Решение обыкновенных дифференциальных уравнений

Цель работы: сформировать у студентов представление о применении ДУ в различных областях; привить умения решать задачу Коши для ДУ у' = f(x, y) на отрезке [ a, b] при заданном начальном условии у0 = f(x0) методами Пикара, Эйлера, Рунге – Кутты, Адамса; развить навыки проверки полученных результатов с помощью прикладных программ.

Метод Пикара

Пример 5.1.

Решить задачу Коши для ДУ Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru на отрезке [1,7; 2,7] при заданном НУ: у(1,7) = 5,3 и шаге интегрирования h = 0,1 методом Пикара с шагом h.

В отчете представить: ход работы, программу – функцию, погрешность, графическую иллюстрацию решения.

Решение.

1. Вводим данные (рис. 5.1)

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

a = 1,7 b = 2,7

h = 0,1 Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

y0 = 5,3 i = 0..n

Рис.5.1.Задание исходных данных

2. Задаем функцию, возвращающую значения первой производной по переменной у (рис.5.2).

f derive(y) = Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис.5.2.Функция, возвращающая значение первой производной функции

3. Составим функцию, возвращающую решение ДУ методом

Пикара. Здесь: f – исходнаяфункция; f deriv –

Производная функции по у; a,b – концы отрезка; h – шаг; у0 –

начальное значение переменной у.

4. Найдем решение ДУ методом Пикара (рис. 5.3).

fnPikan(fn, fn derive, a, b, h, y0)= Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис. 5.3.Задание функции, возвращающей решение ДУ

методом Пикара (файл fnPikar.mcd)

fnPikar(f, f derive, a, b, 0.1, y0) =

 
7,78457519486·10-11
5,3
5,46340155616
5,62650688007
5,78947945853
5,95251650231
6,11584391144
6,27971330675
6,44440084325
6,61020759752
6,77746140952
6,94652015221

Рис. 5.4.Нахождение численного решения ДУ методом Пикара

Метод Эйлера и его модификации

Пример 5.2.

Решить задачу Коши для ДУ Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru на отрезке [1,7; 2,7] при заданном НУ: у(1,7) = 5,3 и шаге интегрирования h = 0,1 методом Эйлера и усовершенствованным методом Эйлера с шагами h и h/2.

В отчете представить: ход работы, программу функцию, погрешность, графическую иллюстрацию решения и оценку погрешности приближения.

Решение.

Ход решения задачи по методу Эйлера приведен на рис. 5.5 – 5.7.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru а = 1,7 b = 2,7 у0 = 5,3

h = 0,1 Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru n = 10

i = 0..n

y0 = y0 xi = a + ih h2 = 0,05

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис5.5.Фрагмент рабочего листа Маthcad с решением

уравнения методом Эйлера с шагом h и h/2 и графической

визуализацией метода Эйлера.

1. Составим программу, реализующую метод Эйлера(рис.

5.6).

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис.5.6.Листинг программы, реализующий метод Эйлера

2. Получим решение ДУ методом Эйлера(рис. 5.7.).

ES h = eyler(f, a, b, h, y0)

ES h2 = eyler(f, a, b, Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru , y0)

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис. 5.7.Нахождение численного решения ДУ методом Эйлера

Примечание

Функцию, возвращающую решение ДУ усовершенствованным методом Эйлера, составить самостоятельно.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис. 5.8.Решение ДУ усовершенствованным методом

Эйлера с шагами h и h/2

5.3. Метод Рунге – Кутты

На практике наиболее часто используют метод Рунге – Кутты четвертого порядка.

Пример 5.3.

Решить задачу Коши для ДУ Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru на отрезке [1,7; 2,7] при заданном НУ у(1,7) = 5,3 и шаге интегрирования h = 0,1 методом Рунге – Кутты четвертого порядка с шагом h и 2h.

В отчете представить: ход работы, программу функцию, погрешность, графическую иллюстрацию решения и оценку погрешности приближения.

Решение.

1. Вводим данные задачи (рис. 5.9).

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru a = 1,7 b = 2,7

h = 0,1 Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

y0 = 5,3

i = 0..n

Рис.5.9.Задание исходных данных

2. Составим функцию, возвращающую решение ДУ первого порядка методом Рунге – Кутты. Здесь: fn – заданная функция; a, b – концы отрезка; h – шаг; y0 – начальное значение функции.

3. Найдем решение ДУ первого порядка, используя встроенные функции Mathcad (рис. 5.10).

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

RK h = fnRungeKutta(f, a, b, h, y0)

RK 2h = fnRungeKutta(f, a, b, 2h, y0)

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис. 5.10.Листинг функции, возвращающей численное

решение ДУ методом Рунге–Кутты

Метод Адамса

Пример 5.4.

Решить задачу Коши для ДУ Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru на отрезке [1,7; 2,7] при заданном НУ у(1,7) = 5,3 и шаге интегрирования h = 0,1 методом Адамса с шагом h.

В отчете представить: ручной счет, программу – функцию, погрешность, графическую иллюстрацию решения и оценку погрешности приближения.

Решение.

1. Найдем первые четыре числа по формуле Рунге–Кутты (рис. 5.11).

yi = fnRungeKutta(f, a, b, h, y0)i

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис. 5.11.Вычисление первых четырех значений численного решения по формуле Рунге–Кутты

2. Составим функцию, реализующую метод Адамса (рис. 2.10.3). Здесь a, b – концы отрезка; y1 – начальное значение функции; h – шаг.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис. 5.12.Функция, возвращающая численное решение

ДУ методом Адамса

3. Графическая иллюстрация решения ДУ разными методами представлена на рис. 5.13.

Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru

Рис. 5.13.Визуализация решения ДУ разными методами

Вопросы по теме

1. Что значит – решить задачу Коши для ДУ первого порядка?

2. Графическая интерпретация численного решения ДУ.

3. Какие существуют методы решения ДУ в зависимости от

формы представления решения?

4. В чем заключается суть принципа сжимающих

отображений?

5. Рекуррентная формула метода Пикара.

6. В чем заключается суть метода ломаных Эйлера?

7. Применение, каких формул позволяет получить значения

искомой функции по методу Эйлера?

8. Графическая интерпретация метода Эйлера и

усовершенствованного метода Эйлера. В чем их отличие?

9. В чем заключается суть метода Рунге–Кутты?

10. Как определить количество верных цифр в числе,

являющемся решением ДУ методом Эйлера,

усовершенствованного метода Эйлера, Пикара, Рунге–

Кутты?

Задание к лабораторной работе № 5

Задание 5.1.

Решить задачу Коши для ДУ y’ = f(x, y) на отрезке [a, b] при заданном НУ у(а) = с и шаге интегрирования h (исходные параметры заданы в табл. 2.10.1):

1) методом Эйлера и усовершенствованным методом Эйлера с шагом h и h/2;

2) методом Рунге–Кутты с шагом h и 2h;

3) методом Адамса;

4) методом Пикара.

Решение должно содержать: ход работы, программу метода, графическое решение уравнения и оценка погрешности приближения. В числах оставлять 5 цифр после запятой.

Таблица 5.1.Варианты заданий для выполнения самостоятельной работы

f(x, y) [a, b] y0 h
2 + 0,1ху [0; 1] у(0) = 0,2 0,1
0,185(x2 + cos(0,7x)) + 1,843y [0,2; 1,2] у(0,2) = 0,25 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,6; 2,6] у(1,6) = 4,6 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0,2; 1,2] у(0,2) = 1,1 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,4; 2,4] у(1,4) = 2,5 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,7; 2,7] у(1,7) = 5,3 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [2,6; 4,6] у(2,6) = 3,5 0,2
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [2; 3] у(2) = 2,3 0,1
1,6 + 0,5y2 [0; 1] у(0) = 0,3 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,8; 2,8] у(1,8) = 2,6 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [2,1; 3,1] у(2,1) = 2,5 0,1
e2x + 0,25y2 [0; 0,5] у(0) = 2,6 0,05
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [- 2; -1] у(-2) = 3 0,1
0,133·(x2 + sin(2x)) + 0,872y [0,2; 1,2] у(0,2) = 0,25 0,1
sin(x + y) +1,5 [1,5; 2,5] у(1,5) = 4,5 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0,4; 1,4] у(0,4) = 0,8 0,1
2,5x + cos(y + 0,6) [1; 3] у(1) = 1,5 0,2
cos(1,5y +x)2 + 1,4 [1; 2] у(1) = 1,5 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,5; 2] у(1,5) = 2,1 0,05
cos y + 3x [0; 2] у(0) = 1,3 0,1
cos(1,5x – y2) – 1,3 [-1; 1] у(-1) = 0,2 0,2
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,6; 2,6] у(1,6) = 4,6 0,1
e-(y – 1) + 2x [0; 0,5] у(0) = 0,3 0,05
1 + 2y sin x – y2 [1; 2] у(1) = 0 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0; 1] у(0) = 0 0,1
0,166(x2 + sin(1,1x)) + 0,883y [0,2; 1,2] у(0,2) = 0,25 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,7; 2,7] у(1,7) = 5,6 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,4; 2,4] у(1,4) = 2,5 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0,6; 1,6] у(0,6) = 0,8 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1; 2] у(1) = 5,9 0,1
1 + 0,8y sin x - 2y2 [0; 1] у(0) = 0 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0,5; 1,5] у(0,5) = 1,8 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [1,2; 2,2] у(1,2) = 1,8 0,1
1 + 2,2 · sin x + 1,5y2 [0; 1] у(0) = 0 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0; 1] у(0) = 0 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0; 1] у(0) = 0 0,1
Решение обыкновенных дифференциальных уравнений - student2.ru [0; 1] у(0) = 0 0,1
0,2x2 + y2 [0; 1] у(0) = 0,8 0,1
x2 + y [0; 1] у(0) = 0,4 0,1
xy + 0,1y2 [0; 1] у(0) = 0,5 0,1

Литература

Основная литература:

Алексеев Г.В., Вороненко Б.А., Лукин Н.И. Математические методы в

пищевой инженерии: Учебное пособие. – СПб.: «Лань», 2012. – 212 с.

Алексеев Г.В. Математические методы в инженерии: Учеб.-метод. пособие. – СПб.: НИУ ИТМО; ИХиБТ. 2012. – 39 с.

Алексеев Г.В., Холявин И.И. Численное экономико-математическое моделирование и оптимизация: учебное пособие для вузов, ГИЭФПТ, 2011, 211 с.

Макаров Е.Г. Mathcad: Учебный курс. – СПб.: Питер, 2009. - 384 с.

дополнительная литература:

Поршнев С.В.,Беленкова И.В. Численные методы на базе Mathcad. –

СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – 464 с.

Агапьев Б.Д., Белов В.Н., Кесаманлы Ф.П., Козловский В.В., Марков С.И. Обработка экспериментальных данных: Учеб. пособие / СПбГТУ. СПб., 2001.

ГореловаГ.В. Теория вероятностей и математическая статистика в примерах и задачах с применением Excel. – М.: Феникс, 2005. – 476 с.

Адлер Ю.П., Маркова Е.В., Грановский Ю.В. Планирование эксперимента при поиске оптимальных условий.-М.: Наука, 1976

Асатурян В.И. Теория планирования эксперимента.-М.: Радио и связь, 1983

Бродский В.З. Введение в факторное планирование эксперимента.-М.: Наука, 1976

Демиденко Е.З. Линейная и нелинейная регрессия.-М.: Финансы и статистика, 1981

Красовский Г.И., Филаретов Г.Ф. Планирование эксперимента.-Минск: БГУ, 1982

Маркова Е.В., Лисенков А.Н. Комбинаторные планы в задачах многофакторного эксперимента.-М.: Наука,1979

Фролькис В.А. Линейная и нелинейная оптимизация.-СПб. 2001. 306 с.

Курицкий Б.Я. Поиск оптимальных решений средствами Excel 7.0.-СПб.: BHV,1997,384с

программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

http://www.open-mechanics.com/journals - Процессы и аппараты пищевых производств

http://www.spbgunpt.narod.ru/ur_gigm.htm - Механика жидкости и газа, гидравлика и гидравлические машины

http://elibrary.ru/defaultx.asp - научная электронная библиотека «Elibrary»

Содержание

Введение

1.Лабораторная работа №1: Теория приближенных вычислений

1.1. Абсолютная и относительная погрешности

1.2. Погрешность округленного числа

1.3. Погрешности арифметических действий

1.4. Погрешности элементарных функций

1.5. Способ границ

1.6. Обратная задача теории погрешностей

1.7. Вопросы по теме

1.8. Задания к лабораторной работе №1

2.Лабораторная работа №2:Численные методы решения

скалярных уравнений

1.1. Метод хорд

1.2. Метод касательных

1.3. Метод простой итерации

1.4. Вопросы по теме

1.5. Задания к лабораторной работе №2

3.Лабораторная работа №3: Численные методы решения систем

нелинейных уравнений

3.1. Метод Ньютона

3.2. Вопросы по теме

3.3. Задание к лабораторной работе №3

4.Лабораторная работа№4: Численное интегрирование

4.1. Метод прямоугольников

4.2. Метод Симпсона

4.3. Метод трапеций

4.4. Метод Монте – Карло

4.5. Вопросы по теме

4.6. Задание к лабораторной работе №4

5. Лабораторная работа №5: Решение обыкновенных дифференциальных уравнений

5.1. Метод Пикара

5.2. Метод Эйлера и его модификации

5.3. Метод Рунге – Кутты

5.4. Метод Адамса

5.5. Вопросы по теме

5.6. Задание к лабораторной работе №5

6. Литература

Наши рекомендации