Особенности управления рисками
В экстремальной ситуации можно выделить её социальную составляющую, связанную с самоощущением индивида или социальных групп – это ощущение опасности и самосохранение. Потребность в самосохранении неразрывно связано с понятием риска. Риск – это мера ожидаемых неблагоприятных последствий для индивида или социальной группы в случае неблагополучного исхода негативной ситуации.
В предпринимательской деятельности риск становится обычным условием ведения дела. Очень часто управленческие решения принимаются в условиях неопределённости, что тесно связано с риском. Успешная деятельность организации во многом зависит от определения риска и классификации его (см. табл. №. 8)[46].
Таблица №8. Виды риска.
Виды риска | Характеристика риска |
Природные риски | Это возможность возникновения стихийных бедствий, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, тайфуны, удары молнии, извержения вулканов и т.д. |
Техногенные риски | Риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека. |
Смешанные риски | Риски, основанные на событиях природного характера, ставшие результатом хозяйственной деятельности человека. |
Статические (простые) риски | Риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности или неудовлетворительной организации. Такие риски всегда связаны с потерями. |
Динамические (спекулятивные) риски | Риски непредвиденных изменений стоимостных оценок управленческих решений фирмы, а также изменения рыночных отношений или политических обстоятельств. Риски, связанные как с потерями, так и с прибылью. |
Производственные риски | Риски, связанные с убытками от остановки производства по различным причинам, а также с неадекватным использованием техники и технологии, основных и оборотных фондов, производственных ресурсов и рабочего времени. |
Финансовые риски | Риски, связанные с вероятностью потерь денежных средств. Выделяют - риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала. |
Имущественные риски | Риски, связанные с возможностью потерь имущества по различным причинам (кражи, диверсии, халатность и т.д.) |
Коммерческие риски | Риск, связанный с предпринимательской деятельностью, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предприятием. |
Социальные риски | Риски, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью работников предприятия, а также их личностными характеристиками и условиями труда. |
Предпринимательский риск | Риск, связанный со случайными потерями предпринимательской прибыли (материальными, трудовыми, финансовыми, потери времени и т.д.). |
Профессиональные риски | Риски, связанные с выполнением должностными лицами своих профессиональных обязанностей. |
Существуют и другие классификации рисков. Для того, чтобы компания успешно функционировала в условиях неопределённости необходимо разработать программу управления рисками, которая должна быть зафиксирована в документе. Такая программа включает в себя следующие разделы:
· определение понятия «риск», принятое на предприятии;
· цели управления рисками;
· классификация и подробное описание основных видов рисков, с которыми может столкнуться компания;
· принципы управления различными видами рисков;
· организация управления рисками.
Стратегия управления рисками разрабатывается риск-менеджментом, который характеризуется совокупностью методов, приемов и мероприятий, с помощью чего разрабатываются прогнозы возникновения рисков и вырабатываются решения по воздействию на них. Процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.
Деятельность по управлению рисками имеет несколько этапов:
1. Постановка целей. На этом этапе, на основании поставленных целей определяются методы исследования риска, выявляются возможности и потребности предприятия в рамках существующей стратегии и разработанных планов его развития.
2. Анализ риска. На этом этапе происходит определение риска и причин, его возникновения, определяется возможное влияние риска, формируются пути избегания риска. Выделяют качественный и количественный анализ риска. Качественный анализ – это выявление риска. Здесь используются такие методы, как методы анализа информации, методы сбора новой информации, методы моделирования деятельности организации и т.д. Количественные методы – это оценка выявленных методов. В этом случае используются аналитические методы, вероятностно – теоретические методы, эвристические методы количественного анализа и т.д. Это основной этап исследования рисков.
3. Выбор методов управления риском. На этом этапе анализируются методы, а также их воздействие в комплексе. Все методы управления рисками сводят к основным группам: избегание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передача части или всего риска третьим лицам.
4. Контроль и переосмысление рисков. На этом этапе происходит контроль над управленческой деятельностью, происходит получение новой информации о сущности риска, делаются выводы о правильности выбранного решения.
В современных компаниях в последние годы большое внимание уделяется внедрению риск - менеджмента и управлению финансовыми рисками. Такая деятельность направлена на определение и использование новых технологий риск - менеджмента в целях повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Риск - менеджмент является неотъемлемой частью политической, экономической и социальной жизни общества, неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой современной компании, функционирующей в рыночных условиях.
Контрольные вопросы
1. Что означает понятие «экстремальная ситуация»?
2. Каков механизм выработки управленческих решений в экстремальных ситуациях?
3. Какие личностные качества руководителя имеют большое значение в управлении экстремальными ситуациями?
4. Что такое риск?
5. Какие виды риска можно выделить?
6. В чём состоит стратегия управления рисками?
Литература
1. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2010.
2. Барков С.А. Управление персоналом. – М.: ЮристЪ, 2001.
3. Бойетт Джозеф Г., Бойетт Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. — М.:«Олимп_бизнес», 2001.
4. Бойнтон Энди, Фишер Бил. Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир. – М.: Претекст, 2008.
5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., «Финансы и статистика», 2003.
6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. – М.,"Альфа-М", 2009.
7. Граждан В.Д. Социология управления : учебник / В.Д. Граждан. — М. : КНОРУС, 2008.
8. Грошев, И. В. Организационная культура. Учеб. пособие/И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
9. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления и противоборства. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010.
10. Гулиев, М.А. Социология и психология управления: Учеб.пособие /М.А.Гулиев, С.Н.Епифанцев, С.И.Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006
11. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008.
12. Зигерт В., Ланг Л., «Руководитель без конфликтов», М., 1990
13. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА .2001.
14. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, Деловая книга, 2008.
15. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. — М.: Дело, 2001.
16. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А. Т. Поршнева. 2_е изд. — М., 2003.
17. Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.
18. Одинцов А. А., Одинцова О. В. Управленческая психология. - М.: Академия, 2009.
19. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009.
20. Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление это наука и искусство. М., 1992.
21. Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., Ин-т орг систем, 1997.
22. Шевелев В. Н. Социология управления. – М.: Издательство: Феникс, 2004.
23. Ядов В. А.Стратегия социологического исследования. — М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.
[1] Кравченко А.И. История менеджмента. Учеб. пособие. - М., 2000.
[2] Э. Хейвуд Политология./ Перевод с англ./ М. Юнити, 2005
[3] Тэйлор Ф. Научная организация труда.//Управление – это наука и искусство. М., 1992, с.265.
[4] Тэйлор Ф. Научная организация труда.//Управление – это наука и искусство. М., 1992, с.268.
[5] Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление – это наука и искусство. М., 1992,с.9
[6] См. там же с. 12
[7] Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление – это наука и искусство. М., 1992,с.21
[8] Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.
[9] Так же в литературе встречается перевод Ф. Герцберг.
[10] Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления», М., 1999 г.,с.161.
[11] Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления», М., 1999. С.158.
[12] Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., ИОС, 1997 С.27
[13] Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. Пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. С.44-46.
[14] Основы социального управления: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш.шк., 2001. С.46-48.
[15] Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА .2001.
[16] Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление это наука и искусство. М., 1992.
[17] Файоль А. Общее и промышленное управление//Управление - это наука и искусство.М.,1992.С.21.
[18] Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, ТетраСистемс,2002, С.59-62.
[19] Гомола А.И., Гомола И.А. Социальное управление. М., Академия, 2009. С.15
[20] Бабосов Е.М. Социология управления, Минск, ТетраСистемс, 2002. С. 55
[21] Мухин В.И. Основы теории управления, М., Экзамен, 2002. С. 101
[22] См. там же.
[23] Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., Ин-т орг систем, 1997.
[24] См там же. С. 76.
[25] Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., Ин-т орг систем, 1997, с. 79
[26] Балашов Ю.К., Коваль А.Г. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Кадры предприятия. М. 2002, №7.
[27] С.И. Ожегов Словарь русского языка., М., 1990. С. 239.
[28] Митин А.Н. «Культура управления», Екатеринбург, 2000 С.104.
[29] Митин А.Н. «Культура управления», Екатеринбург. С 111.
[30] Морита А. «Сделано в Японии» М., 1993.
[31] Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009. С.6-7.
[32] Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009. С. 87-94.
[33] Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, схемах: Учебно-методические материалы. – М.: ИНФРА-М, 2007. С.16.
[34] Типология Р. Рюттингера, типология М.Бурке, типология культуры по признаку свойственного им взаимоотношения полов, типология Р.Блейка и Д. Мутона, типология Г. Хофстеда, типология К Камерона и Р. Куинна и др.
[35] Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009, С. 60-67.
[36] Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. – С. 206-207.
[37] Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
[38] Зигерт В., Ланг Л., «Руководитель без конфликтов», М., 1990, с .17.
[39] Веселова Н.Г, «Социальное управление и элементы его культуры. Обобщение и рекомендации.», М., 2002, с 235.
[40] Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. – М.: Гардарики, 2001. С.150-151.
[41] Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., «Финансы и статистика», 2003. С.162.
[42] См. там же С.160-161..
[43] Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект пресс, 2002, с 236-238.
[44] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. . – М.: Вильямс, 2009.
[45] Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.,С. 260.
[46]. Паштова Л.Г. Риск-менеджмент на предприятии. // «Справочник экономиста" №5 2003.