Особенности управления рисками

В экстремальной ситуации можно выделить её социальную составляющую, связанную с самоощущением индивида или социальных групп – это ощущение опасности и самосохранение. Потребность в самосохранении неразрывно связано с понятием риска. Риск – это мера ожидаемых неблагоприятных последствий для индивида или социальной группы в случае неблагополучного исхода негативной ситуации.

В предпринимательской деятельности риск становится обычным условием ведения дела. Очень часто управленческие решения принимаются в условиях неопределённости, что тесно связано с риском. Успешная деятельность организации во многом зависит от определения риска и классификации его (см. табл. №. 8)[46].

Таблица №8. Виды риска.

Виды риска Характеристика риска
Природные риски Это возможность возникновения стихийных бедствий, таких как землетрясения, наводнения, ураганы, тайфуны, удары молнии, извержения вулканов и т.д.
Техногенные риски Риски, связанные с хозяйственной деятельностью человека.
Смешанные риски Риски, основанные на событиях природного характера, ставшие результатом хозяйственной деятельности человека.
Статические (простые) риски Риск потерь реальных активов вследствие нанесения ущерба собственности или неудовлетворительной организации. Такие риски всегда связаны с потерями.
Динамические (спекулятивные) риски Риски непредвиденных изменений стоимостных оценок управленческих решений фирмы, а также изменения рыночных отношений или политических обстоятельств. Риски, связанные как с потерями, так и с прибылью.

Производственные риски Риски, связанные с убытками от остановки производства по различным причинам, а также с неадекватным использованием техники и технологии, основных и оборотных фондов, производственных ресурсов и рабочего времени.
Финансовые риски Риски, связанные с вероятностью потерь денежных средств. Выделяют - риски, связанные с покупательной способностью денег, и риски, связанные с вложением капитала.
Имущественные риски Риски, связанные с возможностью потерь имущества по различным причинам (кражи, диверсии, халатность и т.д.)
Коммерческие риски Риск, связанный с предпринимательской деятельностью, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предприятием.
Социальные риски Риски, связанные с жизнью, здоровьем и трудоспособностью работников предприятия, а также их личностными характеристиками и условиями труда.
Предпринимательский риск Риск, связанный со случайными потерями предпринимательской прибыли (материальными, трудовыми, финансовыми, потери времени и т.д.).
Профессиональные риски Риски, связанные с выполнением должностными лицами своих профессиональных обязанностей.

Существуют и другие классификации рисков. Для того, чтобы компания успешно функционировала в условиях неопределённости необходимо разработать программу управления рисками, которая должна быть зафиксирована в документе. Такая программа включает в себя следующие разделы:

· определение понятия «риск», принятое на предприятии;

· цели управления рисками;

· классификация и подробное описание основных видов рисков, с которыми может столкнуться компания;

· принципы управления различными видами рисков;

· организация управления рисками.

Стратегия управления рисками разрабатывается риск-менеджментом, который характеризуется совокупностью методов, приемов и мероприятий, с помощью чего разрабатываются прогнозы возникновения рисков и вырабатываются решения по воздействию на них. Процесс управления включает в себя: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь.

Деятельность по управлению рисками имеет несколько этапов:

1. Постановка целей. На этом этапе, на основании поставленных целей определяются методы исследования риска, выявляются возможности и потребности предприятия в рамках существующей стратегии и разработанных планов его развития.

2. Анализ риска. На этом этапе происходит определение риска и причин, его возникновения, определяется возможное влияние риска, формируются пути избегания риска. Выделяют качественный и количественный анализ риска. Качественный анализ – это выявление риска. Здесь используются такие методы, как методы анализа информации, методы сбора новой информации, методы моделирования деятельности организации и т.д. Количественные методы – это оценка выявленных методов. В этом случае используются аналитические методы, вероятностно – теоретические методы, эвристические методы количественного анализа и т.д. Это основной этап исследования рисков.

3. Выбор методов управления риском. На этом этапе анализируются методы, а также их воздействие в комплексе. Все методы управления рисками сводят к основным группам: избегание риска, снижение риска, принятие риска на себя, передача части или всего риска третьим лицам.

4. Контроль и переосмысление рисков. На этом этапе происходит контроль над управленческой деятельностью, происходит получение новой информации о сущности риска, делаются выводы о правильности выбранного решения.

В современных компаниях в последние годы большое внимание уделяется внедрению риск - менеджмента и управлению финансовыми рисками. Такая деятельность направлена на определение и использование новых технологий риск - менеджмента в целях повышения конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке. Риск - менеджмент является неотъемлемой частью политической, экономической и социальной жизни общества, неизбежно сопровождает все направления и сферы деятельности любой современной компании, функционирующей в рыночных условиях.

Контрольные вопросы

1. Что означает понятие «экстремальная ситуация»?

2. Каков механизм выработки управленческих решений в экстремальных ситуациях?

3. Какие личностные качества руководителя имеют большое значение в управлении экстремальными ситуациями?

4. Что такое риск?

5. Какие виды риска можно выделить?

6. В чём состоит стратегия управления рисками?

Литература

1. Бабосов Е.М., Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. - 4-е изд. - Мн.: ТетраСистемс, 2010.

2. Барков С.А. Управление персоналом. – М.: ЮристЪ, 2001.

3. Бойетт Джозеф Г., Бойетт Джимми Т. Путеводитель по царству мудрости. Лучшие идеи мастеров управления. — М.:«Олимп_бизнес», 2001.

4. Бойнтон Энди, Фишер Бил. Виртуозные команды. Команды, которые изменили мир. – М.: Претекст, 2008.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., «Финансы и статистика», 2003.

6. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: методология и методы. – М.,"Альфа-М", 2009.

7. Граждан В.Д. Социология управления : учебник / В.Д. Граждан. — М. : КНОРУС, 2008.

8. Грошев, И. В. Организационная культура. Учеб. пособие/И. В. Грошев, П. В. Емельянов, В. М. Юрьев.- М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

9. Губанов Д. А., Новиков Д. А., Чхартишвили А. Г. Социальные сети. Модели информационного влияния, управления и противоборства. – М.: ФИЗМАТЛИТ, 2010.

10. Гулиев, М.А. Социология и психология управления: Учеб.пособие /М.А.Гулиев, С.Н.Епифанцев, С.И.Самыгин. - Ростов н/Д: Феникс, 2006

11. Зборовский Г.Е., Костина Н.Б., Социология управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008.

12. Зигерт В., Ланг Л., «Руководитель без конфликтов», М., 1990

13. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА .2001.

14. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - 4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, Деловая книга, 2008.

15. Литвак Б. Г. Разработка управленческого решения: Учебник для вузов. — М.: Дело, 2001.

16. Менеджмент: теория и практика в России: Учебник / Под ред. А. Т. Поршнева. 2_е изд. — М., 2003.

17. Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.

18. Одинцов А. А., Одинцова О. В. Управленческая психология. - М.: Академия, 2009.

19. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009.

20. Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление это наука и искусство. М., 1992.

21. Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., Ин-т орг систем, 1997.

22. Шевелев В. Н. Социология управления. – М.: Издательство: Феникс, 2004.

23. Ядов В. А.Стратегия социологического исследования. — М.:ИКЦ «Академкнига», 2003.

[1] Кравченко А.И. История менеджмента. Учеб. пособие. - М., 2000.

[2] Э. Хейвуд Политология./ Перевод с англ./ М. Юнити, 2005

[3] Тэйлор Ф. Научная организация труда.//Управление – это наука и искусство. М., 1992, с.265.

[4] Тэйлор Ф. Научная организация труда.//Управление – это наука и искусство. М., 1992, с.268.

[5] Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление – это наука и искусство. М., 1992,с.9

[6] См. там же с. 12

[7] Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление – это наука и искусство. М., 1992,с.21

[8] Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; предисл. П. П. Гайденко; коммент. А. Ф. Филиппова. — М.: Прогресс, 1990.

[9] Так же в литературе встречается перевод Ф. Герцберг.

[10] Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления», М., 1999 г.,с.161.

[11] Кнорринг В.И. «Теория, практика и искусство управления», М., 1999. С.158.

[12] Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., ИОС, 1997 С.27

[13] Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб. Пособие для студентов вузов. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. С.44-46.

[14] Основы социального управления: Учебное пособие. Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высш.шк., 2001. С.46-48.

[15] Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент". - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА .2001.

[16] Файоль А. Общее и промышленное управление.// Управление это наука и искусство. М., 1992.

[17] Файоль А. Общее и промышленное управление//Управление - это наука и искусство.М.,1992.С.21.

[18] Бабосов Е.М. Социология управления. Минск, ТетраСистемс,2002, С.59-62.

[19] Гомола А.И., Гомола И.А. Социальное управление. М., Академия, 2009. С.15

[20] Бабосов Е.М. Социология управления, Минск, ТетраСистемс, 2002. С. 55

[21] Мухин В.И. Основы теории управления, М., Экзамен, 2002. С. 101

[22] См. там же.

[23] Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., Ин-т орг систем, 1997.

[24] См там же. С. 76.

[25] Франчук В.И. Современные основы социального управления, М., Ин-т орг систем, 1997, с. 79

[26] Балашов Ю.К., Коваль А.Г. Мотивация и стимулирование персонала: основы построения системы стимулирования // Кадры предприятия. М. 2002, №7.

[27] С.И. Ожегов Словарь русского языка., М., 1990. С. 239.

[28] Митин А.Н. «Культура управления», Екатеринбург, 2000 С.104.

[29] Митин А.Н. «Культура управления», Екатеринбург. С 111.

[30] Морита А. «Сделано в Японии» М., 1993.

[31] Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009. С.6-7.

[32] Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009. С. 87-94.

[33] Соломанидина Т.О. Организационная культура в таблицах, тестах, схемах: Учебно-методические материалы. – М.: ИНФРА-М, 2007. С.16.

[34] Типология Р. Рюттингера, типология М.Бурке, типология культуры по признаку свойственного им взаимоотношения полов, типология Р.Блейка и Д. Мутона, типология Г. Хофстеда, типология К Камерона и Р. Куинна и др.

[35] Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М., ИНФРА-М, 2009, С. 60-67.

[36] Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. – СПб.: Питер, 2001. – С. 206-207.

[37] Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.

[38] Зигерт В., Ланг Л., «Руководитель без конфликтов», М., 1990, с .17.

[39] Веселова Н.Г, «Социальное управление и элементы его культуры. Обобщение и рекомендации.», М., 2002, с 235.

[40] Фролов С.С. Социология организаций: Учеб. – М.: Гардарики, 2001. С.150-151.

[41] Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. М., «Финансы и статистика», 2003. С.162.

[42] См. там же С.160-161..

[43] Пугачёв В.П. Руководство персоналом организации. – М.: Аспект пресс, 2002, с 236-238.

[44] Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. . – М.: Вильямс, 2009.

[45] Мескон Н., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М.: Вильямс, 2009.,С. 260.

[46]. Паштова Л.Г. Риск-менеджмент на предприятии. // «Справочник экономиста" №5 2003.

Наши рекомендации