Тема № 28. Характеристика сторон общения. Барьеры в общении.
Понятие коммуникативной стороны общения. Понятие коммуникативного барьера. Барьеры понимания, барьеры социокультурного различия, барьеры отношений. Вербальная коммуникация, ее особенности. Правила ведения беседы. Активное и пассивное слушание. Невербальная коммуникация. Жесты, их классификация и интерпретация, позы, мимика, пантомимика.
Понятие перцептивной стороныобщения. Понятие социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия. Механизм каузальной атрибуции. Стереотипы и установки в социальной перцепции. Эффекты восприятия в процессе общения. Типовые схемы формирования первого впечатления. Понятие социального стереотипа.
Понятие интерактивной стороны общения. Типы интеракций: конкуренция, кооперация. Ролевой обмен в процессе общения. Структура межличностного взаимодействия, ее характеристика.
Тема № 29. Понятие конфликта. Стратегии поведения.
Социально-психологическая характеристика конфликта. Компоненты конфликта: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, конфликтные действия. Решения конфликтных ситуаций. Функции конфликта. Профилактика конфликтов. Стратегии поведения в конфликтах.
Тема № 30. Понятие малой группы, их классификация. Характеристики группы. Динамические процессы в малой группе.
Понятие группы. Виды малых групп. Характеристики группы: композиция, структура, уровень развития, статус, роль. Динамические процессы в группе. Связи и отношения в группе. Уровни развития группы: конгломерат, номинальная, ассоциация, кооперация, автономия, коллектив.
Лидерство в группе. Компоненты лидерства: деловой, информационный, эмоциональный. Сочетание компонентов. Типы лидеров. Стили лидерства.
Экзаменационные вопросы по психологии
1.Предмет и задачи психологической науки. Структура современной психологии.
2.Понятие и структура личности. «Я»- концепция.
3.Психологическая характеристика деятельности. Структура и виды деятельности.
4.Темперамент человека, его физиологическая основа. Психологическая характеристика типов темперамента.
5.Общая характеристика воли. Структура волевого действия. Развитие волевых качеств личности.
6.Эмоции и чувства. Виды эмоций и чувств. Эмоциональные состояния.
7.Восприятие как перцептивная деятельность. Виды и свойства восприятия.
8.Память как мнемический процесс. Виды и процессы памяти. Развитие памяти в младшем школьном возрасте.
9.Понятие о внимании. Виды и свойства внимания. Развитие внимания в младшем школьном возрасте.
10.Мышление и речь. Основные формы мышления. Виды мышления и речи. Развитие мыслительных операций в младшем школьном возрасте.
11.Общая характеристика способностей, их виды. Развитие способностей у детей.
12.Понятие о характере, черты характера. Факторы формирования характера.
13.Понятие о развитии, типы развития. Законы психического развития.
14.Обучение и развитие. Взгляды Л.С. Выготского на соотношение обучения и развития.
15.Понятие возраста. Периодизация возрастного развития Д.Б. Эльконина.
16.Роль деятельности и общения в психическом развитии.
17.Психическое развитие ребенка до поступления в школу.
18.Общая характеристика младшего школьника. Кризис 7 лет. Познавательное развитие младшего школьника.
19.Формирование личности младшего школьника.
20.Общая характеристика подросткового возраста. Пубертатный кризис.
21.Формирование личности в подростковом возрасте.
22.Психологическая характеристика старшего школьника. Формирование личности в старшем школьном возрасте.
23.Общая психологическая характеристика личности в зрелом возрасте. Кризисы зрелого возраста.
24.Учебная деятельность, ее специфика и структура. Усвоение как центральное звено учебной деятельности.
25.Основные понятия психологии обучения. Основные направления современного обучения.
26.Общая характеристика педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности.
27.Понятие общения. Структура и виды общения. Роль общения в деятельности педагога.
28.Общая характеристика сторон общения. Коммуникативные барьеры общения.
29.Понятие конфликта. Типы и структура конфликта. Стратегии поведения в конфликте.
30.Понятие малой группы, ее классификации. Динамические процессы в малой группе.