По общей и неорганической химии

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ

ГБПОУ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

ТЕТРАДЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ПО ОБЩЕЙ и НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

( задания для самостоятельной работы студентов очной формы обучения)

Екатеринбург 2016

Тетрадь домашних заданий по общей и неорганической химии» / Т.Н. Ведерникова – Екатеринбург; Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК», 2016. 67с

Рецензент: А.И. Серебрякова – кандидат химических наук, преподаватель химии высшей квалификационной категории медицинского колледжа УрГУПС.

Тетрадь домашних заданий по общей и неорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов I курса базовой подготовки. Предложены задания в разной форме: написания синквейна, тестовые задания, задания со свободно-конструируемым ответом. Задания выполняются индивидуально и носят репродуктивный, частично – поисковый, творческий характер. Учитывая разный уровень подготовки студентов, предусмотрены задания повышенной сложности (III- уровень), которые оцениваются дополнительными баллами рейтинговой систем оценки знаний студентов.

Тетрадь домашних заданий по общей и неорганической химии рассмотрена на заседании ЦМК химии. (протокол № 2 от 8 сентября 2016 года)

Рассмотрено и одобрено на заседании Центрального методического совета колледжа.

Председатель ЦМС О.В. Ледянкина, к. фарм.наук.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………
Периодический закон и периодическая система химических элементо Теория строения вещества……………………………..  
Классы неорганических соединений…………………
Комплексные соединения……………………………..
Растворы ……………………………………………….
Теория электролитической диссоциации……………..
Гидролиз ………………………………………………..
Химические реакции……………………………………
Галогены…………………………………………………
Халькогены………………………………………………
Элементы группы VА Периодической системы химических элементов ……………………….  
Элементы группы III-IVА Периодической системы химических элементов……………………….  
Элементы I –II группы А Периодической системы химических элементов………………………  
Элементы VI –VII группы Б Периодической системы химических элементов ……………………….  
Элементы I –II группы Б Периодической системы химических элементов……………………….  
Элементы VII группы Б Периодической системы химических элементов……………………….  
Литература………………………………………………


Пояснительная записка.

Дорогой студент, вам предстоит сдавать экзамен по общей и неорганической химии и поможет вам в этом - выполнение всех заданий в предлагаемом сборнике. Задания разбиты на три уровня. При выполнении заданий используйте периодическую систему химических элементов Д. И. Менделеева, таблицы «Растворимость кислот, солей и оснований в воде» и «Электрохимический ряд напряжений металлов».

I уровень - написание синквейна. Слово «синквейн» происходит от французского, которое означает "пять".

Творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Для написания синквейна необходимо основательно проработать теоретический материал по теме. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение.

Правила написания синквейна:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках этой темы. 4 строка – фраза из четырех слов, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Пример синквейна темы: "Галогены":

1.Галогены

2. Простые, ядовитые

3. Образуют, проявляют, реагируют

4. Семейство неметаллов, рождающее соли.

5. Элементы.

II уровень - задания в тестовой форме.Следует выбрать один правильный ответ.

III уровень – задания, повышенной сложности. Следует дать полный развернутый ответ, включающий необходимые уравнения реакций, расчеты.

III. Задания повышенной сложности

11. Докажите амфотерность гидроксида свинца, гидроксида хрома (III); составлением уравнений их реакций с серной кислотой и твердым гидроксидом калия.

12.Составьте возможные молекулярные и ионные уравнения реакций с получением (отдельно) указанных солей:

SO2 + Ba(OH)2 → (средняя, кислая соль)

NaOH + H2S→ (средняя, кислая соль)

La2O3 +HNO3→ (средняя, основная соль)

Ni(OH)2 +SO2→ (кислая, основная соль)

13.Укажите, возможен ли перевод всех средних солей в кислые?

А) Ca(OH)2 +H2SO4→средняя соль →кислая соль ?

Б) KOH +H3PO4→средняя соль →кислая соль?

В)Ba(OH)2 + H2SO4→средняя соль →кислая соль?

14. Возможен ли перевод всех средних солей в основные соли? Ответы подтвердите уравнениями реакций. А) La(OH)3 +HCIO4→средняя соль → основная соль?

Б) CsOH +HCIO3→средняя соль → основная соль?

В) Ba(OH)2 + HNO3 → средняя соль→основная соль?

15. Даны вещества: Na2O; H2O; Fe2O3; SO3; Zn Используя эти вещества и (или) продукты их взаимодействия между собой, предложите способы получения соединений: оксид цинка, сульфат цинка, гидроксид цинка, диоксоцинкат (II) натрия (Na2ZnO2), тетрагидроксоцинкат (II) натрия (Na2{Zn(OH)4}), диоксоферрат (III) натрия (NaFeO2)

Комплексные соединения

I. Напишите синквейн на слова: комплексообразователь, лиганд, комплекс.

II. Задания в тестовой форме.Выберите один правильный ответ и впишите его в таблицу в конце теста.

1. Какая химическая связь реализуется в комплексном соединениях А- металлическая Б- ионная В- донорно-акцепторная Г- водородная

2.Укажите комплексное соединение, у которого заряд комплексообразователя +2, координационное число 4, заряд комплексного иона +2. А- Mg[CuI4] Б- [Pd(NH3)4]SO4 В- [Al(H2O)5Cl]Br2 Г-[PtCl4(H2O)2]

3. Среди указанных комплексных соединений катионных комплексов: K2[Sn(OH)4]; [Cr(H2O)5Cl](NO3)2; Na[Co(NH3)2(NO2)4]; K2[NiCl4]; [Cr(NH3)6](NO3)3; [Fe(NH3)6](NO3)3; [PtCl4(H2O)2], [Ti(H2O)6]Cl3; K3[CoF6] ; [Co(SO4)(NH3)5]NO3 ; [Cr(H2O)6]Cl3; K2[Ni(CN)4]; А- 5 Б- 6 В- 8 Г- 12

4. Сочетанием частиц Со3+, NH3, NO2–, K+ можно составить формулы комплексных соединений c координационным числом 6. Их число равно: А-5 Б- 6 В-7 Г-8

5.Дитиосульфатоаргентат (I) калия отвечает формуле А - [Pd(NH3)4]SO4 Б- K3[Ag(S2O3)2] В- Ag2S2O3 Г- K6 [Pt (SO3)4]

6.Фосфат цианоакватетраамминкобальта (III) отвечает формуле А-[Co(SO4)(NH3)5]NO3 Б-[Co(NH3)4 (H2O)CN ]3(PO4)2 В- [Co(NH3)2 CN] PO4 Г-[Co(NH3)4 (H2O)CN ](PO4 )2

7. Гидроксид цинка в воде практически не растворяется, но хорошо раство-ряется щелочами и гидроксидом аммония с образованием комплексных соединений. Продукт реакции: А- [ Zn (NH3)2] OH Б- [ Zn (NH3)4] (OH)2 В- (NH4)2ZnO2 Г-ZnO

8. Нейтральным комплексом является: А- K3[CoF6] Б- Fe3 [Fe(CN)6 ] В- K2Na[Co(NO2)6] Г-[Pt(H2O)2 (NH3)4 SO3]

ответ                

III. Задания повышенной сложности.

9.Напишите формулы следующих комплексных соединений: а) тетрацианодиамминплатинат (II) калия

б)динитротетраакваалюминия (III) бромид

10.Дайте характеристику комплексных соединений по трем признакам: Na3[Cr(OH)6],

H3[Fe(CN)6]

[Cu(NH3)4](ОН)2.

11 . Напишите названия соединений:

K2[Sn(OH)4]

[Cr(H2O)5Cl](NO3)2

Na[Co(NH3)2(NO2)4]

[Cr(NH3)6](NO3)3

[Fe(NH3)6](NO3)3

[PtCl4(H2O)2]

K2[Ni(CN)4]

K2[NiCl4]

[Ti(H2O)6]Cl3

K3[CoF6]

[Co(SO4)(NH3)5]NO3

12. Напишите уравнение первичной диссоциации в водном растворе комплексных солей

Ca2[Fe(CN)6]

[Ag(NH3)2]Cl

K4[Fe(CN)6]

[FeF2(NH3)4]2SO4

[PdCl2(H2O)4].

13.В результате обменной реакции между гексацианоферратом (II) калия и сульфатом меди (II) образуется малорастворимое комплексное соединение. Напишите молекулярное и ионное уравнения реакции.

Растворы

I. Напишите синквейн на слова: раствор, концентрация, растворение.

II. Задания в тестовой форме.Выберите один правильный ответ и впишите его в таблицу в конце теста.

1.Раствор, который практически не изменяет значение рН при добавлении к нему незначительных количеств кислоты или основания называется: А- кислотным Б- щелочным В -буферным Г-нейтральным

2. Для приготовления 10мл раствора с массовой долей 40 % (плотностью 1,4г/мл) необходимая масса гидроксида калия равна: А-8,4г Б-5,6г В-4г Г-40г

3. Для получения одного литра раствора хлороводородной кислоты с мас- совой долей HCl 30 % (плотность равна 1,15 г/мл) потребуются объем (измеренный при н.у.) хлороводорода: А- 211,72л Б- 21,1л В-0,805 л Г- 0,94л

4.В 500 мл раствора серной кислоты содержится 196 г H2SO4. Молярная концентрация и молярная концентрация эквивалентов растворенного ве- щества соответственно составляет: А - 0,5моль/л и 1моль/л Б - 1моль/л и 2моль/л В - 2моль/л и 4моль/л Г- 4моль/л и 8моль/л

5. Для приготовления двух литров децимолярного раствора сульфата алю-миния потребуется соли: А- 68,4г Б-237,5г В-4,68г Г-25,5г

6. Молярная концентрация эквивалентов Na2CO3 в растворе равна 0,25 моль/л. Масса карбоната натрия содержащаяся в 0,5 л раствора равна:А-52,3г Б-3,35г В-10,6г Г-6,625г

7. Объем раствора с молярной концентрацией эквивалентов CuSO4 0,1 моль/л, в котором содержится 8г сульфата меди равен: А-3л Б-2л В-1л Г-0,5л В-4г

ответ              

III. Задания повышенной сложности.

8. Сколько граммов йода необходимо для приготовления 200г 5%-ной йодной тинктуры? Сколько миллилитров спирта (r=0,8 г/мл) потребуется для этого?

9. Физиологический раствор – это 0,9%-ный раствор NaCl (r=1,005 г/мл). Рассчитайте молярную концентрацию и молярную концентрацию эквивалента хлорида натрия в физиологическом растворе. Масса раствора 100г.

10. Определите молярную концентрацию эквивалента дезинфицирующего раствора перманганата калия, если массовая доля такого раствора составляет 5%, плотность раствора 1,06 г/мл. Z(KMnO4)=5.

11. Сколько граммов раствора нитрата натрия с массовой долей NaNO3 30 % необходимо добавить к 300 мл воды, чтобы получить раствор с массовой долей соли 10 %?

12. До какого объема надо разбавить 500 мл 20%-го раствора NaCl (ρ = 1,152), чтобы получить раствор с массовой долей хлорида натрия 4,5 % и плотностью 1,029?

13.Определите титр гипертонического раствора питьевой соды, применяемого для ингаляций, снятия отеков и прочее, если в 200 см3 такого раствора содержится 6,2 г питьевой соды?

14. Вычислите, какой объем раствора серной кислоты с массовой долей H2SO4 11,6 % (плотность 1,08) и какой объем воды требуется для приготовления 250 мл децимолярного раствора серной кислоты.

15. Для осаждения сульфата бария из 100 мл 15%-го раствора BaCl2 потребовалось 14,4 мл раствора серной кислоты. Вычислите молярную и эквивалентную концентрации и титр раствора H2SO4.

III. Задания повышенной сложности.

11. Напишите выражение константы диссоциации хлорноватой кислоты, укажите факторы, от которых зависит значение константы.

12. Соотнесите

H + pH Среда
10-1 А- кислая
10-13 Б-щелочная
10-7 В-нейтральная
10-9  

13. Соотнесите индикатор:

I. лакмус

II.метиловый оранжевый

III. фенолфталеин

IV.тимоловый синий

Окраска индикатора в среде:

кислой нейтральной щелочной
А. синяя 1) синяя а) малиновая
Б. красная 2) фиолетовая б) синяя
В. бесцветная 3) оранжевая в) желтая
Г. розовая 4) бесцветная г) красная

14.Соотнесите возможность взаимодействия веществ, напишите соответствующие полные и сокращенные уравнения реакций

Реагент 1 Реагент 2
1) BaCl2 А) KOH
2) NaCl Б) NH4Cl
3) CH3COOH В) K2SO4
4) NaOH Г) HNO3

15.Рассчитайте константу диссоциации уксусной кислоты, если ее раствор с концентрацией 0,1 моль/л имеет рН =2,94.

7.ГидролизI. Напишите синквейн на слова: гидролиз, индикатор.

II. Задания в тестовой форме.Выберите один правильный ответ и впишите его в таблицу в конце теста.

1. Ионное уравнение гидролиза ЭО3n- + НОН ↔НЭО3(n-1)-+ OН- справедливо для соли: А- KNO3 Б- NaClO3 В- Na2SO3 Г- все приведенные ответы верны

2. Ионное уравнение гидролиза по первой ступени М2+ + НОН ↔МОН+ + Н+ справедливо для соли А - CaCl2 Б- MnSO4 В- Ba(NO3 )2 Г-Sr(CH3COO)2

3. В растворе нитрата алюминия среда будет: А-кислая Б-щелочная В-нейтральная

4. Раствор, какого вещества в воде имеет щелочную среду? А- хлорида натрия Б-хлороводорода В- карбоната натрия Г-хлорида аммония

5. Наиболее сильной из хлорсодержащих кислот является: А- HCIO Б-HCIO2 В-HCIO3 Г-HCIO4

6. Щелочной раствор получают при растворении в воде: А-Na2HPO4 Б-NaNO3 В-AI2(SO4)3 Г- FeCI3

7. В водном растворе кислую среду дает вещество:А- SO2 Б-CH3COONa В- Na2CO3 Г -Na2HPO4

8. При добавлении, какого вещества к воде приведет к возрастанию ее рН свыше 7? А- Na2CO3 Б-NaCI В-AICI3 Г-HCI

9.Если в растворе увеличивается концентрация ионов Н+, тоА-растет численное значение рН раствора Б- растет концентрация ионов гидроксида.В- численное значение рН раствора уменьшается.Г- раствор становится менее кислым.

10. В каком случае растворы трех солей в группе можно распознать с помощью универсальной индикаторной бумаги? А- КCl ;HCOONa ; Al2( SO4)3 Б- Pb( NO3)2 ; K2SO4 ; NH4BrВ- NH4NO3; Na2 SO4 ; BaCl2 Г- K2S ; NaCN ; MgSO4

11.Химическое равновесие в системе An2- + HOH ↔ HAn2- +OH- при добавлении щелочи сместится в сторону А- в сторону исходных веществ Б- в сторону продуктов реакции В- не сместится Г- направление смещения равновесия зависит от природы аниона.

ответ                      

III. Задания повышенной сложности.

12.Какая среда в растворах указанных веществ. Ответ подтвердите уравнениями реакций гидролиза солей по первой ступени

FeCI3

CuSO4

СH3COONH4

NaIO3

13. Восстановите левую часть уравнения реакции по известным продуктам гидролиза.

…….. → Fe(OH)2+ +H+

………… → 2 Al(OH)3 + Na2SO4 + 3CO2

14. Какое вещество необходимо добавить в водный раствор хлорида железа (III)для подавления гидролиза? Составьте уравнения реакций.

15. В раствор ортофосфата натрия вносят порошок алюминия. Наблюдают выделение газа. Составьте уравнения реакций.

Химические реакции.

I. Напишите синквейн на слова: реакция, окислитель, восстановитель.

II. Задания в тестовой форме.Выберите один правильный ответ и впишите его в таблицу в конце теста.

1. Укажите, какие из приведенных процессов представляют собой процессы окисления?

А- Cl0 →CI-1 Б- Ni 0 → Ni +2 В- O 2 0 → 2O-2 Г- Cr +6 → Cr + 3 2. Протекание реакции диспропорционирования сопровождается увеличением и уменьшением степени окисления атомов одного и того же элемента. К ним нельзя отнести реакцию: А- 2NO2 + H2O = HNO3 +HNO2 Б- Cl2 + H2O = HCl +HClO В- 3K2MnO4+2 H2O = 2KMnO4 +MnO2+ KOH Г- 2FeSO4+2 H2O = (FeOH)2SO4 + H2SO4

3.Сумма коэффициентов в правой части уравнения реакции: KMnO4 + HCl → КCl+ MnCl2 + Cl2 + H2O равна: А -18 Б-17 В-10 Г-13

4.Сумма коэффициентов в уравнении реакции: H2S + K2Cr2O7 + H2SO4 → K2SO4+ Cr2(SO4)3 +S + H2O равна: А-20 Б-18 В-10 Г-17

5. Используйте метод электронно-ионного баланса. Сумма коэффициентов в уравнении реакции: MnSO4 + NaOH + Br2 → MnO2 + NaBr + Na2SO4 + H2O равна: А-12 Б- 13 В- 18 Г- 20

6.Используйте метод электронно-ионного баланса. Сумма коэффициентов в правой части уравнения KMnO4 + KI + H2O → MnO2 + KOH + I2 равна: А- 12 Б-18 В-13 Г-10

7.Используйте метод электронно-ионного баланса. Сумма коэффициентов в правой части уравнения реакции: CrSO4 + KMnO4 + H2SO4→ Cr2 (SO4)3 + K2SO4 + MnSO4 + Н2О равна: А- 12 Б-18 В- 13 Г-16

8.Используйте метод электронно-ионного баланса. Сумма коэффициентов в уравнении реакции:

KClO3 + KOH + MnO2 → K2MnO4 + H2O + KCl равна: А- 16 Б-17 В- 18 Г-19

III. Задания повышенной сложности.

9. Определите степень окисления серы в следующих соединениях:

S SO2 FeS2 K2SO3 CS2 K2S2O7 P2S3 CaSO4

10. Определите степень окисления хрома в следующих соединениях

CrO3 CrSO4 Fe (CrO2)2 Cr2O3 K3[Cr (OH)6]

Na2CrO4 (NH4)2 Cr2O7

11. Учитывая, степени окисления, укажите какие из приведенных веществ

H2S SO2 H2O2 Na MnO2 F2 Fe2O3 SO3 C KMnO4 KNO2 KBr HNO3 PbO2 могут проявлять свойства:

а) окислительные:

б) восстановительные:

в) окислительно - восстановительные:

12. Восстановите левые части уравнений химических реакций:

А- ………………….. → 2CrCl3 + 3Cl2 +2KCLl+7 H2O

Б-………………….. → K2SO4 +2 MnSO4 +5S +8H2O

13. Подберите коэффициенты методом электронно-ионного баланса.

А- C2H4+ KMnO4 + H2O → CH2(OH)-CH2(OH) + KOH + MnO2

Б- C2H5OH + K2Cr2O7+ H2SO4 → CH3COOH + Cr2 (SO4)3 + K2SO4+ H2O

Галогены.

I. Напишите синквейн на слова: галогены, йод, бром, хлор.

II. Задания в тестовой форме.Выберите один правильный ответ и впишите его в таблицу в конце теста.

1.Одинаковым для атомов галогенов является: А- радиус Б- число валентных электронов В- число нейтронов Г- переход Э0→ Э-

2. Все галогены проявляют в соединениях степень окисления: А +7 Б +5 В +1 Г -1

3.Набор степеней окисления хлора в ряду соединений: KClO3-- Ca(ClO)2- - PCl5 А +7 +5 -1 Б +7 +1 -1 В +5 +4 +1 Г +5 +1 -1

4. Все галогеноводороды в растворе вступают в реакцию: А- HЭ + Br2→ Б- HЭ + Ag NO3 → В- HЭ + MnO2→ Г- HЭ + Li OH →

5.Для полного поглощения хлора следует применять:А- воду Б- раствор хлорида кальция В- разбавленную серную кислоту Г- концентрированный раствор щелочи

6.Наименьшая степень диссоциации у кислоты: А- HClO4 Б- HClO2 В- HClO Г- HClO3

7.Массовая доля (%) хлороводорода в растворе, после поглощения 36,3 литров (н.у.) газа в 103,8 мл воды, равна: А- 14,5 Б-21,7 В-23,8 Г- 36,3

8. Токсичным является вещество: А- Cl2 Б- MgCl2 В- KBr Г- Ca(ClO)2

9. Укажите соединения галогенов, являющихся лекарственными средствами: А-6% раствор НСl Б- водный раствор хлораВ- K BrO3 Г- HClO4

ответ                  

III. Задания повышенной сложности.

10. Установите соответствие после протекания реакции в растворе :

I. HCl + Na2SiO3 → II. HCl + MgCO3 → III. Cl2 + KI → IV. MnO2 + HCl( конц)→

А-смесь окрашивается в зеленый цвет Б-выделяется газ В- выпадает осадок Г-смесь окрашивается крахмалом в синий цвет

11. В приведенном ниже уравнении реакций расставьте коэффициенты методом ионно-электронных полуреакций: KBrO3 + F2 + KOH → KBrO4 + KF + H2O

10. В приведенном ниже уравнении реакций расставьте коэффициенты методом ионно-электронных полуреакций: NaI + NaNO2+ H2SO4 → I2+ H2O+ NO + Na2SO4

12. В приведенном ниже уравнении реакций расставьте коэффициенты методом ионно-электронных полуреакций:

KMnO4 + HCl → Cl2+ MnCl2+ KCl + H2O

13.В ряду растворимых солей: NaIO3 - Mg(ClO4)2 - Na2S - K2CO3 - NaF - AlBr3- AgBr - NaNO2 - KCl выберите соли, которые подвергаются гидролизу по аниону. Напишите уравнения гидролиза по первой ступени.

14. Закончите уравнения следующих реакций: А- FeCl3+ KI→

Б- NaNO2 +NaI + HCl→

В- KI+ KMnO4+ H2SO4

Г- KClO3+ H2SO4+KI →

Какие из них являются качественными?

Халькогены

I. Напишите синквейн на слова: сера, кислород, халькогены.

II. Задания в тестовой форме.Выберите один правильный ответ и впишите его в таблицу в конце теста.

1. Кислород проявляет положительную степень окисления в соединении: А- Na2O Б- H2O2 В- KNO3 Г- OF2

2. Образование черного осадка вызывает пропускание через раствор соли свинца газа: А- CO2 Б- N2 В- H2S Г- O2

3. Нейтральная среда будет в растворе соли: А- K2S Б- K2SO3 В- K2SO4 Г- KHSO4

4. Для разделения ионов S2- и SO42- можно использовать катион:А- Li+ Б- Pb2+ В- Cu2+ Г- Ag+

5. Составьте уравнение реакции:Na2SO3+ I2+ H2O→Сумма коэффициентов в уравнении реакции равна: А- 8 Б- 14 В- 9 Г- 6

6. Сумма коэффициентов в уравнении реакции:KMnO4+ H2S+ H2SO4→ MnSO4+ S+ K2SO4+ H2Oравна: А- 10 Б- 18 В- 21 Г- 26

7. К 100г 10%-ного раствора сульфата натрия добавили 12г соли. Чему равна концентрация полученного раствора? А- 18,2 Б- 22 В- 8 Г-19,6

8. Каким реагентом можно различить сульфат- и сульфит- ионы:А- хлорид бария Б- хлорид натрия В- нитрат серебра Г -раствором иода

9. Каким реагентом можно различить сульфат и тиосульфат- ионы:А-хлорид бария Б- хлорат калия В- нитрат серебра Г- хлорид железа(III)

10. Укажите соединения, являющиеся лекарственными средствами:А - оксид серы (VI) Б- натрия тиосульфат В-сероводород Г- вода

ответ                    

III. Задания повышенной сложности.

11. Определите какую функцию выполняет пероксид водорода , расставьте коэффициенты методом ионно-электронных полуреакций А- H2O2 + KI → I2+ KOH

Б- H2O2+ H2SO4 + MnO2 → MnSO4+ O2 + H2O

В- H2O2+ H2SO4 + K2S → S + K2SO4+ H2O

12.Установите в какой из реакций: А- H2S + H2SO4

Б - Cu + H2SO4 → помимо воды образуется только один продукт. Составьте уравнения реакций и укажите их типы.

13.Осуществить следующие превращения: А- SO2 → S → H2SO3 → NaHSO3 → Na2SO3 → Na2S2 O3

Б- Na2O2→Na2CO3→NaOH→NaHSO3→SO2→S

14. Почему соли сульфат хрома и сульфид натрия в отдельности гидролизуются частично, а при совместном присутствии их в растворе – полностью? Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций.

15.Восстановите левую часть уравнений реакций: А…… …→ NaCI + S + SO2 +H2O

Б……. ….→ NaNO3+ Ag2S+ H2SO4

В……….. …→ S+ K2SO4+ Cr2(SO4)3+ H2O

Расставьте коэффициенты.

III. Задания повышенной сложности.

11. Расставьте коэффициенты методом ионно-электронных полуреакций I- NH4OH + KMnO4 → MnO2 + N2+ KOH + H2O

II- N2O + H2SO4 + KMnO4 → NO + MnSO4+ K2SO4+ H2O

III- P+ H2O + HIO3 → H3PO4+ I2

IV- AgNO3 + Cl2 → AgCl + N2O5 + O2

12. Восстановите левую часть уравнения реакции: I………. → Na2SO4 + NO2+ NO +H2O

II……….. → NaNO3+ MnSO4+ K2SO4+ H2O

III………. → MgNH4PO4 + Na2SO4 + H2O

IV……… → [OHg2NH2]I + KI + KCl + H2O

13. Выполнить превращения:

I. N2 → NH3 → NO → Cu(NO3)2 → NO2 → NO

II. NH4NO2 → N2 → NO2 → NaNO3 → HNO3 → NO

III.NH4HCO3 → NH3 → NH4OH → NH4Cl → NH4NO3 → N2O

III. Задания повышенной сложности.

11.Расставьте коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций в водном растворе.

I.Al+ HNO3(разб) → N2O+ Al(NO3)3 + H2O

II. Al+ NaOH + H2O+ NaNO3( гор) → Na [Al(OH)4] + NH3

III. Al + H2SO4 + KMnO4 → Al2(SO4)3+ MnSO4+ K2SO4+ H2O

IV. AlI3+ H2SO4(конц) → I2+ Al2(SO4)3+ H2S+ H2O

12. Назовите следующие вещества:

H [BF4]

K [Al( OH)4]

Li[AlH4]

Na3[AlF6]

AlNH4(SO4)2*12H2O

13. Выполнить превращения: I. AlCl3 → [Al(H2O)6]Cl3 → Al2O3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3 → →Na[Al(OH)4(H2O)2]

II.Al → Al2O3 → KAlO2 → Al(NO3)3 → Al(OH)3 → K[Al(OH)4(H2O)2]

14. Восстановите левую часть уравнения реакции:

I. → Al(OH)3 + Na2SO4 II. → B(OC2H5)3 + H2O III. → NaCl+ CO2 + H2O IV. → Na2CO3+ CO2 + H2O

III. Задания повышенной сложности.

11. Укажите характер среды в растворах солей, подтвердите уравнениями гидролиза I. Cs2CO3

II. KNO2

III.Li2S

12. Восстановите левую часть уравнения реакции: I ….. → CaC2O4+ NH4Cl

II ….. → BaCrO4 + KCl

III….. → Na[Sb(OH)6] + KCl

IV….. → NaZn(UO2)3(CH3COOH)9*9H2O+ HCl

13. Расставьте коэффициенты в уравнениях окислительно-восстановительных реакций в водном растворе. I. K2O2 + H2SO4 + KI→ I2+ K2SO4+ H2O

II. Na2O2 + H2SO4 + FeSO4 → Fe2(SO4)3+ Na2SO4 + H2O

III. Mg + H2SO4 + K2Cr2O7→ MgSO4 + K2SO4+ Cr2(SO4)3+ S+ H2O

14. Составьте названия следующих веществ: I. Ba [Be(OH)4]

II. K2Mg(SO4)2*6H2O

III.Mg(ClO4)2

IV. MgC2

15.В склянках без этикеток находятся сода, мел, гипс, сульфат натрия. Как с помощью воды и азотной кислоты распознать эти вещества? Приведите уравнения соответствующих реакций.

III. Задания повышенной сложности.

11. В чем сходство и различие гидроксида хрома (III) и гидроксида алюминия? Ответ подтвердите уравнениями реакций.

12. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления ниже приведенных превращений (уравнение окислительно-восстановительной реакции напишите на основании ионно-электронных уравнений).

I. Хлорид хрома (III) → гидроксид хрома (III) → гексагидроксохромит калия → хромат калия → дихромат калия.

II.Дихромат калия → хромат калия → дихромат калия → сульфат хрома (III).

13. С какой степенью окисления получают соединения марганца при восстановлении соединений марганца (VI) в кислой среде? Составьте уравнение реакции восстановления манганата калия нитритом натрия в кислой среде.

14. Напишите уравнения реакций восстановления перманганата калия иодидом калия в кислой и нейтральной средах.

15. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления превращений: I.Оксид марганца (IV) → манганат калия → перманганат калия → диоксид марганца.

II. Оксид марганца (IV) → сульфат марганца (II) → манганат калия → перманганат калия → сульфат марганца (II).

III. Задания повышенной сложности.

1.Что такое «провал» электронов у d-элементов? Проиллюстрируйте это явление на примере элементов I Б группы.

2. Почему медные предметы покрываются на воздухе зеленым налетом? Почему серебряные предметы чернеют на воздухе? Составьте уравнения реакций.

4. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения веществ:

I- Сульфат меди (П) → медь → нитрат меди (II) →гидроксид меди (II) → реактив Фелинга.

II-Серебро → нитрат серебра → хлорид серебра → хлорид диамминсеребра →серебро →сульфат серебра.

5. Приведите реакции, доказывающие амфотерность гидроксида цинка

10. Сколько граммов медного купороса (CuS04 · 5H2O) потребуется для приготовления 1 л 2 моль/л раствора CuS04?

15.Осуществить превращения :

Цинк →хлорид цинка→хлорид тетраамминцинка→сульфид цинка→оксид цинка.

16. Укажите соединения элементов I и II группы Б, являющиеся лекарственными средствами

III. Задания повышенной сложности.

11. Составьте уравнения реакций, которые надо провести для осуществления следующих превращений (для окислительно-восстановительных реакций составьте электронно-ионные уравнения):

Fe→ FeCI3 → FeCI2→ Fe(CN)2 →K4[Fe(CN)6] → K3[Fe(CN)6]

12. Феррат калия K2FeO4 образуется при сплавлении Fe2O3 с калийной селитрой KNO3 в присутствии КОН. Составьте электронно-ионное и молекулярное уравнения реакции.

13. В водном растворе находятся одновременно ионы: а) Mn 2+ и Zn2+ б) Fe2+ и Cr+2 в) Fe3 +и Ba2+

Предложите способы их разделения.

14. Расставьте коэффициенты методом электронно-ионных полуреакций:

FeSO4+ H2SO4(разб) + MnO2 → Fe2(SO4)3 + MnSO4+ H2O

15. Определите молярную концентрацию раствора сульфата железа (III) с массовой долей 40% (плотность 1,1 г/мл) (объем 1 литр)

Литература.

1Л.М. Пустовалова, И.Е. Никанорова "Неорганическая химия". Ростов на Дону " Феникс" 2012

2. А.И. Серебрякова - преподаватель химии, кандидат химических наук. «Качественные реакции открытия ионов». /Учебное пособие для самостоятельной работы студентов по общей и неорганической химии/ Фарм. филиал ГБОУ СПО «СОМК», Екатеринбург, 2013.

3. А.И. Серебрякова - преподаватель химии, кандидат химических наук. «Решение задач. Способы выражения концентрации».

/ Пособие для самостоятельной работы студентов по общей и неорганической химии / Фарм.филиал ГБОУ СПО «СОМК», Екатеринбург, 2012.

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФИЛИАЛ

ГБПОУ «СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ »

ТЕТРАДЬ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

ПО ОБЩЕЙ и НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ

( задания для самостоятельной работы студентов очной формы обучения)

Екатеринбург 2016

Тетрадь домашних заданий по общей и неорганической химии» / Т.Н. Ведерникова – Екатеринбург; Фармацевтический филиал ГБПОУ «СОМК», 2016. 67с

Рецензент: А.И. Серебрякова – кандидат химических наук, преподаватель химии высшей квалификационной категории медицинского колледжа УрГУПС.

Тетрадь домашних заданий по общей и неорганической химии предназначена для самостоятельной работы студентов I курса базовой подготовки. Предложены задания в разной форме: написания синквейна, тестовые задания, задания со свободно-конструируемым ответом. Задания выполняются индивидуально и носят репродуктивный, частично – поисковый, творческий характер. Учитывая разный уровень подготовки студентов, предусмотрены задания повышенной сложности (III- уровень), которые оцениваются дополнительными баллами рейтинговой систем оценки знаний студентов.

Тетрадь домашних заданий по общей и неорганической химии рассмотрена на заседании ЦМК химии. (протокол № 2 от 8 сентября 2016 года)

Рассмотрено и одобрено на заседании Центрального методического совета колледжа.

Председатель ЦМС О.В. Ледянкина, к. фарм.наук.

Содержание

Пояснительная записка…………………………………
Периодический закон и периодическая система химических элементо Теория строения вещества……………………………..  
Классы неорганических соединений…………………
Комплексные соединен<

Наши рекомендации