V. Объяснение нового материала.
1. О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я.
2. Ч т е н и е а л г о р и т м а п о у ч е б н и к у (выполнение задания № 47).
3. С о с т а в л е н и е п а м я т к и «Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное»:
1. Умножаю единицы…
2. Умножаю десятки…
3. Умножаю сотни…
4. Умножаю единицы тысяч…
5. Умножаю десятки тысяч…
6. Умножаю сотни тысяч…
7. Читаю ответ…
Главное – не забывать прибавлять числа, которые «передаю» в следующий разряд.
4. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 48.
Учащиеся вслух объясняют, как выполнено умножение в столбик.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
VI. Закрепление пройденного материала.
1. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 49 к о л л е к т и в н о с объяснением у доски произведений (а, б, в).
Произведение под пунктом г) выполняется с а м о с т о я т е л ь н о.
В з а и м о п р о в е р к а в парах.
2. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 50 (а, б).
– Сравните выражения в каждом столбике.
– На сколько увеличивается значение каждого следующего произведения? (В первом столбике увеличивается на 100, так как первый множитель увеличивается на 20, а двадцать повторяем 5 раз. Во втором столбике значение произведения увеличивается на 1600, так как 200 повторяем 8 раз.)
– С а м о с т о я т е л ь н о проверьте свой ответ, выполнив умножение в столбик.
I в а р и а н т – а); II в а р и а н т – б).
3. В ы п о л н е н и е з а д а н и я № 51.
Учащиеся, используя переместительное и сочетательное свойства умножения, определение умножения и правило умножения суммы на число, сравнивают значения выражений.
VII. Итог урока.
Домашнее задание:№ 50 (в), № 524; тетрадь с печатной основой № 1 (задания № 38, 39).
У р о к 14.
УМНОЖЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ЧИСЛА НА ОДНОЗНАЧНОЕ
Цели: познакомить учащихся с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное; совершенствовать вычислительные навыки; развивать внимание, сообразительность.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего здания.
– Прочитайте значения произведений в порядке возрастания.
– Каким правилом пользовались при нахождении результата?
III. Устный счет.
З а д а н и я:
1. Найдите ошибки, которые допустил ученик, составляя ряды чисел:
а) 640, 660, 680, 720, 740, … .
б) 987, 876, 765, 655, 543, … .
в) 111, 222, 333, 455, 444, 555, … .
2. Вычислите:
700 · 3 8000 · 3 83 · 61 + 83 · 39 578 · 193 + 578 · 807 | 37500 · 26 – 37500 · 25 90 · 4 76800 · 6 + 76800 · 4 80 · 70 |
3. Решите:
а) Дети вырезали на уроках труда геометрические фигуры. Их оказалось 60 (100, 35, 77, 500, 960, 804, 3200). Сколько нужно пакетиков, если в каждый положить по одному десятку фигур; по одной сотне; по одной тысяче?
б) Дети вырезали на уроках труда геометрические фигуры. Их оказалось 60 (100, 35, 77, 500, 960, 804, 3200). Сколько нужно пакетиков, если в каждый положить по одному десятку фигур; по одной сотне; по одной тысяче?
IV. Сообщение темы урока.
– Расположите карточки с представленными выражениями в порядке возрастания их значений.
– Проверьте себя! Переверните карточки с данными выражениями и прочитайте получившееся слово: «Алгоритм».
– Что обозначает слово «алгоритм»?
– Сегодня на уроке мы познакомимся с алгоритмом письменного умножения многозначного числа на однозначное. Поднимите руки те, кто уже знаком с умножением в столбик.
– Кто из вас может объяснить другим ребятам ход своих действий?
К доске вызывается один ученик, который объясняет ход своих действий при письменном умножении однозначного числа на многозначное.