Особенности управления на современном этапе развития общества.
Характеристики современного этапа управления персоналом (тенденции):
1. Превращение персонала в решающий, ключевой фактор развития любой организации. На современном этапе основное богатство страны - это человеческий капитал. Цена труда постоянно растёт. Самый дорогой труд сейчас в Германии, Норвегии, Швеции, Голландии, США, Японии.
2. Интеграция управления персоналом в общую стратегию организации, превращение управления персоналом в фактор стратегического планирования.
Производственный процесс на современном предприятии выгладит так:
- Управление персоналом;
- Политика;
- Планирование;
- Организационная структура;
- Производственная деятельность.
Таким образом, персонал встаёт на первое место. Политика организации начинает определяться персоналом.
В планировании и производственной деятельности обязательно присутствует директор по персоналу.
3. Представительство управления персоналом на высшем уровне.
4. Растущая интеграция работников служб персонала и линейных менеджеров. Сейчас работники служб персонала всё больше принимают участие в процессах мотивации персонала, повышения квалификации, в решении вопросов карьеры служащих компании и т.д.
5. Занятие руководящих должностей преимущественно своими работниками. Если человек уверен, что на этом рабочем месте он проработает всю жизнь, то отдача будет значительно выше (очевидный пример с Японией).
6. На Западе проявляется следующая тенденция: сегментация подхода к персоналу (3 сегмента):
- Наиболее ценные работники (руководители, конструкторы, талантливые инженеры), для которых создаются наиболее благоприятные условия.
- Ценные кадровые работники (руководители более низкого уровня, перспективные специалисты);
- Менее ценные работники, которых достаточно легко заменить.
7. Профессионализация функции управления персоналом. На современных предприятиях в сфере управления персоналом работают очень квалифицированные профессионалы: психологи, социологи, вопросами подготовки и переквалификации персонала занимаются люди достаточно высокой квалификации.
8. Возрастание значимости функции социального партнёрства. Значение социальной стабильности для успеха производственного процесса достаточно велико.
9. Повышение значимости гибкости управления персоналом. Современное производство очень динамично: конкуренция носит глобальный характер, быстро развивается НТП и т.д. Персонал должен быть готов к всевозможным изменениям.
10. Повышение значимости социальной мотивации, широкое участие работников в управлении производством.
11. Повышение квалификации - непрерывный процесс.
12. Интернационализация функций управления персоналом:
а) Растущая интернационализация трудовых коллективов в следствие процессов миграции рабочей силы (наиболее характерный пример - страны ЕЭС).
б) Представительства международных компаний в различных странах (ТНК).
13. Статусное сближение руководителей и подчинённых.
14. Развитие корпоративной культуры и корпоративной этики.
15. Обеспечение внутренней и внешней безопасности организации.
11. Административная школа в управлении.
По другому классическая школа. Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль,Л. Урвик, Дж. Муни. Целью школы было создание универсальных принципов управления. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций. Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.
А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:
1. разделение труда. Целью разделения является выполнение работы, большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях.
2. полномочия и ответственность. Полномочия дают право отдавать приказ, ответственность — ее противоположность;
3. дисциплина. Дисциплина предусматривает справедливое применение санкций;
4. единоначалие.
5. единство направления. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя;
6. подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника не должны превалировать над интересами компании;
7. вознаграждение персонала.
8. централизация. Необходимо обеспечить наиболее правильное соотношение между централизацией и децентрализацией в зависимости от конкретных условий;
9. скалярная цепь. Не следует отказываться от иерархической системы без необходимости, но поддержание иерархии вредно, когда она наносит ущерб бизнесу;
10. порядок.
11. справедливость
12. стабильность рабочего места для персонала.
13. инициатива.
14. корпоративный дух. Союз — это сила, а она является результатом гармонии персонала.