Тема: Барьеры и конфликты в деловом общении. Способы их предупреждения и разрешения

1. Конфликт, его структура, типологии

2. Причины возникновения конфликтов.

3. Основные стадии конфликта: возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта и его разрешение.

4. Стили поведения в конфликте.

5. Этические принципы поведения в конфликте.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Барьеры делового общения: социокультурные, мировоззренческие, профессиональные, организационные, смысловые и др..

2.Спор и критика в деловой коммуникации.

3. Типы конфликтогенов.

4. Типы конфликтных личностей.

5. Прямые и косвенные методы разрешения конфликта и правила успешного общения в конфликте.

Литература:

1. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.

2. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.

3. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24834

Дополнительная литература:

1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.

2. Гавра Д. Основы теории коммуникации: Учеб пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.

3. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И.Самыгин, А.М.Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.

4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для вузов / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.

5. Психология и этика делового общения: Учебники для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2003. – С.264-283.

6. Чернова Г.Р., Слотина Т.В.Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012 – 340 с.

7. Шарухин А. П. Психология делового общения/А. П. Шарухин, А. М. Орлов. – М.: Академия,2012.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «Психология делового общения»

1. Определение понятия – общение. Структура и средства общения.

2. Характеристика и содержание общения. Механизмы воздействия в процессе общения.

3. Первое впечатление.

4. Особенности протекания длительного общения.

5. Наши поступки в общении. Самоподача в общении.

6. Коммуникативная сторона общения.

7. Интерактивная сторона общения.

8. Стили общения.

9. Деловая беседа как основная форма делового общения.

10. Вопросы собеседников и их психологическая сущность.

11. Парирование замечаний собеседников.

12. Психологические приемы влияния на партнера.

13. Создание благоприятного психологического климата во время переговоров.

14. Выслушивание партнера как психологический прием.

15. Техника и тактика аргументирования.

16. Формирование переговорного процесса.

17. Национальные стили ведения деловых переговоров.

18. История ораторского искусства.

19. Подготовка к публичному выступлению.

20. Как завоевать внимание аудитории.

21. Риторические приемы в публичном выступлении.

22. Кинесические особенности невербального общения (жесты, позы, мимика).

23. Проксемические особенности невербального общения.

24. Визуальный контакт.

25. Психологические и паралингвистические особенности невербального общения.

26. Межнациональные различия невербального общения.

27. История происхождения спора. Определение понятий: «спор», «дискуссия», «полемика».

28. Классификация видов спора. Культура спора. Предмет спора.

29. Поведение участников в споре. Индивидуальные особенности участников спора.

30. Национальные и культурные традиции. Уважительное отношение к оппоненту.

31. Выдержка и самообладание в споре. Психологические приемы убеждения. Нечестные приемы.

32. Мыслители древности и Нового времени о людях как о субъектах общения.

33. Психология народов.

34. Психология масс.

35. Психология межличностного общения.

36. Коллективная психология.

37. Динамика психической деятельности человека по А.Ухтомскому.

38. Деятельностный подход в психологии.

39. Культурологическая теория развития психики на основании теории Льва Семеновича Выготского.

40. Гуманистический и когнитивный подходы к пониманию психики личности.

41. Конфликт: виды, структура, стадии.

42. Профилактика стрессов в деловом общении.

43. Психологические особенности общения по телефону.

44. Стили руководства группой подчиненных.

45. Способы психологической защиты.

46. Способы манипулирования людьми.

47. Способности и роли личности.

48. Социально-психологическая адаптация личности.

49. Психология личности.

50. Социальные стереотипы личности.

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 1 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 106 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19277.

2. Афанасьева Е.А. Психология общения. Часть 2 [Электронный ресурс]: учебное пособие по курсу «Психология делового общения»/ Афанасьева Е.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19278.

3. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24834

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Багаутдинов А.А. Основы логики и культуры мышления. Учеб. пособие для студентов всех специальностей и всех форм обучения АГНИ/ А.А.Багаутдинов – Альметьевск: АГНИ, 2009. – 108 с.

2. Гавра Д. Основы теории коммуникации: Учеб пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2011. – 288 с.

3. Самыгин С.И. Деловое общение: учебное пособие / С.И.Самыгин, А.М.Руденко. – М.: КНОРУС, 2010. – 440 с.

4. Немов, Р.С. Психология: учеб. для вузов / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2011. - 639 с.

5. Психология и этика делового общения: Учебники для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Юнити-Дана, 2003. – 415 с.

6. Чернова Г.Р., Слотина Т.В.Психология общения: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012 – 340 с.

7. Шарухин А. П. Психология делового общения/А. П. Шарухин, А. М. Орлов. – М.: Академия,2012.

Интернет-ресурсы

www.voppsy.ru – Журнал «Вопросы психологии»

http://www.naukaran.ru

http://www.maik.ru – «Психологический журнал»

www.moscowpj.ru – «Московский психотерапевтический журнал»

http://new.hse.ru/sites/psychology.ru – «Психология» Журнал высшей школы

http://www.socionic s. ibc.com.ua – « Психология и соционика межличностных отношений».

Глоссарий

Абдукция– умозаключение от эмпирических фактов к объясняющей их гипотезе.

Абсолют– духовное первоначало бытия – единое, бесконечное, вечное.

«Абсолютная идея» – основная категория Гегеля, обозначающая универсум в его полноте, безусловную, конкретную и личностную всеобщность /т.е. субстанцию и субъект одновременно/.

«Абсолютный дух» в философской системе Гегеля – звено развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи.

Абстрагирование – процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (существенных, общих).

Агностицизм– гносеологическая концепция, отрицающая (полностью или частично) возможность объективного познания мира.

Аксиология– философское учение о ценностях, их роли в жизни человека.

Аксиома – исходное положение теории, принимаемое без логического доказательства.

Анализ– процедура мысленного (логического) и реального расчленения объекта на части (признаки, свойства, отношения).

Аналогия(соответствие, сходство) – установление сходства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между нетождественными объектами.

Антикумулятивизм –полагает, что в ходе развития познания не существует каких - либо устойчивых (непрерывных) и сохраняющихся компонентов. Переход от одного этапа эволюции науки к другому связан лишь с пересмотром фундаментальных идей и методов.

Антиномия – столкновение двух противоположных утверждений, которые одновременно могут быть доказаны и опровергнуты.

Антисциетизм – настаивает на ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем человеческого существования, а в крайних случаях оценивает науку как силу, враждебную подлинной сущности человека.

Антропология– учение о человеке.

Антропоморфизм – наделение объектов (животных, явлений природы, Бога и т.д.) человеческими свойствами, т.е. уподобление их человеку.

Антропоцентризм – специфическая черта мировоззрения эпохи Возрождения, в котором центром культуры и философии является человек.

Апологетика (от: апология- защита учения) – обоснование и защита христианского учения, тоже одна из форм философии раннего средневековья.

Апория – логическое затруднение, противоречие, проблема.

Апостериори и априори (от лат. апост. – из последующего и апр. – из предшествующего), апостериори – знание, получаемое из опыта, априори – знание, предшествующее опыту и независимое от него.

Архетипы – универсальные, формальные структуры человеческой психики, являющиеся элементами коллективного бессознательного.

Атеизм – система философских убеждений, отрицающая существование Бога и высших сил во всех их проявлениях.

Атман – в индийской религиозно-философской мысли идеальное начало человека, часть безликого мирового Абсолюта.

Аттракторы – притягивающие множества, образующие собой центры, к которым тяготеют элементы.

Атрибут – существенное, неотъемлемое свойство объекта.

Бессознательное – совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.

Благородный муж «цзюнь-цзы» – социальный идеал Конфуция, эталон для подражания. Должен обладать таким качествами как гуманность (жэнь), чувство долга ( и ), верность и искренность (чжэн), благопристойность и соблюдение церемоний ( ли). Благородный муж – честный, бесстрашный, понимающий, внимательный в речах и осторожный в делах.

Богочеловечество – личное и общечеловеческое спасение человека в сотрудничестве с Богом (В. Соловьев).

Брахман –высшая абсолютная реальность, абстрактная высшая сила в индийской религиозно-философской мысли, которая временами воплощает часть своих реалий в виде явлений.

Бытие – реальность, существующая независимо от человека; всякое существование вообще. Изучается в философии в рамках специального раздела – онтологии.

Веды– сборники священных песен и жертвенных формул, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при жертвоприношении. Всего таких Вед четыре. В Ригведе содержатся гимны в честь важнейших богов, где воспеваются их деяния, родственные связи, их мощь и основные функции. Самаведа – самхита песнопений из 1549 песен в основном в песенном виде излагающая гимны Ригведы. Яджурведа состоит из жертвенных формул заклинаний и прозаических комментариев к ним. Атхарававеда состоит из магических заклинаний.

Верификация – процедура установления истинности какого-либо утверждения или положения.

Вероятность – мера превращения возможности в действительность в ситуации неопределенности, количественная степень возможности появления события.

«Вещь в себе» – философский термин, означающий вещи как они существуют сами по себе, в отличие от того, какими они являются «для нас» в нашем познании.

Византизм – концепция поздних славянофилов (разработана К.Н. Леонтьевым). Ее сторонники считают, что в русском народе сильны идеи монархического государства, православия, отказа заботиться о земных благах, составлявшие основу духовной и политической жизни Византии. Поэтому Россия есть не Европа, а православный Восток.

Возможность и действительность – философские категории, выражающие потенциальное и актуальное бытие (тенденцию развития наличного бытия и его состояние).

Восприятие – целостный чувственный образ предмета, возникший в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (синтез ощущений).

Восточноцентризм – принцип ограничения роли европейской культуры в развитии мировой и русской культуры. Разработан евразийством (Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Л.Н.Гумилев).

Время – одна из форм существования материи; ритм, темп, скорость, длительность последовательного развития материальных процессов.

Гедонизм – этическая теория, признающая наслаждение высшим благом и целью человеческой жизни.

Гелиоцентризм – учение о строении Солнечной системы, согласно которому ее центром является Солнце. Появилось в древности, было развито Н.Коперником в XVI в.

Генезис – происхождение и дальнейшее развитие

Геоцентризм – учение о строении Солнечной системы и Вселенной, согласно которому их центром становится Земля. Было разработано Аристотелем и Птолемеем и поддерживалось христианской церковью.

Герменевтика – учение об истолковании текстов и их смыслах.

Гилозоизм – учение, признающее жизнь неотъемлемым свойством первичной субстанции и отвергающее границу между живым и неживым.

Гипотеза– научное предположение, основанное на определенных фактах, его истинное значение неопределенно и нуждается в доказательстве.

Гипотетико-дедуктивный метод – метод научного познания, сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых в конечном счете выводятся утверждения об эмпирических фактах. Метод основан на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинное значение которых неизвестно. Значит, заключение, полученное на основе данного метода, неизбежно будет иметь вероятностный характер.

Гносеология (эпистемология) – раздел философии, изучающий общие закономерности, формы и методы познания действительности.

Гуманизм (греч. - человек, человеческое) – в широком смысле мировоззрение, признающее ценность человека и его право на жизнь, свободу, счастье, развитие.

Дао (путь) – всеобщий Закон и Абсолют в китайской философии. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постояное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало имя и форму всему сущему. Дао проявляется через свою эманацию – дэ.

Движение– всякое изменение и взаимодействие материи.

Дедукция – логический метод вывода умозаключений от общего к частному.

Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.

Действительность(объективная реальность) - то, что реально существует и развивается, содержит свою собственную сущность и закономерность в самом себе, а также включает в себя результаты своего собственного действия и развития.

Деконструкция– философская позиция, как политическая стратегия, как способ чтения, как метод анализа противоположный европейской «метафизике» в изучении культуры и философии. Деконструкция – это не отрицание, и не разрушение, а попытка заново обосновать, осуществить акт реконструкции, но при этом раскрыть, развязать, распутать всю дискурсивную цепь.

Детерминизм – учение о закономерности и обусловленности явлений мира.

Диалектика– в широком смысле учение о противоположностях и развитии.

Диалектический материализм – главная форма материализма, сущностью которой является диалектический метод познания и материалистический способ понимания явлений действительности.

Динамическая закономерность – закономерность, основным признаком которой является строго однозначный характер всех связей описываемых явлений.

Дискретный – прерывный, раздельный.

Диссипативная система– система, по которой рассеиваются возмущения. Это характеристика поведения системы при флуктуациях, которые охватили ее полностью. Основное свойство диссипативной системы - необычайная чувствительность к всевозможным воздействиям и в связи с этим чрезвычайная неравновесность.

Дифференциация– разделение, расчленение в процессе развития.

Догма– положение, истинность которого принимается на веру и не может подвергаться никаким сомнениям и изменениям.

Доктрина– систематизированные представления, учение, концепция.

Дуализм – философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами.

Дух – в широком смысле некое невещественное, нематериальное начало (субстанция), противопоставляемое вещественному началу(субстанции).

Душа– в религиозных учениях некое невещественное, нематериально (нетелесное) образование, существующее в теле или вне его.

Дхарма– многозначный термин обозначающий буддийскую доктрину, буддийский закон и первочастицы мироздания.

Европоцентризм – учение, согласно которому Европа признавалась лидером мировой цивилизации.

Единичное и общее – категории диалектики, характеризующие индивидуальные, неповторимые и одинаковые, повторяющиеся свойства предметов.

Ересь– отклонение от общепринятого (ортодоксального) понимания тех или иных религиозных вопросов.

Заблуждение – объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями.

Закон –объективная, необходимая, всеобщая, повторяющаяся и существенная связь между явлениями.

Западники – течение в русской мысли середины XIX в.

Знание – форма отражения объективных характеристик действительности в сознании человека (объективная реальность, данная в сознании человека).

Идеализм – общее название философских учений, признающих первичность идеального начала (дух, Бог, сознание, логос, душа, идея и т.д.).

Идеальное – бытие предметов действительности в сознании человека.

Идея – форма постижения в мысли явлений действительности, включающая в себя сознание цели и дальнейшего познания и практического преобразования мира.

Императив – требование, закон, приказ.

Индетерминизм – онтологический принцип, отрицающий наличие между явлениями всеобщей объективной обусловленности и универсальной закономерной взаимосвязи.

Индукция – логический метод вывода умозаключений от частного к общему.

Интенциональность – в философии Гуссерля направленность сознания на феномен, полнота рефлексивного акта над потоком психических переживаний.

Интенция – направленность сознания (мышления) на определенный объект.

Интернализм – подход в понимании генезиса. Последователи считают основной движущей силой развития науки факторы, связанные с внутренней природой научного знания: логика решения его проблем, соотношение традиций и новаций и пр. Главное для них - описание собственно познавательных процессов.

Интуитивизм – гносеологическая концепция, признающая интуицию единственным или важнейшим источником достоверного познания.

Иррационализм – течение в философии, противоположное рационализму, утверждающее алогичный, иррациональный характер бытия и ограничивающее или отрицающее возможности разума в процессе познания.

Иррациональный – в широком смысле находящийся за пределами разума, не связанный с разумом.

Ислам (мусульманство) – одна из трех мировых религий. Основана Пророком Мухаммедом в VII в. на Аравийском полуострове.

Истина– знание субъекта, соответствующее познавательному объекту.

Картина мира – рациональная составляющая мировоззрения, исторически обусловленный образ мира, формируемый на основе научных, философских или религиозных представлений.

Качество и количество – категории, характеризующие существенную определенность предмета, теряя которую предмет перестает быть тем, что он есть, и внешнюю определенность предмета, изменение которой не ведет к изменению качества предмета.

Квазинаучное знание – опирается на методы насилия, принуждения в условиях жестко иерархизированной науки (например, «лысенковщина», шельмование генетики, кибернетики в 50-е гг. ХХв.).

Киники – последователи одной из философских школ в Древней Греции, претендовавшей на следование учению Сократа.

Коллективное бессознательное это сформировавшийся в психике предков образ мира – мыслеформы, закодированные в структуре головного мозга, передающиеся с помощью наследственности и отвечающие за организацию человеческой психики и мировосприятия.

Конкретное (лат.- сгущенный) – философская категория, выражающая вещь или систему взаимосвязанных вещей в совокупности всех сторон и связей, которая отражается как чувственно-конкретное ( на эмпирическом этапе) или как мысленно-конкретное ( на теоретическом этапе)

Континуум – в широком смысле нечто непрерывное, единое.

Коэволюция– интерпретация термина «ноосфера» – совместное развитие природы и общества. Коэволюции идея (принцип) -сопряженное, взаимообусловленное изменение систем или частей внутри целого.

Конформизм – приспособленчество, соглашательство с существующим мнением или порядком вещей.

Концепция – способ понимания, основной принцип или точка зрения в изложении определенных фактов и положений, система взглядов.

Концепция «инь-ян» – деление всего сущего на два начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым, ярким и сильным. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным и мрачным. Оба начала тесно взаимосвязаны и гармонично взаимодействуют.

Концепция «усин» – взаимодействие и взаимопроникновение пяти основных элементов, первосубстанций ( огонь – вода – земля – металл – дерево).

Космизм – учение, согласно которому процессы развития на земле и в обществе взаимосвязаны с космическими. Поэтому человечество способно объединиться на разумных началах и общечеловеческих ценностях. Космизм разработан такими философами как Н. Федоров, В. Вернадский, К. Циолковский.

Космогония – раздел в астрономии, в котором изучается происхождение космических объектов.

Космология – учение о Вселенной (Космосе) как целом и ее составных частях (галактиках и т.д.).

Космос – 1) в античной философии – упорядоченное, организованное, конечное бытие как противоположность Хаосу – бытию неорганизованному и бесконечному; 2) в современной науке и философии – мир, вселенная, имеющая определенную структуру.

Космоцентризм – специфическая черта античной философии (особенно ранней), основная проблематика которой была связана с Космосом.

Креационизм – религиозное учение о сотворении мира и человека Богом из ничего. Присутствует в иудаизме, христианстве, исламе.

Культ предков и нормы «сяо»– быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно – человек грамотный и образованный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы.

Почитанию родителей китайские философы придавали глубокий смысл символа социального порядка. Сяо – это основа гуманности.

Либидо – термин психоанализа З.Фрейда, означающий бессознательное сексуальное влечение.

Логика– учение о законах и формах рационального мышления.

Магия – религиозно-мистическое учение и практика воздействия на человека, животных и природные процессы с помощью определенных обрядов и ритуалов.

Материализм – общее название философских учений, признающих первичность материального начала и зависимость от него начала идеального (духовного).

Материя – объективная реальность, существующая вне человеческого сознания, некое вещественное начало, противопоставляемое духовному началу (ортодоксальное понимание материи).

Медитация– концентрация сознания на какой-либо идее или предмете, либо на пустое (ментальное безмолвие).

Метафизика– 1) философское учение о сверхчувственных основах бытия, т.е. о некой Высшей реальности; 2) учение, противоположное диалектике, в котором мир воспринимается вне взаимосвязи и развития.

Метафизический материализм – первая форма материализма, абсолютизирующая какую-либо черту мышления или бытия.

Метод (греч. путь к чему либо) – способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность.

Методология – область знания, изучающая принципы организации и рационализации познавательной и практической деятельности.

Милетская школа – наименование учений ранних греческих философов из города Милета (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).

Мифология – самая ранняя историческая форма мировоззрения, отличающаяся чувственным восприятием действительности, символизмом, верой в сверхъестественные явления.

Моделирование – метод исследования определенных объектов путем воспроизведения их характеристик на другом объекте – модели, которая представляет собой аналог того или иного фрагмента действительности – оригинала модели.

Монада – единица, единое. В широком смысле некая духовная частица – основа космического или индивидуального существования (например, в учении Лейбница или теософии).

Монизм – точка зрения, согласно которой мир имеет только одно первоначало (субстанцию). Разновидности монизма: материалистический, идеалистический, пантеистический.

Мышление – высшая форма отражения объективной реальности, познавательная деятельность, направленная на изменение действительности в соответствии с ее собственной сущностью.

Наблюдение – целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

Натурфилософия – философия природы, особенностью которой является преимущественно умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия.

Наука– тип познавательной деятельности, направленный на производство и систематизацию объективных знаний о действительности, допускающих доказательство и эмпирическую проверку.

«Наукоучение» – общее обозначение комплекта сочинений Фихте, в котором он считает, что философия должна быть фундаментом всех наук, «учением о науке», благодаря систематичности последней.

Научная картина мира – целостная система представлений о мире, вырабатываемая в результате систематизации и синтеза фундаментальных достижений науки.

Научная революция – процесс смены научно-исследовательских программ, парадигм научного мышления.

Небо – верховное божество и высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели в китайской культуре.

Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали именовать свою страну Поднебесной (тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы). Для них отождествление себя с Небом означало принятие на себя ответственности за весь мир.

Небытие (ничто) – философская категория, обозначающая отсутствие чего-либо, либо бытия вообще.

Необходимость и случайность – философские категории, характеризующие связь явлений, обусловленные причинами, вытекающими из внутренней природы вещей и обусловленные внешними, множественными факторами.

Неоплатонизм – одно из самых влиятельных философских течений эпохи поздней античности. Было основано на учениях Пифагора и Платона.

Неопозитивизм – течение в европейской философии первой половины XX в. Один из этапов развития идей позитивизма. Начинается с работ участников Венского кружка – научного семинара в Венском университете.

Неотомизм– философская школа в католическом христианстве. Начинает развиваться с конца XIX в. Основана на идеях Фомы Аквинского.

Нигилизм – в широком смысле отрицание общепринятых норм, ценностей, достижений в культуре, философии, науке.

Номинализм – течение в средневековой христианской философии, сторонники которого отрицали реальность общих понятий (универсалий) и полагали, что они (общие понятия) существуют только в мышлении как имена или названия предметов.

Ноосфера – в широком смысле сфера разума, формирующаяся благодаря познавательной, культурной и созидательной деятельности человека.

Ноумен– в широком смысле скрытая сущность явления или процесса, которая постигается только разумом, но не органами чувств. Ноумену противостоит феномен – явление, воспринимаемое органами чувств.

Объект – пассивное начало, воспринимающее действие.

Объективный – в широком смысле независимый от субъекта, существующий сам по себе.

Объективный идеализм – главная форма идеализма, утверждающая первичность сознания по отношению к материи и берущая за первооснову действительности сверхчеловеческое духовное образование.

Общественное бытие – материальная жизнь общества, включающая материальное производство средств жизни и производственные отношения, материальное отношение общества к природе, социально-политическая деятельность людей по преобразованию общества, научно-практическая деятельность, материальные условия жизни человека.

Общественное сознание – духовная жизнь общества как процесс отражения и осмысления общественного бытия в совокупности идей, теорий, традиций, чувств, присущих данному обществу.

Объект (лат. предмет) – часть предмета познания, находящаяся в практическом взаимодействии с субъектом.

Объективный– принадлежащий объекту, существующий вне субъекта и безотносительно к нему.

Оккультизм – общее название учений, восходящих к Сокровенной Мудрости, в которых признавалось существование скрытых сил в человеке и космосе, а также возможность их познания и использования.

Онтология – философское учение о бытии, его всеобщих, неотъемлемых свойствах.

Основной вопрос философии(по Ф.Энгельсу)– отношение сознания к материи;

онтологический аспект - первично материальное или духовное;

гносеологический аспект – познаваем ли мир.

Отчуждение – социальный процесс, характеризующийся превращением деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, подчас господствующую над ним и враждебную ему.

Пантеизм (греч. – пан – все, теизм – божественный) – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму Бог не является Личностью или неким Существом, а представляет собой активное духовное Начало – силу (энергию), пронизывающую мир в каждой его частице.

Парадигма – теория, модель постановки проблем, принятая за основу в каких-либо исследованиях.

Парадокс – противоречие.

Патристика – учение отцов церкви по толкованию, обоснованию христианства: Августин Блаженный, Тертуллман и др., общее название учений ранних христианских богословов и философов (II – VIII вв.).

Перцепция – восприятие.

Плюрализм (субстанций) – точка зрения, согласно которой мир имеет множество первоначал. Например, монады в учении Г.Лейбница.

Позитивизм – философское течение, возникшее в Европе в начале XIX в. основанно на принципе, что все подлинное, «положительное» (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных (частных) наук и синтетического объединения этих результатов.

Понимание – форма освоения действительности на ступени языкового мышления, постижение и реконструкция смыслового содержания явлений действительности.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях)

Постклассическая философия – условной название послегегелевского этапа развития западноевропейской философии XIX - начала XX в.

Постулат – положение (аксиома), принимаемое в качестве основы какой-либо теории или гипотезы без обоснования благодаря своей очевидности.

Практика – историческая материальная деятельность человечества по преобразованию природы, общества и самого человека.

Предикат – та часть суждения, которая отражает свойство предмета-то, о чем говорится в данном суждении.

Представление – хранящийся в памяти чувственный образ предмета.

Принцип (лат. первоначально) – центральная идея, задающая направление мышления.

Причина и следствия – категории, обозначающие два явления, одна из которых предшествует другому во времени и является основой возникновения другого (одно явление порождает другое).

Провиденциализм – религиозная концепция исторического процесса, согласно которой в истории осуществляется божественный план спасения человека.

Прогресс – один из типов развития, при котором осуществляется переход от низших, малоорганизованных форм к высшим, высокоорганизованным.

Пространство – одна из форм существования материи; способность материальных тел занимать определенное местоположение, граничить друг с другом.

Психоанализ – 1) метод в психотерапии, разработанный З.Фрейдом; 2) общее название группы философских и психологических учений, в той или иной мере впитавших идеи учения З.Фрейда и, в частности, его психоаналитический метод.

Пуруша– высшее духовное начало, высшая душа, песчинкой-частью которой является душа индивида.

Развитие – необратимые, направленные изменения. Основные типы развития: прогресс, регресс, циклическое развитие, одноплоскостное развитие.

Рационализм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее разум основной способностью познания человека.

Реализм – течение в средневековой христианской философии, сторонники которого признавали реальное (объективное) существование общих понятий (универсалий).

Реальность – совокупность состояний в прошлом, настоящем и будущем.

1) все существующее, т.е. материальный мир и его идеальные продукты;

2) противостоящие явлениям сознания.

Революция– резкие, быстрые, скачкообразные изменения сложных систем. Один из типов развития.

Регресс– один из типов развития, при котором осуществляется переход от высших, высокоорганизованных форм к низшим, малоорганизованным.

Редукционизм – методологический принцип, согласно которому высшие формы движения материи могут быть объяснены на основе законов, присущих низшим формам. В широком смысле – сведение сложного или высшего к простому или низшему.

Релятивизм – методологический принцип, абсолютизирующий относительность и условность человеческого познания.

Рефлексия – направленность мышления на сам процесс мышления – его формы, причины, следствия.

Русская идея – идея особой судьбы и предназначения России. Является центральной во всей русской философии. Сформировалась в XVI веке и явилась первым идеологическим оформлением национального самосознания русского народа. В дальнейшем "русская идея" разрабатывалась в период XIX-XX вв. (П. Чаадаев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, В. Соловьев и др.). Суть ее в том, что именно Россия должна стать во главе движения к общечеловеческой цивилизации на основе христианства.

Сакральный – священный.

Самосознание – функция сознания, способность человека иметь знание о самом процессе на всех его уровнях.

Сангха – буддийская община.

Секуляризация – освобождение от власти церкви и религии.

Сенсуализм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее чувственное восприятие основной (главной) формой человеческого понимания.

Синергетика (греч. совместный, согласованный) – междисциплинарный научный подход, исследующий общие закономерности и принципы, лежащие в основе процессов самоорганизации любой природы.

Синтез – в широком смысле соединение в единое целое.

Скептицизм – общее название гносеологических учений, сомневающихся в возможности рационального познания действительности.

Соборность – философский принцип славянофилов (разработан А.С. Хомяковым). Он решает проблему сочетания свободы и необходимости в преодолении как индивидуализма, так и коллективизма в утверждении принципов свободы и любви, которые есть в русской православной церкви.

Содержание и форма – категории, характеризующие совокупность элементов объекта, считающихся неделимыми, и способ их организации.

Солипсизм (лат. единственный и сам) – чистый субъективный идеализм, отрицающий какую-либо реальность вне индивида.

Софизм – логически ошибочное рассуждение (двусмысленность, уловка), выдаваемое за истинное.

Спонтанный – самопроизвольный.

Статистическая закономерность – закономерность поведения систем, образуемых совокупностью независимых элементов.

Сублимация – перенос сексуальной энергии на другой объект.

Субстанция – сущность; нечто, лежащее в основе; первоначало всех вещей. Понятие субстанции в строгом смысле этого слова сформировалось в философии Нового времени (у Декарта и Спинозы), греки же, пытаясь выразить идею субстанции, пользовались менее общими понятиями (терминами вещественных элементов).

Субстрат– материальная основа какого-либо предмета или явления.

Субъект– активное начало, направляющее (производящее) действие.

Субъективный идеализм – философское направление, которое ставит существование внешнего мира в зависимость от человека.

Суждение – форма мышления, образованная из понятий, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета.

Сущее – то, что есть.

Сущность – внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета.

Существование – реальное бытие; то, что сообщает вещам, процессам, действиям и т.д. их реальность.

Схоластика (греч. школа) – средневековая форма философии и ее преподавания, когда философия выступала «служанкой» богословия в католических университетах.

Сциентизм– представление об исключительной роли науки в решении проблем общества, считающее науку главным фактором социального и культурного процесса.

Теизм – религиозно-философское учение, в котором Бог понимается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из трансцендентных (запредельных, надмировых) областей бытия.

Тенденция – направленность развития какого-либо процесса в определенную сторону.

Теология– богословие, учение о Боге.

Теософия – дословно Божественная Мудрость. Течение в эзотеоической философии.

Теория– высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях определенной области действительности.

Теоцентризм – специфическая черта мировоззрения эпохи Средневековья, в котором центром культуры и философии является Бог.

Техника– совокупность орудий труда, машин, механизмов и других искусственных материальных конструкций, способствующих производственно-экономической деятельности общества (вариант классического определения).

Техника(новое, постклассическое определение) – это материальное, общедоступное воплощение в искусственно созданных конструкциях умения, таланта производственной и другой связанной с ней деятельности человека. Прежде всего это все, что связано с производством орудий труда по производству орудий труда, т.е. станки.

Технократия, власть техники и техника власти– стиль мышления и отношения человека (общества) к окружающей его социоприродной действительности с позиции материальной выгоды, использования и потребления.

Технология– совокупность приемов, операций, умений по преобразованию предмета интеллектуального и физического воздействия человека в нечто ценностное, полезное для жизни.

Трансцендентный – выходящий за рамки чувственного опыта; находящийся за пределами ограниченного бытия; запредельный.

Трансцендентное(от лат. – переступать) – понятийное обозначение всего того, что выходит за пределы нашего опыта, допускается в качестве предмета, существующего вне сознания. В гносеологическом смысле трансцендентное обозначает, что мы познаем не то, что содержится в сознании в опыте, а то, что находится вне нас. Противоположность –имманентное.

Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Утопия – в широком смысле некоторое построение (проект), реальное воплощение которого практически недостижимо.

Фаллибилизм – (подверженный ошибкам, ненадежный) принцип, согласно которому всякое знание ошибочно.

Фальсификация – установление ложности высказываний в результате экспериментальной или теоретической проверки.

Феномен – явление, воспринимаемое на основе чувственного опыта, психическое переживание, представленность предмета в сознании

Феноменализм – философский принцип, согласно которому в сознании мы всегда имеем дело лишь с явлением (феноменом) как последней доступной познанию действительностью.

Философия природы и философия тождества – учение, главная задача которого состояла в том, чтобы показать, как из единого первоначала, которое есть ни субъект, ни объект, рождается все многообразие универсума.

Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке).

Фрейдизм – направление современной философии, стремящееся применять учение Фрейда для объяснения явлений культуры, творчества и общества.

Христианство– одна из трех мировых религий. Возникла в I – II вв. н.э. Основана на Учении Иисуса Христа.

Ценность – это значение или роль какого-либо объекта (явления) в жизни человека и общества.

Часть и целое – философские категории, характеризующие отдельные предметы и их совокупность, обладающая новыми свойствами, не сводимыми к свойствам предметов.

Эволюция – плавные, постепенные изменения сложных систем, направленные к совершенствованию и повышению степени организованности. Один из типов развития.

Эзотерическая философия – общее название тайных (скрытых) философских учений, малодоступных широким массам. Единым источником эзотерических учений считается таинственная Шамбала – Духовная Обитель Великих Учителей человечества.

Экзистенциализм – философия существования, одно из крупных западных философских течений в XX в.

Экзистенция – специфический способ бытия человека в мире, характеризующийся через такие необъективируемые понятия как конечность, смертность, забота, страх, тоска.

Эклектика – неорганическое соединение разнородных частей и элементов в единое целое. Название философских школ (эклектические школы) в Древней Греции и Древнем Китае.

Эманация – в широком смысле истечение, распространение. У неоплатоников – переход от высших стадий (уровней) космического бытия к низшим.

Эмпиризм – философское направление (гносеологическая концепция), признающее чувственный опыт единственным или важнейшим источником человеческого познания.

Эмпирический – связанный с опытом.

Эпикуреизм– материалистическая школа в древнегреческой философии. Основатель – Эпикур.

Эпистемология – философская теория познания, учение о познании.

Эпохэ – в философии Гуссерля воздержание от поспешных суждений.

Эссенциализм – другое наименование классической философии, акцентирующее ее ориентацию на поиск сущности, объективируемой в таких понятиях как бытие, субстанция, бог, душа и т.п.

Эсхатология– религиозное учение о конце мира и человека.

Этика– одна из философских наук, предметом которой являются мораль и нравственность.

Наши рекомендации