Лабораторная работа № 6 АЛЬДЕГИДЫ И КЕТОНЫ
Цель работы: получить лабораторным способом ацетальдегид и ацетон. Изучить химические свойства алифатических и ароматических альдегидов, ацетона. Сравнить восстановительную способность альдегидов и кетонов. Познакомиться с их характерными свойствами.
Реактивы и материалы: карбид кальция; 25%-ный раствор серной кислоты; концентрированная соляная кислота; концентрированный раствор аммиака; 10%-ный раствор гидроксида натрия; 1%-ный спиртовой раствор фенолфталеина; 1%-ный раствор сульфата меди (II); 0,2 н раствор нитрата серебра; насыщенный раствор гидросульфита натрия; оксид ртути (II); 40%-ный водный раствор формальдегида; бензальдегид; фуксинсернистая кислота; ацетон; диэтилкетон; цикло- гексанон; обезвоженный ацетат натрия; солянокислый 2,4-динитрофе- нилгидразин; 1%-ный раствор йода в йодистом калии.
Оборудование: набор пробирок, пробка с газоотводной трубкой, стакан, спиртовка, пробиркодержатель, предметное стекло.
Опыт 1. Реакция с фуксинсернистой кислотой
В пять пробирок помещают по 0,5 мл бесцветного свежеприготовленного раствора фуксинсернистой кислоты и добавляют по две капли в одну - раствора формальдегида, во вторую - бензальдегида, в третью - ацетона, в четвертую - циклогексанона, в пятую - диэтилке- тона. Встряхивают, через несколько минут появляется окрашивание.
Вопросы и задания
Отметьте окрашивание раствора. Напишите схему протекания реакций.
Является ли реакция с образованием оснований Шиффа качественной на все альдегиды и кетоны?
Опыт 2. Получение ацетальдегида из ацетилена
В пробирку помещают несколько кусочков карбида кальция, немного (на кончике шпателя) оксида ртути (II) и наливают 2 мл раствора серной кислоты. Пробирку быстро закрывают пробкой с газоотводной трубкой, конец которой опускают в другую пробирку с 2 мл воды так, чтобы газоотводная трубка была погружена в воду. Приемную пробирку охлаждают в стакане воды со льдом. Пробирку с карбидом кальция нагревают 3-4 минуты, пропуская газ через воду. Наличие ацетальдегида в пробирке с водой обнаруживают по характерному запаху и по реакции с двумя каплями фуксинсернистой кислоты.
Вопросы и задания
Напишите уравнения реакций, приводящих к получению уксусного альдегида. Кто впервые осуществил данный синтез?
Отметьте характерный запах ацетальдегида.
Опыт 3. Реакция альдегидов и кетонов с гидроксидом диамминсеребра (I)
В три чистые обезжиренные пробирки вносят по две капли раствора нитрата серебра и по 3-4 капли концентрированного раствора аммиака (до полного растворения осадка оксида серебра (I)). После этого добавляют по две капли в первую пробирку - раствора формальдегида, во вторую - бензальдегида, в третью - ацетона. Содержимое пробирок осторожно нагревают в пламени спиртовки.
Внимание! Раствор гидроксида диамминсеребра после реакции сдать преподавателю или лаборанту и промыть пробирки.
Вопросы и задания
Какое комплексное соединение серебра образуется при взаимодействии нитрата серебра с избытком аммиака? Как называется этот реактив?
Отметьте изменения, происходящие в пробирках. Объясните происходящие процессы. Является ли данная реакция качественной на альдегиды и кетоны? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Как еще называют данную реакцию?
Опыт 4. Окисление альдегидов гидроксидом меди (II)
В две пробирки помещают по 0,5 мл раствора гидроксида натрия, добавляют по 0,5 мл воды и 2-3 капли раствора сульфата меди (II). В первую пробирку приливают две капли раствора формальдегида, во вторую - две капли бензальдегида. Верхнюю часть пробирок прогревают в пламени спиртовки и наблюдают изменение окраски раствора в процессе нагрева.
Вопросы и задания
1. Опишите наблюдаемые процессы и составьте соответствующие уравнения реакций.
2. Что общего между реакциями взаимодействия альдегидов с гидроксидом меди (II) и раствором гидроксида диамминсеребра (I)?
Опыт 5. Окисление бензальдегида кислородом воздуха
На предметное стекло наносят каплю бензальдегида и оставляют на воздухе. Через некоторое время появляются кристаллы.
Вопросы и задания
Что представляют собой образующиеся кристаллы? Напишите уравнение реакции окисления бензойного альдегида кислородом.
Отметьте изменение запаха в процессе окисления?
Опыт 6. Получение и гидролиз уротропина
В пробирку помещают каплю раствора фенолфталеина и по 0,5 мл раствора формальдегида и раствора аммиака. Добавляют еще несколько капель раствора аммиака до образования неисчезающего малинового окрашивания (избыток аммиака). Несколько капель раствора переносят на предметное стекло и осторожно упаривают в пламени спиртовки до появления кристаллов уротропина (гексаметилентетрамина). Раствор уротропина делят на две пробирки. В одну пробирку добавляют при встряхивании 1-2 капли раствора гидроксида натрия, в другую - каплю соляной кислоты (при кипячении). Продукты гидролиза можно обнаружить по запаху или реакцией с фуксинсернистой кислотой.
Вопросы и задания
Напишите уравнения синтеза уротропина. Какого цвета кристаллы полученного продукта? Кто впервые получил уротропин?
Какова реакция среды водного раствора уротропина?
Почему упаривание необходимо проводить осторожно?
Составьте уравнение гидролиза уротропина.
Опыт 7. Реакция бензальдегида и ацетона с гидросульфитом натрия
В две пробирки наливают по 0,5 мл насыщенного раствора гидросульфита натрия. В первую добавляют три капли бензальдегида, во вторую - три капли ацетона. Смеси в пробирках энергично встряхивают и наблюдают выпадение кристаллов соответствующих веществ. К полученным кристаллам добавляют разбавленный раствор соляной (или серной) кислоты.
Вопросы и задания
Напишите уравнения синтеза и распада гидросульфитов бензальдегида и ацетона.
К какому типу относится данная реакция? Является ли данная реакция качественной на карбонильную группу?
Опыт 8. Получение 2,4-динитрофенилгидразона бензальдегида
В пробирку помещают несколько кристаллов солянокислого 2,4- динитрофенилгидразина, ацетата натрия и добавляют 1 мл воды. Содержимое пробирки встряхивают до полного растворения веществ. К раствору приливают 3-4 капли бензальдегида и встряхивают до выпадения кристаллов.
Вопросы и задания
Напишите уравнение реакции.
Можно ли данную реакцию отнести к качественным реакциям на альдегиды и кетоны? Почему?
Опыт 9. Реакция с солянокислым гидроксиламином
В две пробирки помещают по две капли соответственно ацетальдегида и ацетона и прибавляют 1 мл раствора солянокислого гидро- ксиламина. Смеси нагревают на водяной бане и добавляют в каждую пробирку по одной капле метилового оранжевого.
Вопросы и задания
Напишите соответствующие уравнения реакций.
Объясните, почему данную реакцию можно использовать для количественного определения альдегидов.
Опыт 10. Получение ацетона из ацетата натрия
В сухую пробирку насыпают обезвоженный ацетат натрия (высота слоя 8-10 мм) и закрывают пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки помещают в пробирку с 1 мл воды. Приемную пробирку охлаждают в стаканчике с холодной водой. Соль нагревают на пламени спиртовки. Водный раствор ацетона используют для следующего опыта.
Вопросы и задания
1. Напишите уравнение получения ацетона. К какому типу относится данная реакция?
По каким характерным признакам можно доказать образование ацетона?
Какова растворимость ацетона в воде?
Опыт 11. Йодоформная реакция кетонов
В две пробирки приливают по три капли раствора йода в йодистом калии и по 0,5 мл раствора гидроксида натрия. К обесцвеченным растворам добавляют в одну - две капли раствора ацетона (полученного в предыдущем опыте), в другую - две капли диэтилкетона.
Вопросы и задания
По каким признакам можно судить об образовании йодоформа? Напишите уравнения реакций.
Характерна ли йодоформная реакция для всех кетонов?
В общем выводе о работе ответьте на следующие вопросы.
Почему низкомолекулярные альдегиды и кетоны хорошо растворяются в воде?
Какими еще лабораторными способами можно получить альдегиды?
Какие продукты реакции характерны при окислении альдегидов?
Охарактеризуйте способность альдегидов к окислению и объясните ее, исходя из структурных особенностей альдегидной группы. Почему окисление бензальдегида протекает даже на воздухе?
Лабораторная работа № 7