Указания по разжижению масла бензином
Разжижение масла бензином применяют для понижения вязкости масла при низких температурах, чтобы обеспечить при запуске нормальную подачу масла в двигатель, к воздушному винту и регулятору оборотов и достаточную смазку деталей.
Применение разжижения масла бензином устраняет необходимость (до наружных температур минус 15°С) сливать или подогревать масло, находящееся в маслосистеме.
Разжижение масла бензином производят перед остановкой двигателей или во время длительной стоянки, руководствуясь следующим:
1. Масло разжижают перед остановкой двигателя, если ожидают, что при последующем запуске температура наружного воздуха за истекшие сутки, предшествующие запуску, будет плюс 5°С или ниже.
2. Если ожидают, что во время последующего запуска температура воздуха будет ниже минус 15°С и нет возможности перед запуском подогреть маслобак и трубопроводы при помощи подогревателя, то разжиженное масло обязательно нужно слить из маслосистемы.
3. После запуска двигателя и в начале прогрева на разжиженном масле давление масла может быть ниже нормы на 1—1,5 кг/см2, но к моменту вылета должно восстановиться нормальное давление.
4. Для сокращения времени работы двигателей на земле и чтобы не задерживать выхода пассажиров из самолета после подруливания к аэровокзалу разжижение масла бензином необходимо производить во время руления самолета после посадки.
1) Для обеспечения нормального режима разжижения на снижении самолета температуру входящего масла необходимо понизить до 50°С, а температуру головок цилиндров (по наименее нагретому цилиндру) до 120—140°С. Руление самолета после посадки в процессе разжижения производить на 1000—1200 об/мин.
Для разжижения масла необходимо включить переключатель разжижения и подавать бензин в масло в течение времени, указанного ниже:
Ожидаемая температура наружного воздуха, °С | От +5 до 0 | От 0 до —10 | От —10 до —15 и ниже |
Время включения клапана разжижения ЭКР-3, мин |
В процессе разжижения следить за давлением масла. Давление масла в переднем маслонасосе при 1200 об/мин не должно быть ниже 3 кг/см2.
При температуре наружного воздуха минус 35°С и ниже, ввиду возможного отказа манометра переднего маслонасоса из-за замерзания масла в штуцере шланга датчика манометра, контроль за разжижением производить по давлению масла в заднем маслонасосе. Давление масла в заднем маслонасосе после разжижения не должно быть меньше 3,5 кг/см2 при работе двигателя на оборотах 1200 об/мин;
2) в конце разжижения после заруливания увеличить обороты до 2200 в минуту (винт на малом шаге), произвести частичное флюгирование до падения оборотов 1700 об/мин, а затем трижды перевести рычаг управления винтом на большой шаг (1700 об/мин) и обратно, для того чтобы заполнить механизм винта разжиженным маслом, после чего установить первоначальный режим — 1200 об/мин;
3) по окончании разжижения масла выключить клапан разжижения ЭКР-3, проработать 20—30 сек. на режиме 1200 об/мин. и остановить двигатель;
4) бензин, поступивший в масло, испаряется в течение 40—45 мин. работы двигателя. Поэтому, если после разжижения масла двигатель проработал не меньше 45 мне., следует повторить разжижение. Если запущенный на разжиженном масле двигатель работал менее 40 мин. и его останавливают на длительное время, необходимо произвести повторное разжижение в течение меньшего времени, чем указано в таблице, ориентируясь по давлению масла в переднем маслонасосе;
5) если масло разжижено в расчете на более низкие температуры, а в действительности наступило потепление, разрешается запуск без замены масла, но в этом случае перед вылетом время работы на земле следует увеличить на 10—15 мин. для удаления лишнего бензина из масла;
6) если масло разжижено в расчете на более высокую температуру наружного воздуха, а в действительности наступило похолодание, запуск двигателя разрешается производить только после подогрева масла во всей маслосистеме двигателя. Подогрев масла в этом случае производить до температуры не менее чем на 5°С выше той, на которой было произведено разжижение;
7) если масло не разжижалось бензином в течение 50 и более часов работы, то после первого полета с разжиженным маслом при (первой посадке снять и промыть масляные фильтры МФС-19, МФС-19-1 и фильтр в носке картера, так как в таком случае бензин, содержащийся в масле, способствует обильному смыванию отложекий с деталей двигателя, что может привести к сильному засорению фильтров.
Также промыть фильтры при первой посадке после первого разжижения масла бензином;
8) если за время руления процесс разжижения не будет закончен, то продолжить разжижение масла бензином после заруливания на стоянку так, чтобы общее время разжижения масла за время руления и на стоянке было бы равно указанному выше на стр. 148;
9) в случае невозможности, по каким-либо причинам, разжижить масло бензином во время руления, разжижение произвести на стоянке самолета, после выхода из него пассажиров. Такое разжижение масла бензином производить при 1200 об/мин и температуре входящего масла 40—50°С. В остальном руководствоваться указаниями, изложенными выше в пунктах 1—3.
ГИДРОАЗОТНАЯ СИСТЕМА
(рис. 27, см. в конце книги)