Коммуникативная сторона общения. Средства общения. Барьеры в общении.

Под коммуникативной стороной общения в узком смысле слова понимается процесс обмена информацией между людьми. Однако следует понимать, что, в отличие от простого «движения информации», между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих «на одном языке», являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения.

Еще Л. С. Выготский отмечал, что «мысль никогда не равна прямому значению слов» (Выготский Л. С, 1956).

Поэтому у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Убедительность — это способность формировать убеждения, т. е. «осознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями». Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной.

1. Релевантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. Известно, что в первую очередь запоминаются аргументированные факты, во вторую — только факты. Общие утверждения и оценочные суждения оставляют в памяти незначительный след.

Средства общения

Общение осуществляется при помощи вербальных и невербальных средств.

Вербальные — это речевые средства общения (лат. verbalis — устный, словесный).

Невербальные — это неречевые средства (мимика, жесты, прикосновения и др.).

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. С психологической точки зрения к таким факторам можно отнести различия в темпераментах, характерах, манерах общения и эмоциональных состояниях общающихся партнеров.

Барьер темперамента возникает как следствие встречи двух людей с разными типами нервной системы.

Перцептивная сторона общения. Механизмы и эффекты межличностного восприятия.

Перцепцией называют процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумеваются другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Таким образом восприятие человеком человека относится к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее. Если говорить о проблеме взаимопонимания партнеров по общению, то более уместным будет термин “межличностная перцепция”, или межличностное восприятие.

Механизмы и “эффекты” межличностного восприятия.

Изучение перцепции показывает, что можно выделить ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к оценке, отношению и прогнозу.

К механизмам межличностной перцепции относят механизмы:

• познания и понимания людьми друг друга ( идентификация, эмпатия)

• познания самого себя ( рефлексия )

• формирования эмоционального отношения к человеку (аттракция)

Среди эффектов межличностного восприятия наиболее исследованы три : эффект ореола,эффект новизны и первичности,а также эффект, или явление, стереотипизации.

Барьеры срабатываю автоматически, независимо от нашей воли. Внешние барьеры — некие фильтры недоверия к говорящему, например, чувства опасности, тревоги, отсекающие или затрудняющие прием информации. Доверие к говорящему — определяющий фактор суггестии. Препятствием коммуникации может служить и внутренний барьер, к примеру нравственный, не позволяющий касаться предлагаемой темы, а также барьер недоверия. Доверяют, как правило, тому, кто является авторитетом, репрезентантом, а не доверяют соответственно тем, у кого авторитета нет. Основы авторитета — статус, принадлежность к авторитетной социальной группе, привлекательность, благожелательность (социально-перцептивный авторитет). К просто социальным авторитетам относятся Бог, монарх, харизматическая личность национального масштаба.Фонетический барьер- непонимание языка, неадекватность речи и жестов, неприятие темпа речи, т.е.несовпадение вербальной и визуальной составляющих процесса коммуникации.

Наши рекомендации