Задачецентрическое и антропоцентрическое поведение
Учет требований задачи и взаимоотношений в качестве двух существенных измерений поведения руководителя оказался важной частью изучения менеджмента за последние десятилетия (127). Им были присвоены различные названия, например, "авторитарное" и "демократическое" или "с кадровой ориентацией" и "с производственной ориентацией". Эти модели менеджерского поведения могут рассматриваться как две независимые друг от друга оси, что показано на рис.29.
Задачецентрическое поведение означает меру углубления руководителя в одностороннюю коммуникацию при объяснении того, что подчиненные обязаны делать, и каким образом необходимо выполнять задачи. Антропоцентрическое поведение означает меру углубления руководителя в двухстороннюю коммуникацию при оказании социоэмоциональной поддержки, использовании социально-психологических стимуляторов и оказании содействия в работе других.
Как уже отмечалось, не существует "наилучшего" стиля управления, следовательно, любой из показанных на рис.29 основных стилей может быть, в зависимости от ситуации эффективным или неэффективным (127).
Высокая антропо-центричность и низкая задаче-центричность |
Высокая задаче-цснтричность и высокая антропо-центричность |
Cl-
OU §§ 1§ |
Низкая антропо-центричность и низкая задаче-цснтричность |
Высокая задаче-центричность и низкая антропо-центричность |
(Низкое) • - (Высокое)
Задачецентрическое поведение ПРОИЗВОДИТ УПРАВЛЯЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рис.29. Четыре основных стеля поведения
СТЕПЕНЬ ЗРЕЛОСТИ
В теории ситуативного управления степень зрелости определяется способностью ставить высокие, но достижимые цели (мотивация достижения), желанием и способностью принимать на себя те или иные обязательства (127). Эти переменные факторы понимаются только в соотношении с выполняемой задачей: индивид или группа не могут быть зрелыми или незрелыми в общем смысле. Степень зрелости человека и социальной группы варьирует в зависимости от определенной задачи, функции или той, цели которой руководитель намерен достичь при помощи их деятельности.
Если степень зрелости подчиненных развивается при выполнении ими определенной задачи, руководитель уменьшает зада-чецентрическое и увеличивает антропоцентрическое поведение. При достижении подчиненными степени зрелости выше средней он уменьшает как задачецентрическое, так и антропоцентрическое поведение, поскольку подчиненные становятся зрелыми не только для выполнения конкретной задачи, но и психологически зрелыми.
В теории ситуативного управления особое внимание обращают на пригодность или эффективность стиля управления, исходя из учета степени зрелости подчиненных для выполнения каждой задачи. На рисунке 30 это выражено колоколообразным показателем, наложенным на четыре клетки управления. Стиль управления, подходящий для разных степеней зрелости подчиненных (стиль руководителя), изображен относительно четырех клеток руководства криволинейной функцией. Степень зрелости управляемого индивида или социальной группы (зрелость подчиненных) изображена континуумом незрелого до зрелого (127).
ЗАДАЧЕЦЕНТРИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ __^ (Высокое) (управляющее поведение)
О |
О
Высокая | Сред | щяя | Низкая | Рч ЕЗ д |
Г4 | гз | Г2 | П | |
УРОКРН^ЧРРППГТИ ТТПГГЧГИНРТ-ГНМУ |
СТИЛИ МЕНЕДЖМЕНТА
В рассматриваемой теории применяются следующие обозначения (см. рис.30):
1) высокая задачецентричность и низкая антропоцентричность в стиле управления указывают на стиль С1;
2) высокая задачецентричность и высокая атропоцентричность указывают на стиль С2;
3) высокая антропоцентричность и низкая задачецентричность указывают на стиль СЗ;
4) низкая антропоцентричность и низкая задачецентричность указывают на стиль С4.
Указанный рисунок иллюстрирует, каким образом на основании зрелости подчиненных можно определить подходящий стиль управления путем распределения континуума зрелости на четыре соответствующих уровня: низкая степень зрелости в задаче указывает на уровень Г1; интервал от низкой до средней степени — на уровень Г2; интервал от средней до высокой степени — на уровень ГЗ; высокая степень зрелости в задаче указывает на уровень Г4 (127).
ПРИМЕНЕНИЕ
Колоколообразная кривая в отношении модели управления означает, что при увеличении степени зрелости подчиненных, изображенным континуумом от незрелого к зрелому, подходящий стиль управления изменяется криволинейно по функции (127).
Чтобы определить подходящий стиль управления для каждой ситуации, необходимо сначала определить степень зрелости участвующих в выполнении задачи. После этого проложить прямой угол (90°) с места континуума, которое определяет уровень зрелости подчиненных, до места, где он пересекает криволинейный показатель модели управления. Клетка, в которой находится точка пересечения, покажет подходящий стиль управления в данной ситуации руководства. При этом, как видно из рисунка 30, зрелость подчиненных уровня Г1 предусматривает применение стиля управления С1, уровня Г2 — стиля С2 и т.д. Таким об-ра юм, повышение уровня зрелости подчиненных влечет за собой и изменение соответствующих стилей управления.
Краткие характеристики четырех основных стилей управления.Сгиль С1 -— "приказывающий", так как ему свойственна односторонняя коммуникация. Руководитель определяет роли подчиненных и объясняет им что, как, когда и где должно выполняться
Стиль С2 — "продающий". Руководитель вырабатывает большинство указаний, стремясь путем двухсторонней связи и социо-эмоциональной поддержки заставить подчиненных психологически "закупать" решения, которые должны быть приняты.
Стиль СЗ — "участвующий". Руководитель и подчиненные участвуют в процессе принятия решений через двухстороннюю коммуникацию и оказание помощи (поддержка, поощрение и т.д.). Подчиненные при этом обладают способностями и знаниями для выполнения задачи.
Стиль С4 — "делегирующий". Подчиненные могут работать по своему усмотрению, поскольку имеют высокий уровень зрелости, готовы и способны принимать на себя ответственность за свою деятельность (127).
РЕЗЮМЕ
Таким образом можно констатировать, что эффективные руководители должны достаточно хорошо знать свои кадры, чтобы опознавать и адекватно встречать их постоянно изменяющиеся способности и требования (127). При этом им необходимо помнить, что с течением времени подчиненные развивают как индивидуально, так и в группах свой способ поведения и действий (нормы, обычаи, формы). Хотя руководитель может использовать определенный стиль при работе с группой, ему довольно часто приходится использовать другие стили при работе с отдельными подчиненными, находящимися на разных уровнях зрелости. В обоих случаях независимо от того, работает ли он с индивидом или группой, изменения стиля управления с С1 к С2, СЗ и С4 должны происходить постепенно. Этот процесс по характеру не может быть резким, революционным. Он должен быть эволюционным, создавать постепенные изменения развития, обеспечивать планируемый рост, устанавливать взаимное доверие и уважение (127).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ