Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink

Цель работы

1. Определение непрерывных моделей систем автоматического управления по заданным дифференциальным уравнениям или заданным передаточным функциям.

2. Определение матриц коэффициентов состояния, управления, наблюдения и выхода системы по дифференциальным уравнениям систем автоматического управления.

Теоретическое обоснование:

Классической формой представления однопараметрической математической модели системы является дифференциальное или операторное уравнение

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru , (3.1)

(ansn + an-1sn-1 +…+ a1)×Y(s) = (bmsm + bm-1sm-1 +…+b1)×U(s), (3.2)

где u, у - входной и выходной сигналы системы управления, an, bm – коэффициенты дифференциального или операторного уравнения.

Из выражения (3.2) определяется передаточная функция

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.3)

Одной передаточной функции системы управления (3.3) могут соответствовать несколько структурных схем, которые могут быть получены способами прямого, параллельного и последовательного программирования.

Непрерывная линейная система также может быть описана дифференциальным векторно-матричным уравнением

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.4)

где А – матрица коэффициентов состояний размером k´k; В – матрица коэффициентов управления размером k´n; С – матрица коэффициентов наблюдения размером m´k и D – матрица коэффициентов выхода размером m´n; X – вектор состояния (матрица-столбец размером k´1); U – вектор управления (матрица-столбец размером n´1); Y – вектор наблюдения (матрица-столбец размером m´1)[1]. Структурная схема вычисления значений векторно-матричных уравнений (3.4) изображена на рис. 3.1.

Описание работы

В пакете Simulink для передаточной функции (3.5) модели решения дифференциальных уравнений могут быть построены различными методами.

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.1 Структурная схема вычисления значений векторно-матричных уравнений

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.5)

Метод прямого программирования

Изображение выходного сигнала можно определить через изображение дополнительной переменной e (3.6, 3.7).

Y(s) = (s2 + 4s + 3)×E(s), (3.6)

откуда

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.7)

Уравнение (3.7) можно представить в виде дифференциального уравнения:

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.8)

Уравнение (3.8) определяет схему моделирования (рис. 3.2). Выходная величина системы y(t)(3.6) является линейной комбинацией фазовых координат xi. Фазовую координату интегратора 2 обозначают как x1, то есть e = x1, интегратора 1 – x2, то есть Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru , и так далее. Тогда фазовые координаты схемы моделирования рис. 3.2 связаны следующими соотношениями:

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.9)

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис.3.2 Схема моделирования системы методом прямого программирования

Выходная величина y(t)определяется как линейная комбинация фазовых координат (3.6)

y= 3x1+ 4x2+ x3. (3.10)

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.3. Результат моделирования методом прямого программирования

Из системы уравнений (3.9) и 3.10) можно получить векторно-матричное уравнение системы и матрицы коэффициентов: состояний А, управленияВи наблюдения С (3.11):

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.11)

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru C = [3 4 1], D = 0;

Метод параллельного программирования

Структурная схема для параллельного программирования получается из передаточной функции (3.6), если ее представить в виде суммы элементарных дробей. Коэффициенты С0, С1, С2, вычисленные методом Хевисайда, и корни знаменателя определяют с помощью программы:

coef=[1,7,10,0]; %Коэффициенты многочлена

r=roots(coef) %Корни многочлена

syms s %Символьная переменная

C0=limit([(s^2+4*s+3)*s/(s^3+7*s^2+10*s)],0) %Предел в точке s=0

Cl=limit([(s^2+4*s+3)*(s+5)/(s^3+7*s^2+10*s)],-5) %Предел в точке s=-5

C2=limit([(s^2+4*s+3)*(s+2)/(s^3+7*s^2+10*s)],-2) %Предел в точке s=-2

Откуда

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.12)

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.13)

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru . (3.14)

С учетом выражений (3.13, 3.14) получена схема моделирования методом параллельного программирования (рис. 3.4).

Из схемы моделирования (рис. 3.4) получена матрица коэффициентов состояний А и матрица коэффициентов наблюдения С (3.15).Матрица A при параллельном программировании имеет диагональный вид, что достигается выбором базиса, при котором фазовые координаты не влияют друг на друга. Этот метод программирования особенно удобен при действительных корнях полиномов числителя и знаменателя.

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.4 Схема моделирования системы методом параллельного программирования

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.15)

Откуда:

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru D = 0.

Результат моделирования приведен на рис. 3.5.

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.5. Результат моделирования методом параллельного программирования

Метод последовательного программирования

Структурную схему для последовательного программирования получают из передаточной функции (3.5), если ее разбить на блоки и для каждого блока представить схему моделирования

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.16)

По блочной передаточной функции (3.15) составляем схему моделирования (рис. 3.6).

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.6 Схема моделирования системы методом последовательного программирования

Из схемы моделирования (рис. 3.6) получена матрица коэффициентов состояний А,матрицакоэффициентов управления В и матрица коэффициентов наблюдения С:

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.17)

или

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru (3.18)

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru C = [-1 -2 1],D = 0.

Результат моделирования приведен на рис. 3.7.

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.7. Результат моделирования методом последовательного программирования

Для сравнения эффективности методов необходимо построить схемы сравнения, изображенные на рис. 3.8 и 3.10. Результаты сравнения приведены, соответственно, на рис. 3.9 и 3.11.

Задание

1. По заданной передаточной функции методом прямого программирования составить схему моделирования в пакете Simulink и определить матрицы коэффициентов А, В, С, D.

2. В пакете Simulink построить график реакции системы на единичное ступенчатое воздействие.

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.8 Структурная схема сравнения методов прямого и параллельного программирования

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.9 Результаты сравнения методов прямого и параллельного программирования

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.10. Сравнение методов прямого и последовательного программирования

Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru Решение дифференциальных уравнений в пакете Simulink - student2.ru

Рис. 3.11. Результаты сравнения методов прямого и последовательного программирования

3. По заданной передаточной функции методом параллельного программирования составить схему моделирования в пакете Simulink и определить матрицы коэффициентов А, В, С, D.

4. В пакете Simulink построить график реакции системы на единичное ступенчатое воздействие.

5. По заданной передаточной функции методом последовательного программирования составить схему моделирования в пакете Simulink и определить матрицы коэффициентов А, В, С, D.

6. В пакете Simulink построить график реакции системы на единичное ступенчатое воздействие.

7. Построить графики сравнения реакции систем для методов прямого и параллельного программирования.

8. Построить графики сравнения реакции систем для методов прямого и последовательного программирования.

Содержание отчета

1. Дифференциальные уравнения для построения моделей методами прямого параллельного и последовательного программирования.

2. Структурные схемы исследуемой системы, полученные методами прямого, параллельного и последовательного программирования.

3. Матрицы коэффициентов состояний A, матрицы коэффициентов управления B, матрицы коэффициентов наблюдения C и матрицы коэффициентов выхода Dсистемы для методов прямого, последовательного и параллельного программирования.

4. Графики реакции системы на единичное ступенчатое воздействие.

5. Графики сравнения реакции систем для методов прямого параллельного программирования и последовательного программирования.

Контрольные вопросы

1. Дайте сравнительную характеристику метода параллельного программирования и метода прямого программирования.

2. Дайте сравнительную характеристику метода параллельного программирования и метода последовательного программирования.

3. Определите размерность матрицы А.

4. Определите размерность матрицы B.

5. Определите размерность матрицы C.

6. Определите размерность матрицы D

7. Определите, какие параметры системы связывает матрица А.

8. Определите, какие параметры системы связывает матрица В.

9. Определите, какие параметры системы связывает матрица С.

Лабораторная работа № 4

Наши рекомендации