Лабораторная работа № 10 АМИНОКИСЛОТЫ. БЕЛКИ

Цель работы: познакомиться с основными химическими свой­ствами аминокислот. Изучить качественные реакции на белок.

Реактивы и материалы: 1%-ный раствор глицина; 0,2%-ный раствор метилового красного; оксид меди (II); 0,2 н раствор гидроксид натрия; 2 н раствор соляной кислоты; водный раствор белка; концен­трированный раствор гидроксида натрия; азотная кислота (р= 1,4 г/см3); кристаллический и 10%-ный растворы сульфата меди (II); ацетат на­трия; 1%-ный раствор хлорида железа (III); 40%-ный раствор формаль­дегида; этанол; 10%-ный раствор ацетата свинца; белая шерсть.

Оборудование: набор пробирок, спиртовка.

Опыт 1. Амфотерные свойства глицина

В пробирку помещают 0,5 мл раствора глицина и добавляют одну каплю метилового красного. В пробирку добавляют две капли раство­ра формальдегида.

Вопросы и задания

Что такое амфотерность? Почему это явление проявляется у аминокислот?

Каков цвет индикатора метилового красного при добавлении его к глицину? Почему?

Напишите схему реакции взаимодействия глицина с формаль­дегидом. Почему изменилась окраска индикатора?

Опыт 2. Свертывание белков

В четыре пробирки помещают по 0,5 мл раствора яичного белка. Содержимое первой пробирки нагревают до кипения, охлаждают и растворяют в воде. В остальные пробирки добавляют соответственно раствор формальдегида, этанол и уксусную кислоту.

Вопросы и задания

Какие изменения происходят в структуре белка при нагревании? Меняется ли его первичная структура? Как называется процесс сверты­вания белков? Почему свернувшийся белок не растворяется в воде?

Что происходит с белком при добавлении формальдегида? Ка­кое действие формальдегида иллюстрирует опыт? Где данная реакция находит применение в быту?

Что наблюдаете при добавлении к белку спирта и кислоты?

Опыт 3. Реакция аминокислот с хлоридом железа (III)

К 1 мл раствора глицина добавляют две капли раствора хлорида железа (III).

Вопросы и задания

Что доказывает данная реакция? Напишите уравнение реакции.

Опыт 4. Реакция с солями меди

В пробирку наливают 1 мл раствора глицина и вносят по крис­таллику медного купороса и ацетата натрия.

Вопросы и задания

Опишите наблюдаемое явление. Объясните возможность про­текания данной реакции. Напишите уравнение реакции.

Зачем необходим ацетат натрия?

Опыт 5. Осаждение белка солями тяжелых металлов

Берут две пробирки и помещают в них по 1 мл раствора яичного белка. В первую пробирку добавляют одну каплю раствора сульфата меди (II), во вторую - одну каплю раствора ацетата свинца.

Вопросы и задания

Наличие каких функциональных групп обуславливает взаимо­действие белка с солями тяжелых металлов?

Составьте схемы реакций, лежащих в основе процесса осажде­ния белка солями тяжелых металлов.

Опыт 6. Биуретовая реакция на белки

В пробирку помещают 1 мл раствора яичного белка, 1 мл раство­ра гидроксида натрия и 1-2 капли раствора сульфата меди.

Вопросы и задания

Напишите схему реакции биурета с гидроксидом меди (II). Наличие какого структурного фрагмента в молекуле необходимо для положительной биуретовой реакции?

Можно ли считать данную реакцию качественной на белок?

Опыт 7. Ксантопротеиновая реакция

В пробирку вводят 1 мл водного раствора белка и 0,5 мл концен­трированной азотной кислоты. Смесь осторожно нагревают. После охлаждения добавляют к реакционной смеси по каплям концентриро­ванный раствор аммиака.

Вопросы и задания

Какие аминокислоты можно обнаружить с помощью данной реакции?

На примере соответствующей аминокислоты напишите реакцию ее взаимодействия с азотной кислотой.

Чем объясняется изменение окраски (какой?) после добавле­ния раствора аммиака? Можно ли считать данную реакцию качествен­ной на белки?

Опыт 8. Реакция на серу

В пробирку помещают комочек белой шерстяной пряжи, 0,5 мл раствора гидроксида натрия, 3-4 капли раствора ацетата свинца и на­гревают содержимое пробирки в пламени спиртовки.

Вопросы и задания

Опишите наблюдаемое явление. Напишите уравнение реакции.

Какие белки дают качественную реакцию на серу?

В общем выводе о работе ответьте на следующие вопросы.

В чем проявляется двойственность химических функций ами­нокислот? Как это можно доказать?

Что такое денатурация белка?

Какие качественные реакции на белки вы изучили? Какие струк­турные фрагменты белков они позволяют обнаружить?