализации на 1 тыс.руб. ОФ,т.руб.      
2.3.Прибыль от обычной деятельности до налогообложения на 1 тыс.руб. ОФ, тыс.руб.      
3.Показатели эффективности управления оборотными средствами      
3.1 Товарооборот на 1 тыс.руб. ОС, тыс.руб.      
3.2. Прибыль от реализации на 1 тыс.руб. ОС, тыс.руб.      
3.3. Прибыль от обычной деятельности до налогообложения на 1 тыс.руб. ОС, тыс.руб.      
4. Показатели эффективности управления текущими расходами      
4.1 Товарооборот на 1 тыс.руб. ТЗ, тыс.руб.      
4.2. Прибыль от реализации на 1 тыс.руб. ТЗ, тыс.руб.      
4.3 Прибыль от обычной деятельности до налогообложения на 1 тыс.руб. ТЗ, тыс.руб.      

Показатели экономической эффективности управления классифицируются по следующим признакам:

По уровню деятельности:

- народнохозяйственный уровень (объем и скорость реализации товаров, прибыль, размер снижения издержек обращения в расчете на 1 руб. товарооборота);

- отраслевой (прибыль, рентабельность по товарообороту, основным фондам, оборотным средствам, материальным затратам);

- внутриотраслевой (рассчитывается по подотраслям – рентабельность по товарообороту);

- внутрипроизводственный (результаты деятельности предприятий – товарооборот, прибыль).

По функциональному назначению:

- показатели эффективности деятельности – сопоставление результатов с затратами или ресурсами;

- показатели качества работы – характеризуют уровень выполнения поставленной цели (плана).

По степени обобщения результатов деятельности:

- обобщающие (темп роста национального дохода на душу населения для оценки эффективности управления производством в целом по народному хозяйству и темпы роста чистой продукции для отраслей материального производства, объединений и предприятий – объем чистой продукции на 1 руб. затрат);

- частные, характеризующие степень использования отдельных видов ресурсов.

Первая группа частных показателей- это показатели эффективности использования живого труда. К ним относятся: производительность труда, исчисленная в целом для народного хозяйства как отношение национального дохода к среднегодовой стоимости труда работников отраслей материального производства. Кроме названного показателя, для анализа эффективности использования живого труда может применяться показатель, характеризующий долю прироста национального дохода за счет повышения производительности труда.

Ко второй группе частных показателей относятся показатели экономической эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений. Фондоотдача в целом по народному хозяйству определяется как отношение национального дохода к среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Фондоемкость – это показатель, обратный показателю фондоотдачи, который характеризует стоимость основных производственных фондов в расчете на 1 руб. произведенной продукции.

Экономическая эффективность капитальных вложений определяется такими показателями:

- отношение прироста годового объема национального дохода к вызвавшим его прирост капитальным вложениям;

- сроком окупаемости капитальных вложений.

Третью группу частных показателей экономической эффективности управления составляют показатели эффективности управления оборотными средствами. Четвертую группу – показатели эффективности управления текущими затратами.

По значимости они делятся на :

- основные;

- вспомогательные, которые уточняют основные.

По уровню применения делятся на следующие группы:

- для предприятий;

- для объединений;

- для территорий.

Более точно судить об эффективности управления можно на основе сопоставления достигнутого результата (товарооборота, прибыли) с затратами на управление.

Затраты, связанные с управлением, необходимо оценивать по всем уровням и звеньям управления. При этом необходимо оценивать затраты на оплату управленческого труда, необходимые для надлежащего осуществления процесса управления (основная и дополнительная заработная плата административно-управленческого персонала с необходимыми начислениями), эксплуатационные расходы, связанные с использованием коммуникационной и вычислительной техники, содержанием автотранспорта, прочие затраты (на обучение и повышения квалификации, представительские расходы, на командировки, приобретение инвентаря для офиса и другие).

При оценке экономической эффективности управления одним из основных является показатель экономичности системы управления, определяемый по формуле:

Прибыль

Э = ----------------------------

Затраты на управление

Для обобщенной оценки эффективности управления предприятием можно использовать интегральный показатель, который рассчитывается следующим образом :

 
  Подходы к оценке эффективности управления - student2.ru

Р1 В1 Э1

Э с.у.= ------х -----х -----

Р0 В0 Э0

где Р10 - рентабельность в отчетном и предыдущем годах,

В1, В0 - производительность труда,

Э10 - экономичность системы управления (отношение прибыли от обычной деятельности до налогообложения к расходам на содержание аппарата управления).

Рассмотренный показатель эффективности системы управления соизмеряет эффективность хозяйственной деятельности объекта управления с уровнем экономичности субъекта управления. Его практический смысл выражается в том, что он ориентирован на достижение не только высокой эффективности объекта управления, но и высокой экономичности субъекта управления; он может применяться как для оценки динамики экономической эффективности конкретной системы управления, так и для сравнительной оценки различных вариантов совершенствования системы управления предприятием.

Использование интегрального показателя выдвигает ряд проблем. С одной стороны, каким бы комплексным он ни был, он не в состоянии отразить всех сторон такого многогранного явления, как эффективность системы управления. Комплексный показатель дает лишь приближенную, в определенной степени условную оценку эффективности управления. С другой стороны, использование одного интегрального показателя всегда сохраняет опасность однобокой ориентировки на одни слагаемые эффективности управления в ущерб другим. В этой связи можно заключить, что обобщающий показатель должен дополняться частными показателями (таблица 9.3).

Таблица 11.3 - Расчет показателей эффективности деятельности

аппарата управления

Показатели Предыдущий год Отчетный год Отклонение -,+.
Удельный вес работников аппарата управления в общей числен. работающих ( % ).        
Фактические расходы на содержание аппарата управления на 1тыс. руб. товарооборота ( руб. )            
Товарооборот на 1 работника аппарата управления ( тыс. руб. )          
Прибыль от обычной деятельности до налогообложения на 1 работника аппарата управления ( тыс. руб. )            

Социальная эффективность характеризуется развитием социальной структуры организации, ростом качества трудовой жизни. В узком смысле она показывает результативность управления с позиции удовлетворения потребностей участвующих в создании услуги людей. Показатель социальной эффективности управления можно рассматривать в роли индикатора возможностей персонала и их фактического использования.

Организационная эффективность связана с совершенствованием хозяйства с целью повышения оперативности управления, улучшением конечных результатов «производства» услуг. Ее рост связан с развитием важнейших форм организации труда (специализации, кооперирования, концентрации), интеграции науки и производства, рациональным сочетанием централизации и децентрализации в управлении, рациональным распределением хозяйственных и юридических прав, обязанностей, ответственности между структурными элементами системы.

Специалисты предлагают затраты на управление в современных условиях определять по формуле приведенных затрат, ибо они полнее отражают использование управленческого потенциала в процессе функционирования предприятия. Это объясняется также усилением роли фактора управления в образовании стоимости валового национального продукта.

Исходя из этого, в качестве показателя уровня социально-экономической эффективности управления предлагается выражение:

Эусэ = У х Р х ----- ;

Зу

где Р – уровень удовлетворения потребностей общества, определяемый как:

Фактический объем реализованных услуг

Р = -------------------------------------------------------------

Потенциально возможный объем реализации услуг

Зу – уровень использования управленческого потенциала (уровень экономичности затрат на управление), определяемый как:

Фактически произведенные затраты на управление

Зу = -------------------------------------------------------------------

Приведенные затраты на управление по смете

У – уровень использования производственного потенциала, определяемый как:

Фактически реализованный потенциал

У = -----------------------------------------------------

Максимально возможный потенциал

Диапазон изменений всех параметров от 0 до 1, приближение расчетных значений к единице означает повышение результативности управления.

Важной характеристикой, дополняющей социально-экономическую эффективность управления, является для торговых предприятий социальная эффективность.

Интегральный показатель социальной эффективности управления предприятием обобщает социальные изменения, осуществляемые благодаря усилиям управления. Донецкие учёные предлагают рассчитывать целый комплекс показателей для оценки социальной эффективности:

-уровень квалификации контактного персонала;

-уровень соответствия профессий персонала выполняемым работам;

-уровень квалификации служащих (специалистов);

-уровень соответствия квалификации служащих занимаемой должности;

-уровень технической вооруженности контактного персонала;

-уровень условий труда;

-уровень стабильности кадров;

-уровень дисциплины;

-уровень соблюдения экологических норм;

-творческая трудовая активность;

-степень участия персонала в управлении фирмой;

-уровень медицинского обслуживания;

-уровень организации питания;

-уровень обеспеченности жильем.

Для торгового предприятия особую значимость имеет оценка экономической эффективности основного вида деятельности – товарного обмена. Эффективность товарного обмена любой коммерческой структуры определяется как отношение полученного ею дохода от реализации товара к сумме расходов на приобретение и издержек обращения на реализацию товара.

Он указывает, что в принципе эффективность может быть также определена как отношение надбавки к сумме издержек обращения. Такая вариантность возможна потому, что при внутренней торговле для коммерческой структуры имеет значение не столько сама величина эффективности, сколько динамика ее изменения в зависимости от номенклатуры товаров, от уровня получаемых вознаграждений или торговых надбавок, от объемов партий отдельных видов товаров и времени их реализации на рынке.

Отслеживая динамику эффективности, можно осознанно подойти к решению ряда задач, среди которых могут быть следующие:

-выбор наиболее выгодной номенклатуры товаров;

-определение наиболее оптимальной величины посреднического вознаграждения;

-планирование оборота каждого вида товара по объему и времени его сбыта.

Наши рекомендации