Основные социальные процессы и поведение человека. Просоциальное и асоциальное поведение

Основные социальные процессы свидетельствуют о влиянии других людей на поведение каждого человека.

Основные социальные процессы:

· Социальная фасилитация

· Социальная ингибиция

· Социальное научение

· Социальный контроль

· Социальная адаптация

· Социальная перцепция

· Социальный стереотип

Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии других людей.

Социальная ингибиция - ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества присутствии посторонних людей.

Социальное научение - приобретение новых форм, реакций путем подражания поведению других людей или наблюдения за ними. Наше собственное обучение, развитие возможно благодаря другим людям (обучение — социальный процесс).

Основными процедурами социального научения выступают:

· моделирование (представление образов адаптивного поведения),

· репетиция поведения (тренировка, ролевое проигрывание),

· инструктаж (информация о том, как себя вести, чтобы достигнуть цели),

· подкрепление (награды, положительные реакции и поощрения, предлагаемые участниками и руководителями группы).

Социальный контроль — система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения в соответствие с общепринятыми нормами.

Воздействие социального контроля в наибольшей степени испытывают на себе индивиды, чье поведение может быть охарактеризовано как отклоняющееся, т. е. не отвечающее групповым нормам. Экспериментально показано, что негативное санкционирование (наказание, принуждение) преобладает над позитивным (поощрение, одобрение).

Социальный контроль, осуществляемый группой высокого уровня развития, характеризуется гибкостью, дифференцированностью, что способствует формированию у членов коллектива самоконтроля.

Социальная адаптация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов.

Социальный стереотип - относительно устойчивый и упрощенный образ социального объекта.

Жизненный путь личности. Самоактуализация. Психосоциальная адаптация личности.

Впервые феномен "жизненного пути" был описан в 20-30 годы ХХ столетия Ш. Бюллер и ее сотрудниками. Она провела аналогию между процессом жизни и процессом истории и объявила жизнь личности индивидуальной историей.

В отечественной психологии понятие жизненного пути раскрывалось в трудах С.Л.Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, как целостное, непрерывное явление, жизненная история, раскрывающая бытие Человека, в основе своей определяемое свободой, ответственностью и человечностью отношений к другому человеку.

Жизненный путь личности — «это история формирования и развития личности в определенном обществе

Жизненный путь личности — это процесс его развития в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчиво-пластичной структуры личности.

Каждое событие, обстоятельство жизни накладывает отпечаток на индивидуальность жизненного пути Человека.

Основу жизненного пути составляет ответственность за осознание последствий собственных выборов, а также ответственность за собственную самореализацию. Способность творчески действовать, развиваться "вырастает" на протяжении всей жизни. В творческом осмыслении воспринимаемого и происходящего с Человеком создается индивидуальная картина мира – динамическое образование, продукт мышления человека, осмысливающего свой жизненный путь.

Анализ проблемы жизненного пути ведется в психологии с помощью понятий: стратегия жизни, жизненный план, жизненный сценарий, жизненные тактики и др.

Жизненный план — это структурное воплощение жизненного пути. Одновременно он отражает стратегию жизни и жизненный сценарий, который является совокупностью жизненных тактик.

Жизненный план возникает в результате генерализации целей, мотивов и ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления личности.

Одновременно идет процесс конкретизации целей. Из мечты или абстрактного идеала как заведомо недосягаемых целей постепенно вырисовывается более или менее реалистический план деятельности и поведения.

Жизненная периодизация личности и ее жизненные структуры зависимы от самой личности, от ее возможностей и смысла жизни.

Смысл жизни – это обобщение личностью своих задач, возможностей и места в жизни, т. е. концепция жизни человека.

Осуществление личностью своих жизненных планов, задач является самоактуализацией личности.

Самоактуализация – (от лат. Actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Наши рекомендации