Требования к образованию на современном этапе развития общества

См.вопрос№2

См.вопрос №3

7. ПРОБЛЕМЫ СОДЕРЖАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Переживая период трансформации, обновления, адаптации к новой социальной практике, формирующейся социальной культуре, социальное образование оставалось не вполне эффективным. Причем его неэффективность связана как с несовершенством содержания, так и с издержками организации, качеством работы педагогических кадров.

Вполне определенно обозначился круг проблем, с одной стороны, профессионального социального образования, а с другой - общего социального образования. Как относительно самостоятельная многоаспектная задача встала проблема социального воспитания, массового социального просвещения.

Прежде чем обозначить важнейшие подходы к пониманию и решению данных групп вопросов с позиций совершенствования содержания и организации социального образования, необходимо рассмотреть его определение как явления современной образовательной ситуации. От этого во многом будет зависеть характер описания содержательных сторон социального образования вообще и его конкретно-исторической реализации в России середины 90-х годов.

Содержание и объем понятия «социальное образование» в современном российском обществе существенно расширились.1 Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

Все это привело к тому, что под социальным образованием к исходу столетия стали понимать:

подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства – времени;

формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов смысложизненных ориентаций, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.1

В узком смысле социальное образование иногда сводят или к социологическому (нередко к обществоведческому), или к подготовке кадров для учреждений социальной сферы. В широком смысле оно трактуется как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе.

Если говорить об изменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются в следующем. Во-первых, конечно, это изменение содержания учебных планов и программ, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов в области социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия были связаны в основном с радикальным реформированием всех сторон жизни общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой – с массовым распространением зарубежной литературы по проблемам социального развития, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, прежде всего социологии.

Нельзя не отметить в этой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации, трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и способов познания во второй половине текущего столетия. Показательным в данном плане следует считать и гуманизацию социальных наук, сближение наук о человеке и обществе.

Это сближение вместе с тем оказалось многократно осложнено многообразием парадигм социального знания вообще и социологии как науки об обществе, его строе как типах функционирования и развития – в особенности. В ХХ веке получили дальнейшее развитие, пережили ренессанс не только многие из классических социологических парадигм (понимающая социология, социобиология, социология конфликта и др.), но и возникли новые направления, школы и теории.

В результате существенно изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологии и др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления, дифференциации социального знания, так и его интеграцию, взаимодействия смежных научных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и др.

Еще одним направлением эволюции, совершенствования содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.). Все более глубокая и детальная «привязка» общего социального образования к сфере деятельности, где предстоит работать специалисту, связана как с усложнением общества и человека в целом, форм социальности, так и с растущим разнообразием, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех отраслях хозяйства, областях общественной жизни в целом.

Эти специализированные программы в содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов. Во-первых, конечно, это потребности практики, та проблематика, которая является предметом забот современного общества в целом и в каждой стране в отдельности, в том числе и в России. Здесь серьезное значение имеет и специфика регионов, те проблемы, которые им приходится решать в плане обеспечения социальной защиты населения. Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии, (антипатии) преподавательского корпуса, его подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.1

Все это в полной мере относится и к сфере управления, эффективность которого в последние годы в нашей стране стала заметно падать. Реформирование общества в России потребовало конкретного изменения содержания подготовки подготовки и переподготовки кадров управленцев всех уровней. Это связано прежде всего с уходом от практики преимущественно директивного, командного управления, соответствующего ему регулирования социальных процессов в обществе.

В данном плане Россия сегодня переживает настоящую революцию, переход на новые принципы управления, а также обеспечивающие его образовательные и экспертно-аналитические программы. При этом центральной программой становится поиск адекватных типов социокультурного развития российского общества, программ обучения менеджеров, способных эффективно управлять, понимать, что происходит в России.

К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского общества, эта работа ведется преимущественно по западному образцу. Понимание данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.

Последнее имеет прямое отношение к четвертому направлению модернизации социального образования в современной России – обновлению массового социального просвещения, социального воспитания широких масс. В условиях, когда оказалось разрушенным политическое и экономическое просвещение через систему общества «Знание», советскую и партийную учебу, содержание которых было продиктовано ценностями и практикой управления советского строя, потребовалось определить новое содержание массового экономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечить преемственность его содержания.

Главное, что сейчас требуется от массового социального просвещения, сводится, во-первых, к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Во-вторых, узловое значение имеет просвещение людей в области социального права федерального и регионального уровней. В-третьих, существенно важно информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. В-четвертых, фундаментальное значение приобрела подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни. Наконец, в-пятых, как существенные для социального просвещения сохраняются задачи массового воспитания патриотизма, любви к своей стране, ее народу, истории, культуре, языку, формирование социальных ориентаций, адекватных этим ценностям.

Пятое направление совершенствования содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Например, система социального образования в советское время ориентировала обучающихся на справедливость социального равенства, на целесообразность вмешательства государства в ограничение доходов граждан, на общественную собственность, коллективистские ценности. После 1991 года в стране формируется иная идеология, которая все более основательно закрепляется в программах обучения социальным наукам, в социальном образовании в целом. Она исходит из того, что социальное неравенство естественно и справедливо, оно должно стимулировать жизненную активность, предприимчивость. При этом государство не должно вмешиваться в доходы богатых граждан, ограничивать их. Святым признается право частной собственности, приоритет индивидуально-личностных интересов и ценностей.

Необходимо в этих взаимоисключающих подходах выделить то ценное истинное, сто содержится в каждом из них, сохранять преемственность в развитии общества и человека. В этом заключается одна из основных задач модернизации социального образования, повышения уровня его культуры.

8.

См.вопрос №з

ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Современное общество заинтересовано в повышении качества образования — развитие в русле цивилизации невозможно вне рамок высококачественного образования. Но что же такое это высококачественное образование? Что оно в себя включает?

В настоящее время накоплен обширный арсенал методик, требований, моделей оценки качества образования. В конечном итоге, актуальность разработки критериев оценки качества образования такова, что ее можно оценить как особый социальный заказ, предложенный общественным наукам в современных условиях. К сожалению, часто формализованный подход, опирающийся не на комплексную оценку, а на «фрагментированную», не учитывает такие параметры оценки результативности образования, как уровень его соответствия современным потребностям перспективного развития страны, интересы различных социальных и территориальных групп. Если рассматривать подходы к оценке качества образования с точки зрения требований к современному выпускнику, можно выделить несколько групп, непосредственно заинтересованных в этих результатах.

Первая, самая глобальная – государство в целом. Для данной группы наиболее подходит определение качества образования, данное Шишовым С.Е. и Кальней В.А.: «Качество образования — это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности».

В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования указаны требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, которые и должны определить «портрет» современного выпускника. При этом важно помнить, что без системного подхода к формированию планируемых образовательных результатов сложно построить образовательный процесс, приводящий к ожидаемым результатам. Следовательно, на первый план выходят специально конструируемые педагогические ситуации, требующие от учащихся конкретных видов деятельности (исследовательской, инновационной, проектировочной, коммуникативной, рефлексивной, управленческой), основанной на конкретном предметном содержании и ограниченном включении педагога в образовательный процесс на протяжении определенного времени. Такое построение приходит в противоречие со своей формой, заставляет по-другому организовать процесс, изменяет саму деятельность школьного коллектива, требования к подготовке учителей.

Другая группа, заинтересованная в результатах обучения – родители подрастающего поколения. Еще несколько лет назад главным требованием данной социальной группы являлась подготовка школьника к сдаче экзаменов в школе, а в дальнейшем и при поступлении в институт. В настоящее время имеется тенденция к смене приоритетов. Родители, оценивая быстро меняющиеся социальные и экономические условия, требования рынка труда, оценивают уже не только баллы, полученные на экзамене, но и приобретенные практические навыки деятельности, сформированность личностных качеств, способность к образовательной и профессиональной мобильности. Это ведет к перестройке образовательного процесса, переориентации с передачи знаний на использование интерактивных моделей обучения.

Еще одна немаловажная группа – это работодатели. Нужна ли ориентация на данную социальную группу в образовательном процессе? Несомненно. Это было отмечено еще в 2008 году в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года как основной приоритет социальной и экономической политики вместе с ориентацией на фундаментализацию образования. Реализацией запросов данной категории может служить введение практикоориентированных элективных курсов, т.е. курсов, ориентированных на потребности рынка труда. При этом можно отметить две сложности, которые могут служить препятствием для реализации такого подхода. Это, в первую очередь, несоответствие темпом модернизации школы и ранка труда. С другой стороны – ресурсная ограниченность возможностей разработки качественных элективных курсов такой направленности. И учителям приходится самостоятельно, в зависимости от профиля, конструировать новые элективные курсы, удовлетворяющие потребностям каждой конкретной школы с точки зрения ее расположения и бизнес–окружения. При этом потенциальные работодатели, которые выходят на связь со школой не ищут совокупность предметных знаний. Они направлены на подбор самостоятельных, профессионально мобильных личностей, нацеленных на результат, со способностями к коммуникации и нестандартному подходу к решению задач, т.е. определенный набор личностных качеств, определяющих лидера. Таким образом, мы опять возвращаемся к вопросу о построении педагогических ситуаций.

И, наконец, далеко не последняя группа – сами учащиеся. Для достижения образовательных результатов, повышения качества образования, в их шкале потребностей далеко не последнее место занимает мотивация. С точки зрения учащегося важным стимулом к учебе является Интерес. Это также позволяет говорить о необходимости отхода от традиционной классно–урочной системы и включения многообразия форм организации образовательной деятельности учащихся в учебный процесс.

Информатика – предмет, позволяющий в рамках существующей классно–урочной системы расширить границы возможностей как своего предмета, так и других для перенацеливания учебного процесса на современные потребности информационного общества. Подготовка современного учителя к решению задач модернизации образования не в полной мере включает такие аспекты и является одной из ключевых проблем подготовки современного специалиста.

11. Организационные аспекты социального образования

Главной организационной основой модернизации образования вообще и социального образования в частности являются:

новые государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования.

Государственные образовательные стандартыопределяют:

фундамент оценки качества

основные требования к содержанию и реализации образовательных программ.

С середины 90-х годов в России началась:

разработка новых стандартов

их внедрение

адаптация к национально-региональным условиям различных территорий страны.

Эта работа ведется в контексте становления многоуровнего образования, что в полной мере относится и к социальному образованию во всех его составляющих. Тем самым организационная и содержательная работы оказываются взаимосвязанными.

Обозначилось развитие:

Новые формыорганизации образования базируются на:

Это не всегда благоприятно сказывается на качестве знаний, соответствует базовым стандартам, их национально-региональной модификации.

В организационном плане введение национально-региональных компонентов стандартов также органично связано с усилением разнообразия содержания образования, особенно по дисциплинам социогуманитарного цикла. В этом смысле содержание социального образования, сохраняя базовые требования, наиболее сильно дифференцируется по регионам. Оно объективно развивается в контексте формирования концепций и программ национального образования, развития национальных школ.

Организационным основанием развития социального образования в стране является существование профильных учреждений:

Наши рекомендации