Преподаватель высшей квалификационной категории

Колледж информатики и связи

Отделение информационных технологий

и вычислительной техники

ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ

Методические указания по выполнению самостоятельных работ

по дисциплине «Элементы высшей математики»

для студентов, обучающихся по специальностям:

09.02.01 Компьютерные системы и комплексы

09.02.03 Программирование в компьютерных системах

09.02.04 Информационные системы (по отраслям)

Составитель Т.А.Петрова,

Преподаватель высшей квалификационной категории

Тюмень

ТюмГНГУ

2016

Элементы высшей математики: метод. указ. по выполнению самостоятельных работ для студентов, обучающихся по спец. 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям)/ сост. Т.А.Петрова; Тюменский государственный нефтегазовый университет.– 1-е изд.– Тюмень: Издательский центр БИК, ТюмГНГУ, 2016.– 48 с.

Методические указания рассмотрены и рекомендованы к изданию на заседании цикловой комиссии отделения информационных технологий и вычислительной техники

«20» января 2016 года, протокол № 6

Аннотация

Методические указания по дисциплине «Элементы высшей математики» предназначены для студентов, обучающихся по специальностям: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям). Данная дисциплина изучается в трех семестрах.

Методические указания состоят из пояснительной записки, описания самостоятельных работ, которые снабжены общими теоретическими сведениями, контрольными вопросами и заданиями в соответствии с программой дисциплины и списка рекомендуемой литературы.

Методические указания по выполнению самостоятельных работ окажут помощь преподавателям в организации самостоятельных работ, а также могут пригодиться обучающимся при повторении изученного материала и подготовке к зачету и экзамену.

СОДЕРЖАНИЕ

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Пояснительная записка
Общие требования к оформлению и выполнению самостоятельных работ
Критерии оценки самостоятельных работ
Самостоятельная работа №1. Вычисление определителей матрицы
Самостоятельная работа №2. Решение систем линейных уравнений
Самостоятельная работа №3. Векторы. Координаты векторов
Самостоятельная работа №4. Кривые второго порядка
Самостоятельная работа №5. Теория пределов
Самостоятельная работа №6. Производная и дифференциал функции
Самостоятельная работа №7. Несобственные интегралы
Самостоятельная работа №8. Частные производные функций нескольких действительных переменных
Самостоятельная работа №9. Вычисление двойных интегралов
Самостоятельная работа №10. Решение дифференциальных уравнений
Самостоятельная работа №11. Разложение функций в степенные ряды
Самостоятельная работа №12. Действия над комплексными числами
Список литературы

Пояснительная записка

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Методические указания по выполнению самостоятельных работ составлены в соответствии с рабочей программой дисциплины «Элементы высшей математики» для специальностей: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям).

Самостоятельные работы занимают важное место при изучении дисциплины «Элементы высшей математики». Цель выполнения работ – систематизация и закрепление теоретических знаний, формирование умений решения математических задач при помощи различных методов, развитие познавательных способностей и активности обучающихся, ответственности и организованности, формирование самостоятельности мышления.

В результате освоения учебной дисциплины Элементы высшей математики обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальностям: 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы, 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, 09.02.04 Информационные системы (по отраслям) базовой подготовки следующими умениями, знаниями, которые формируют профессиональные компетенции, и общими компетенциями:

У1 Умение выполнять операции над матрицами и решать системы линейных уравнений.

У2 Умение решать задачи, используя уравнения прямых и кривых второго порядка на плоскости (только для 09.02.03).

У3 Умение применять методы дифференциального и интегрального исчислений.

У4 Умение решать дифференциальные уравнения.

У5 Умение пользоваться понятиями теории комплексных чисел (только для 09.02.03).

З1 Знание основ математического анализа, линейной алгебры и аналитической геометрии.

З2 Знание основ дифференциального и интегрального исчислений.

З3 Знание основ теории комплексных чисел (только для 09.02.03).

В процессе освоения учебной дисциплины обучающийся получит возможность повысить уровень сформированности общих и профессиональных компетенций:

Для 09.02.03:

ПК 1.1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент

ПК 1.2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

ПК 2.4 Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных

ПК 3.4 Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев

Для 09.02.04*:

ПК 1.1*. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.

ПК 1.2*. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности.

ПК 1.4*. Участвовать в экспериментальном тестировании информационной системы на этапе опытной эксплуатации, фиксировать выявленные ошибки кодирования в разрабатываемых модулях информационной системы.

ПК 2.3*. Применять методики тестирования разрабатываемых приложений.

Для 09.02.01**:

ПК 1.2**. Разрабатывать схемы цифровых устройств на основе интегральных схем разной степени интеграции.

ПК 1.4**. Проводить измерения параметров проектируемых устройств и определять показатели надежности.

ПК 2.2**. Производить тестирование, определение параметров и отладку микропроцессорных систем.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Методические указания для самостоятельных работ состоят из пояснительной записки, общих требований к оформлению работ, критериев оценки, описания каждой работы, которые снабжены общими теоретическими сведениями, примерами решения задач и заданиями для самостоятельного решения, ссылками на рекомендуемую литературу.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы в методических указаниях являются в основном решение математических задач, а также подготовка сообщений и презентаций.

Сроки выполнения самостоятельных работ определяются в соответствии с календарно – тематическими планами дисциплины «Элементы высшей математики». На выполнение каждой работы отводится определенное количество часов в соответствии с тематическими планами рабочих программ дисциплин.

Методические указания для самостоятельной работыокажут помощь преподавателям в организации занятий, а также будут необходимы обучающимся при повторении изученного материала и подготовке к зачетам и экзамену.

Общие требования к оформлению и выполнению самостоятельных работ

Форма отчетности:

1) самостоятельные работы требуется выполнять в отдельной тетради для самостоятельных работ;

2) каждая работа должна содержать:

- номер и название самостоятельной работы;

- цель работы;

- условия заданий;

- подробное решение заданий;

- список используемой литературы;

- вывод по цели работы.

Технические требования к оформлению сообщений:

форма листа А 4, шрифт – Times New Roman, размер шрифта основного текста – 14, размер шрифта заголовков – 14, межстрочный интервал – одинарный, поля: левое – 3 см, правое – 2 см, верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, нумерация страниц – снизу справа; рекомендуемый объем – 2-3 страницы.

Критерии оценки самостоятельных работ

Для оценки качества успеваемости обучающихся большое значение имеет проверка выполнения ими самостоятельных работ. Выполнение самостоятельных работ позволяет преподавателю определить отношение обучающегося к учебной деятельности, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении работ.

Самостоятельные работы оцениваются по пятибальной системе:

- оценка «отлично» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся глубоко и прочно освоил программный материал, умеет тесно связывать теорию с практикой, владеет разносторонними навыками и приемами решения предложенных заданий, а содержание работы изложено исчерпывающе полно, последовательно, четко и логически стройно, без каких-либо неточностей;

- оценка «хорошо» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся твердо знает программный материал, правильно применяет теоретические положения при решении предложенных заданий, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, а содержание работы изложено грамотно, без существенных неточностей;

- оценка «удовлетворительно» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся имеет знания основного программного материала, но не усвоил его деталей, испытывает затруднения при решении предложенных заданий, в работе допущены неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении;

- оценка «неудовлетворительно» выставляется тогда, когда из работы ясно, что обучающийся не знает значительной части программного материала, неуверенно и с большими затруднениями выполняет работы, а в изложении работы допущены существенные ошибки.

Самостоятельная работа №1

Тема: Вычисление определителей матрицы

Цель: закрепление умения вычислять, миноры, алгебраические дополнения и определители четвертого порядка разложением по элементам строки (столбца).

Время выполнения: 6 часов (для 09.02.03, 09.02.04), 8 часов для (09.02.01)

Теоретический материал

Квадратной матрице А порядка n можно сопоставить число det A (или Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , или Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ), называемое её определителем, следующим образом:

1. если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , то Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru и Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ;

2. если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , то Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru и Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ;

3. если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , то Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru и

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Определитель матрицы А также называют её детерминантом.

Вычисление определителя 2-го порядка иллюстрируется схемой:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рис.1. Схема вычисления определителя 2-го порядка.

Пример 1.Найти определители матриц: Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru и Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Решение: Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

При вычислении определителя 3-го порядка удобно пользоваться правилом треугольников (или Саррюса),которое схематически можно записать так:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рис.2. Схема вычисления определителя 3-го порядка (или Саррюса).

Пример 2.Вычислить определитель матрицы

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Решение:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Для вычисления определителей более высоких порядков используются понятия минора и алгебраического дополнения.

Минором некоторого элемента Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru определителя n-го порядка называется определитель (n – 1)-го порядка, полученный из данного путём вычёркивания строки и столбца, на пересечении которых находится выбранный элемент. Минор каждого элемента обозначается символом Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Так, если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , то Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Алгебраическим дополнением элемента Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru определителя называется его минор, умноженный на Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , т.е.

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Так, Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Теорема Лапласа. Определитель матрицы равен сумме произведений элементов некоторого ряда на соответствующие им алгебраические дополнения.

Например, Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Данное свойство содержит в себе способ вычисления определителей высоких порядков.

Пример 3.Вычислите определитель Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Решение:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Задание для самостоятельной работы

Вычислить определители: Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рекомендуемая литература: 1.1[с.5], 1.2[с.7-10], 2.1[с.70-78].

Самостоятельная работа №2

Тема: Решение систем линейных уравнений различными методами

Цель: закрепление умений решения систем линейных уравнений по правилу Крамера, матричным методом и методом Гаусса.

Время выполнения: 6 часов.

Теоретический материал

Пусть дана система из n линейных уравнений с n неизвестными Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru (1)

Числа Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru называются коэффициентами системы(1), а числа Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru - свободными членами.

Система линейных уравнений называется однородной, если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Матрица Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru называется матрицей системы(1), а её определитель Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru - определителем системы (1).

Решением системы(1) называется совокупность чисел, Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , которые обращают все уравнения системы в тождества.

Система, у которой число неизвестных равно числу уравнений, называется совместной. В противном случае система называется несовместной.

Самостоятельная работа №3

Тема: Операции над векторами. Вычисление скалярного произведения через координаты векторов

Цель:закрепление умения производить действия над векторами в координатной и геометрической форме. Находить координаты вектора, модуль вектора, скалярное произведение векторов через координаты

Время выполнения: 4 часа

Теоретический материал

Вектором называется направленный отрезок. Обозначения: a, Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Векторы называются коллинеарными, если они лежат на одной прямой или на параллельных прямых.

Вектор называется нулевым, если его начальная и конечная точки совпадают. Нулевой вектор не имеет определенного направления.

Два вектора называются равными, если они коллинеарны, имеют одинаковую длину (модуль) и одинаковое направление.

Проекциейвектора АВ на ось OX (OY) называется длина направленного отрезка А/В/ оси OX (OY), где А/ и В/ - основания перпендикуляров, опущенных из точек А и В на ось OX (OY).

Проекции вектора на координатные оси – координаты вектора: Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . Длина вектора находится по формуле

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Пусть α, β, γ – углы, образованные вектором Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru с осями координат (Ox, Oy, Oz соответственно), тогда

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Самостоятельная работа №4

Тема: Кривые второго порядка

Цель: формирование умения составления уравнений кривых второго порядка.

Время выполнения: 6 часов.

Теоретический материал

Если Р(х; у) многочлен второй степени, то линии, определяемые уравнением.

Р(х; у)=0 (1),

называются линиями второго порядка, а уравнение (1) может быть записано в виде

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Линия второго порядка, задаваемая уравнением (2) в зависимости от коэффициентов А, В, С, D, Е, F, определяет эллипс, гиперболу или параболу, а при некоторых значениях коэффициентов - точку или две прямые (последние случаи называют вырожденными).

Окружностью радиуса R с центром в точке Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru называется множество всех точек М плоскости, удовлетворяющих условию Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru (см. рис.5).

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рис. 5. Окружность со смещенным центром.

Каноническое уравнение окружности имеет вид:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

где х и у – текущие координаты, Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru и Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru - координаты центра окружности, R – радиус окружности.

В частности, если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru получим каноническое уравнение окружности с центром в начале координат Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Как было сказано выше, окружность является линией второго порядка, следовательно, её уравнение тоже можно рассматривать как частный случай уравнения (2).

Если мы раскроем скобки в уравнении (3), то после некоторых преобразований мы получим уравнение вида

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Мы видим, что уравнение (4) отличается от уравнения (2) только тем, что член, содержащий произведение ху, отсутствует.

Таким образом, окружность определяется общим уравнением второй степени с двумя переменными, если в нём коэффициенты при Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru равны между собой и отсутствует член с произведением ху.

Эллипсом называется множество точек плоскости, декартовы координаты которых удовлетворяют уравнению:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Числа а и b - полуоси эллипса.

Эллипс - это линия, симметричная относительно осей Ох и Оу.

Точки Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru называются вершинами эллипса.

Из канонического уравнения эллипса мы можем вывести формулы для вычисления х и у:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рис. 6. Эллипс.

Гиперболой называется множество точек плоскости, декартовы координаты, которых удовлетворяют уравнению:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Из канонического уравнения гиперболы выводим уравнения х и у:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Гипербола состоит из двух частей, называемых ветвями.

При a=b гипербола называется равносторонней (равнобочной) и её уравнение имеет вид

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Гипербола, заданная уравнением вида Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru имеет вид: Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рис.7. Гипербола.

Гипербола, заданная уравнением вида Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru называется сопряжённой гиперболе Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Центром гиперболы является начало координат. Точки пересечения гиперболы с осями симметрии называются вершинами гиперболы.

Числа a ,b –полуосями.

Прямые Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru являются асимптотами гиперболы.

Задания для самостоятельной работы

Таблица 1

Номер задачи Текст задачи
1. Составить уравнение гиперболы с фокусами на оси Ох, если расстояние между ее фокусами равно 20, а уравнение ее асимптот Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . 2. Составить уравнение директрисы параболы у2-4у-12х+16=0.
1. Составить уравнение эллипса с фокусами на оси Ох, если расстояние между фокусами равно16, а эксцентриситет равен ½. 2. Составить уравнение оси параболы у2-6у-12х-15=0.
1. Составить уравнение эллипса с фокусами на оси Ох, если расстояние между фокусами равно12, а эксцентриситет равен 3/10. 2. Составить уравнение оси параболы у2+6у-8х+1=0.
1. Составить уравнение эллипса с фокусами на оси Ох, проходящего через точки А(6;4) и В( Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ). 2. Составить уравнение директрисы параболы у2+8у+28х+72=0.
1. Составить уравнение эллипса с фокусами на оси Ох, проходящего через точки ( Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ) и ( Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ). 2. Составить уравнение оси параболы у2-4у-16х+52=0.
1. Найти эксцентриситет эллипса Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . 2. Составить уравнение оси параболы Х 2 +8х+16у+48=0.
1. Найти эксцентриситет гиперболы Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . 2. Составить уравнение директрисы параболы Х 2 +8х-28у+44=0.
1. Дан эллипс Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . Найти его полуоси и расстояние между фокусами. 2. Написать уравнение гиперболы, проходящей через точку (2;1) , асимптоты которой Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .
1. Дана гипербола Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . Найти ее оси и расстояние между фокусами. 2. Написать уравнение параболы с вершиной в начале координат, если координаты фокуса равны F(0;-5).
1. Найти эксцентриситет эллипса 4х2+9у2=180. 2. Написать уравнение директрисы и найти координаты фокуса параболы У2=4х.

Рекомендуемая литература: 1.1[с. 309-317], 1.2[с. 304-326], 2.1[с. 25-30].

Самостоятельная работа №5

Тема: Теория пределов

Цель: формирование умения доказывать основные положения и теоремы теории пределов.

Время выполнения:6 часов (для 09.02.03, 09.02.04), 10 часов для (09.02.01)

Теоретический материал

Пусть функция f(x) определена в некоторой окрестности точки х=а, кроме, может быть самой точки а.

Число А называется пределом функции f(x) при стремлении х к а (или в точке а), если для любого числа Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru существует такое число Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru что для всех Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru удовлетворяющих условию Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru имеет место неравенство Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Обозначают: Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Из определения следует, что, если число А есть предел функции f(x) в точке х=а, то для всех х, достаточно близких к числу а и отличных от него соответствующие им значения функции f(x) оказываются сколь угодно близкими к числу А.

Число А называется пределом функции f(x) при стремлении х к бесконечности, если для любого числа Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru существует такое положительное число N, что для всех х удовлетворяющих условию Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru имеет место неравенство Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Бесконечно малая величина

Функция Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru называется бесконечно малой при Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Бесконечно большая величина

Функция f(x) называется бесконечно большой при Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru если Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Основные теоремы о пределах

Теорема 1. Предел постоянной равен самой постоянной.

Теорема 2. Если функции f(x) u g(x)имеют пределы при Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru то при Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru имеют пределы также их сумма f(x) + g(x), произведение Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru и при условии, что

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru частное Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru причём

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Следствие 1. Если функция f(x) имеет предел при Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru то

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru где n – натуральное число.

Следствие 2. Постоянный множитель можно выносить за знак предела:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Задание для самостоятельной работы

Самостоятельная работа выполняется по вариантам. Каждый обучащийся вместо букв n и k ставит свои числа, где n – количество букв фамилии, k – количество букв полного имени. (Например: Иванов Федор – n=6, k=5)

Задание. Вычислить пределы

1. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 2. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 3. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 4. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

5. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 6. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 7. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 8. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

9. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рекомендуемая литература: 1.1[с. 193-208], 1.2[с. 71-87], 2.1[с.142-149].

Самостоятельная работа №6

Тема: Дифференциальное исчисление функции одной действительной переменной.

Цель: закрепление и систематизация знаний по теме «Производная и дифференциал функции».

Время выполнения: 6 часов (для 09.02.03, 09.02.04),10 часов для (09.02.01)

Теоретический материал

Пусть функция y=f(x) определена в промежутке (a;b). Возьмём какое-нибудь значение х из (a;b). Затем возьмём новое значение аргумента Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru из этого промежутка, придав первоначальному значению х приращение Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru (положительное или отрицательное).

Этому новому значению аргумента соответствует и новое значение функции

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru где Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Теперь составим отношение

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Оно является функцией от Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Если существует предел отношения Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru приращения функции Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru к вызвавшему его приращению аргумента Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru когда Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru стремится к нулю, то этот предел называется производной от функции y=f(x) в данной точке х и обозначается через y’ или f’(x) (читается «игрек штрих» или «эф штрих от икс»):

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Для обозначения производной принят также и следующий символ Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru (читается «дэ игрек по дэ икс»). Эту запись надо рассматривать пока как целый символ, а не как частное.

Действие нахождение производной называется дифференцированием, а функцию, имеющую производную в точке х, называют дифференцируемой в этой точке.

Функция, дифференцируемая в каждой точке промежутка, называется дифференцируемой в этом промежутке.

Задание для самостоятельной работы

Подготовить презентацию или сообщение на тему:

1) Задачи, приводящие к понятию производной.

2) Производная, ее геометрический и механический смысл.

Рекомендуемая литература: 1.1[с. 250-254], 1.2[с.180-184].

Самостоятельная работа №7

Тема: Вычисление собственных и несобственных интегралов

Цель: формирование умения вычислять несобственные интегралы с помощью формулы Ньютона-Лейбница.

Время выполнения: 5 часов (для 09.02.03, 09.02.04), 6 часов для (09.02.01)

Теоретический материал

При рассмотрении определённых интегралов мы предполагали, что область интегрирования ограничена (более конкретно, является отрезком [a,b]); для существования определённого интеграла Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru необходима ограниченность подынтегральной функции на [a,b].

Будем называть определённые интегралы, для которых выполняются оба эти условия собственными; интегралы, для которых нарушаются эти требования (т.е. неограниченна либо подынтегральная функция, либо область интегрирования, либо и то, и другое вместе) несобственными.

Пример 1.

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ;

этот предел не существует; следовательно, исследуемый интеграл расходится.

Пример 2. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ; следовательно, интеграл сходится и равен Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Аналогично интегралу с бесконечным верхним пределом интегрирования определяется интеграл в пределах от Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru до b : Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru и в пределах от Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru до Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru : Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . В последнем случае f(x) определена на всей числовой оси, интегрируема по любому отрезку; c - произвольная (собственная) точка числовой оси; интеграл называется сходящимся, если существуют и конечны оба входящих в определение предела. Существование конечных пределов и их сумма не зависят от выбора точки c.

Пример 3.

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . Интеграл сходится.

Пример 4. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru следовательно, интеграл сходится и равен Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru .

Формула Ньютона-Лейбница для несобственного интеграла.

Символом Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru будем обозначать Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ; символом Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru - соответственно, Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ; тогда можно записать

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ,

подразумевая в каждом из этих случаев существование и конечность соответствующих пределов.

Теперь решения примеров выглядят более просто: Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru - интеграл сходится; Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru - интеграл расходится.

Для несобственных интегралов применимы формулы интегрирования по частям и замены переменной:

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

при замене переменной несобственный интеграл может преобразовываться в собственный.

Пример 6.

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru - интеграл сходится.

Применение формулы Ньютона-Лейбница.

Если для функции f(x) на полуинтервале (a, b] существует первообразная F(x), то

Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , и сходимость интеграла определяется наличием или отсутствием конечного предела Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru . Будем писать просто Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru , имея в виду, что если соответствующий предел конечен, то интеграл сходится, в противном случае - расходится.

Пример 7. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru интеграл сходится.

Пример 8. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru ; интеграл расходится.

Задание для самостоятельной работы

Вычислите несобственные интегралы:

1. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 2. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 3. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 4. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 5. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

6. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 7. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru 8. Преподаватель высшей квалификационной категории - student2.ru

Рекомендуемая литература: 11.1[с. 271-282], 1.2[с. 205-212], 2.2<

Наши рекомендации