ГАНИНА С. Г- преподаватель педиатрии высшей категории

ГОУ СПО

«Нижегородский медицинский базовый колледж»

« АЛГОРИТМЫ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ»

Учебное пособие для студентов медицинского колледжа

Авторы:

ГАНИНА С. Г- преподаватель педиатрии высшей категории,

ЧЕРНЯЕВА Н.П.- преподаватель педиатрии высшей категории

Рецензент:А.В. ПРАХОВ – д.м.н., профессор

Нижний Новгород 2010

ПРЕДИСЛОВИЕ

Неотложные состояния у детей являются одной из самых актуальных проблем педиатрии. Развитие угрожающих жизни состояний у детей обусловлено многими факторами, в том числе анатомо-физиологическими особенностями, несовершенством нейрогуморальной регуляции функций детского организма, а также отягощенным преморбидным фоном. Все это способствует формированию у ребенка «напряженного гомеостаза» и приводит к быстрому срыву адаптационно-компенсаторных возможностей при воздействии неблагоприятных факторов.

Каждая современная квалифицированная медсестра и фельдшер должны владеть теоретическими знаниями оказания неотложной доврачебной помощи, уметь выполнить грамотно практические манипуляции, касающиеся оказания неотложной помощи ребенку при критических состояниях, тяжелых заболеваниях и несчастных случаях. Успех в оказании экстренной помощи во многом зависит от правильной диагностики и выбора необходимых лечебных мероприятий. При этом требуется решительность, оперативность и умение организовать необходимую помощь, чтобы ликвидировать угрожающее состояние не только от врача, но и конечно от среднего медработника.

Данное учебное пособие, представленное в виде алгоритмов, ставит своей целью, дать с современных позиций - определение неотложного состояния у детей, его клиническую картину (критерии клинической диагностики) и самое главное - ход действий медсестры по оказанию доврачебной медицинской помощи в экстренных ситуациях. Здесь же представлен перечень медпрепаратов, их дозировки, требующихся для той или иной ситуации. В учебное пособие включен блок ситуационных задач, которые могут быть использованы студентами для подготовки к практическим занятиям, промежуточной и итоговой государственной аттестации.

При подготовке учебного пособия были использованы материалы последних научных и научно-практических конференций, современных монографии и других источников научной медицинской литературы .

Учебное пособие подготовлено для студентов медицинских колледжей, а так же для работающих специалистов детских медучреждений.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

1. Алгоритм неотложной помощи при асфиксии новорожденных 5

2. Алгоритмы неотложной помощи при лихорадке у детей 7

3. Алгоритмы неотложной помощи при острых аллергических реакциях у детей

4. Алгоритмы неотложной помощи при патологии органов дыхания 14

5. Алгоритмы неотложной помощи при комах у детей 20

6. Алгоритмы неотложной помощи при судорожном синдроме у детей 24

7. Алгоритмы неотложной помощи при острых нарушениях

кровообращения у детей 27

8. Алгоритмы неотложной помощи при геморрагическом синдроме у детей 31

9. Алгоритмы помощи при пероральных отравлениях у детей 34

10. Алгоритмы неотложной помощи при кишечном токсикозе с эксикозом 36

11. Ситуационные задачи 37

12. Используемая литература 44

Реанимационные мероприятия при их неэффективности прекращают через 20 мин, поскольку за это время происходят необратимые изменения в ЦНС.

АЛГОРИТМ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ЛИХОРАДКЕ У ДЕТЕЙ

Лихорадка – защитно- приспособительная реакция, возникающая в ответ на воздействие патогенных раздражителей и характеризующейся перестройкой процессов терморегуляции и приводящая к повышению температуры тела, стимулирующей естественную реактивность организма.

«КРАСНАЯ» ГИПЕРТЕРМИЯ

При «красной» гипертермии теплопродукция соответствует теплоотдаче.

КЛИНИКА

- кожные покровы умерено гиперемированы, горячие, влажные,

конечности теплые

- учащение пульса и дыхания соответствует повышению температуры (на каждый градус свыше 37 град. - одышка становится больше на 4 дыхания в минуту, и тахикардия - на 20 ударов в минуту)

- поведение ребенка обычное, несмотря на повышение температуры тела до фебрильных и гипертермических цифр

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1.ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2.ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

- ребенка раскрыть, максимально обнажить, обеспечить доступ свежего

воздуха, не допуская сквозняков:

- назначить обильное питье (от полу до литра больше возрастной нормы жидкости в сутки) ~

- использовать физические методы охлаждения:

обдувания вентилятором

прохладная, мокрая повязка на лоб

холод (лед) на область крупных суставов

водочно-уксусные обтирания ( водку, 9% столовый уксус, воду смешивают в равных объемах ( 1: 1 : 1). Обтирание влажным тампоном, дают ребенку обсохнуть - повторяют 2-3 раза.

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

- внутрь или ректально парацетамол (панадол, калпол, эффералган упса и др.) в разовой доле 10-15 мг\кг внутрь или в свечах ректально 15-20 мг\лг

ибупрофен в разовой дозе 5-1О мг/кг (для детей старше 1 года) или нурофен, ибуфен

- если в течении 30-45 мин температура тела не снижается ввести антипиретическую смесь в/м:

50% р-р анальгина детям до года в дозе 0,01 мл\кг, старше 1 года 0,1 мл/ год жизни.

р-р пипольфена (дипразина) детям до 1 года - 0,01 мл/кг, старше 1 года - от 0,1 - 0,15 мл/год жизни.

Допустима комбинация лекарственных веществ в одном шприце.

- при отсутствии эффекта через 30-50 мин можно повторить введение антипиретической смеси.

- ­

«БЕЛАЯ» ГИПЕРТЕРМИЯ

КЛИНИКА:

- кожа бледная, с цианотичным оттенком ногтевых лож и губ,

- положительным симптомом «белого пятна»; конечности

холодные

- чрезмерная тахикардия

- одышка

- нарушения поведения ребёнка - безучастность вялость,

возможны возбуждения, бред и судороги

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

- ребёнка согреть: грелка к ногам

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

- одновременно с жаропонижающими даются сосудорасширяющие препараты внутрь или в/м:

папаверин или но-шпа - в дозе 1 мг/кг внутрь;

- 2% р-р папаверина детям до 1 года - 0,1-0,2 мл, старше 1 года 0,1-0,2 мл/год жизни или р-р но-шпы в дозе 0,1 мл/год жизни или 1 % р-р дибазола в дозе 0,1 мл/год жизни

можно также использовать 0,25% р-р дроперидола в дозе 0,1-0,2 мл/кг (0,05­0,25 мг/кг) в/м

NВ! Физические методы охлаждения противопоказаны.

АНАФИЛАКТИЧЕСКИЙ ШОК

Анафилактический шок (АШ) - остро развивающийся, угрожающий жизни патологический процесс, обусловленный аллергической реакцией немедленного типа при введении в организм аллергена.

ВАРИАНТЫ ТЕЧЕНИЯ:

I. АШ с синдромом дыхательной недостаточности:

1. внезапная нарастающая слабость

2. чувство сдавления в груди с ощущением нехватки воздуха

3. мучительный кашель

4. пульсирующая головная боль

5. боль области сердца

6. страх

7. бледность кожи с цианозом

8. пена у рта

9. затрудненное свистящее дыхание с сухими хрипами на выдохе

II. АШ с развитием острой сосудистой недостаточности:

1. слабость

2. шум в ушах

3. проливной пот

4. бледность кожи

5. акроцианоз

6. понижения АД

7. нитевидный пульс

8. тоны сердца резко ослаблены

9. потеря сознания

10. судороги

- запах ацетона в выдыхаемом воздухе

- кожа сухая, бледная с сероватым оттенком, на лице «диабетический румянец»

ГАНИНА С. Г- преподаватель педиатрии высшей категории - student2.ru ГАНИНА С. Г- преподаватель педиатрии высшей категории - student2.ru - тахикардия, АД

ГАНИНА С. Г- преподаватель педиатрии высшей категории - student2.ru - утрата сознания

- дыхание Куссмауля (частое, глубокое, шумное, с запахом ацетона)

- мышечный тонус снижен

- глазные яблоки мягкие, податливые

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

- организовать срочную госпитализацию

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

- уложить больного в положение с приподнятым ножным концом, повернуть его голову на бок выдвинуть нижнюю челюсть, обеспечить поступление свежего воздуха или ингалировать кислород.

- необходимо прекратить дальнейшее поступление аллергена в организм

3.ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

При парентеральном введении аллергена:

- обколоть «крестообразно» место инфекции 0,1% р-р адреналина 0,1% мл/ на год жизни 5 мл изотонического р-ра натрия хлорида и приложить к нему лед;

- наложить жгут (если позволяет локализация) проксимальнее введения аллергена, на 30 мин, не сдавливая артерии;

- если аллергическая реакция вызвана введением пенициллина ввести 1 млн ЕД пенициллиназы в 2,0 мл изотонического р-ра натрия хлорида в/м;

немедленно ввести внутримышечно:

- 0,1% р-р адреналина в дозе 0,1 мл/год жизни (не более 1 мл)

- 3% р-р преднизалона в дозе 5 млг/кг в мышцы дна полости рта;

- антигистаминные препараты: 1% р-р супрастина 0,1 -

- 0,15 мл/на год жизни; обязателен контроль за состоянием дыхания и АД.

При бронхоспазме и других расстройствах:

- проводить оксигенотерапию

- ввести 2,4% р-р эуфиллина 0,5-1 мл/год жизни не более 10 мл внутривенно струйно на 20 мл изотонического р-ра натрия хлорида.

- удалять накопившейся секрет из ротовой полости и трахеи.

- при отсутствие эффекта необходимо немедленная интубация, а в некоторых случаях по жизненным показаниям коникотомия.

при необходимости - проведение сердечно-легочной реанимации.

КРАПИВНИЦА:

Крапивница - аллергическая реакция немедленного типа, характеризующаяся быстрым появлением уртикарных высыпаний на коже и реже на слизистых оболочках.

КЛИНИКА:

- ощущение жара

- кожный зуд

- изменение кожи, как «после ожога крапивой»: волдыри, папулы разнообразной величины и формы бледно-розового до красного цвета; появляются на любых участках тела

- лихорадка

- возбуждение

- артралгии

- коллапс

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1.ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

- немедленно прекратить поступление аллергена

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

- антигистаминные препараты внутрь (тавегил, супрастин, кларитин, телфаст) или в/м 2% супрастин 0,1 -0,15 мл/год жизни)

- при распространенной или гигантской крапивнице с лихорадкой ввести 3% р-р преднизолона 1-2 мг/кг в/м или в/в

- провести энтеросорбцию активированным углем в дозе 1 г/кг в сут

Госпитализация в соматическое отделение.

ОТЕК КВИНКЕ

Отек Квинке - аллергическая реакция немедленного типа, проявляющаяся ангионевротическим отеком с распространением на кожу, - подкожную клетчатку, слизистые оболочки.

КЛИНИКА:

- внезапное появление ограниченного отека в местах с рыхлой подкожной клетчаткой: в области губ, или ушных раковин, кистей, стоп;

отек гортани

ГАНИНА С. Г- преподаватель педиатрии высшей категории - student2.ru - лающий кашель

- осиплость голоса

- затруднение вдоха

- затруднение речи, жевания, глотания (отек языка)

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

- немедленно прекратить поступление аллергена

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

- ввести антигистаминные препараты в/м или в/в:

- 2% р-р супрастина 0,1 -0,15 мл/год жизни

- ввести 3% р-р преднизолона в дозе 1-2 мг/кг в/м или в/в

- по показаниям при нарастающем отеке гортани с обструкцией, дыхательной недостаточностью - проведение интубации или трахеостомии

- госпитализация

При энтеральном поступлении аллергена - промыть желудок.

ПРИСТУП БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ (ПБА)

ПБА - остро развившееся экспираторное удушье, затрудняемое и/или свистящее дыхание, спастический кашель или сочетание этих симптомов при разном снижении показателя пиковой скорости выдоха.

КЛИНИКА:

- сухой кашель

- шумное свистящее дыхание

- одышка с затрудненным выдохом и участие вспомогательной мускулатуры в акте дыхания, наличие сухих свистящих хрипов, слышных на расстоянии

- вынужденное положение с фиксацией плечевого пояса

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

- успокаивает ребенка;

- удаляет его от аллергена, если таковой известен (пыльца, шерсть животных и прочее)

- обеспечивает доступ свежего воздуха

- применяет отвлекающую терапию (горячие ручные и/или ножные ванны) T воды от 37° до 40-42° С

- дает ребенку в ингаляциях тот препарат, который он получает обычно для снятия приступа астмы - беродуал, сальбутамол.

- оценить эффект терапии через 20 минут.

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА

- введение 2,4% р-ра эуфиллина в дозе 4-5 мг/кг (0,15- 0,2 мл/кг) на изотоническом р-ре NаСL в/в струйно медленно в течении 10-15 мин.

- оценить эффект через 20 мин.

- при отсутствии эффекта ввести глюкокортикостероиды в/в или в/м в дозе по преднизолону 2 мг/кг /сут , повторять ингаляцию бронхоспазмолитиков через небулайзер можно в сочетании с ингаляцией суспензии пульмикорта (0,125- 0,25 мг на ингаляцию)

NB! Во время приступа не применяют антигистаминные препараты и муколитики.

Гипергликемическая кома

Гипергликемическая (диабетическая)развивается в результате глубоких нарушений обмена углеводов и жиров из-за недостатка в организме инсулина у больных сахарным диабетом

КЛИНИКА:

- вялость, сонливость

- жажда и полиурия

- тошнота, рвота, боли в животе

- обеспечить проходимость верхних дыхательных путей

- провести оксигенотерапию

- приготовить необходимый инструментарий и лекарственные препараты

3.ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

- вводят инсулин короткого действия (актрапид, хумулин регуляр и др.) в/в струйно в дозе 0,1 ЕД/кг - 0,2 ЕД/кг в 100-150 мл 0,9% р-ра натрия хлорида

Последующие дозы инсулина вводить в/м из расчета 0,1 ЕД/кг ежечасно под контролем сахара крови

Эпилептические судороги

Эпилепсия - хроническое, прогрессирующее заболевание, проявляющееся повторными пароксизмальными расстройствами сознания и судорогами, а также нарастающими эмоционально психическими изменениями.

Приступ начинается с крика (начальный крик), вслед за которым наблюдается потеря сознания и судороги.

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1.ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

- уложить больного на плоскую поверхность (на пол) и подложить под голову подушку или валик; голову повернуть на бок и обеспечить доступ свежего воздуха.

- восстановить проходимость дыхательных путей: очистить ротовую полость и глотку от слизи, вставить роторасшиpитель или шпатель, обернутый мягкой тканью

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

- если судороги продолжаются более 3-5 мин, ввести 0,5% р-р седуксена

(реланиума) в дозе 0,05 мл/кг (0,3 мл/кг) в/м или в мышцы дна полости

рта;

- при возобновлении судорог и эпилептическом статусе обеспечить доступ к вене: ввести 0,5% р-р седуксена в дозе 0,05 мл/кг (0,3 мл/кг)

- ввести 25% р-р сульфата магния из расчета 1 мл/на год жизни, а детям до 1 года- 0,2 мл/кг в/м или 1% р-р лазикса 0,1 -0,2 мл/кг (1-2 мл/кг) в/в

или в/м

- при отсутствии эффекта: ввести 25% р-р оксибутирата натрия (ГОМК) 0,5 мл/кг (100 мл/кг) на 10% р-р глюкозы внутривенно, медленно! Во

избежании остановки дыхания.

ФЕБРИЛЬНЫЕ СУДОРОГИ

Фебрильные судороги - судороги, возникающие при повышении температуры тела свыше 38° во время инфекционного заболевания (ОРВИ, грипп, отит, пневмония и др.)

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

- уложить больного, голову повернуть на бок, обеспечить доступ свежего воздуха, восстановить дыхания, очистить ротовую полость и глотку от слизи

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА

- проводить одновременно противосудорожную и антипиретическую терапию:

- ввести 0,5% р-р седуксена (реланиума) в дозе 0,05% мл/кг (0,3 мл/кг) или в мышцы на полости рта.

- при отсутствии эффекта через 15-20 мин введения седуксена повторить

- при возобновлении судорог назначить 20% р-р оксибутирата натрия (ГОМК) в дозе 0,25-0,5 мл/кг (50-100 мл/кг) в/м или в/в, медленно на 10% р-ре глюкозы

- жаропонижающее терапия - литическая смесь: анальгин в/м 0,1 мл/на год жизни, папаверин в/м 0,1 мл/на год жизни и тавегил в/м 0,1 мл/на год жизни.

КОЛЛАПС

Коллапс- угрожающаяжизни острая сосудистая недостаточность, характеризующаяся резким снижением сосудистого тонуса, уменьшением объема циркулирующей крови, признаками гипоксии мозга и угнетением жизненно важных функций. Разновидность: коллапс ваготонический, коллапс симпатотонический

КЛИНИКА:

- возбуждение ребенка;

- повышенный мышечный тонус;

- бледность и мраморностъ кожных покровов,

похолодание кистей и стоп

- АД нормальное или повышенное

- тахикардия

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

Симпатотонический:

1.ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

- уложить ребенка горизонтально на спину со слегка запрокинутой головой, обложить теплыми грелками, обеспечить приток свежего воздуха.

- обеспечить свободную проходимость ВДП: провести ревизию ротовой полости, снять стесняющую одежду.

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

Снять спазм периферических сосудов в/м введением спазмолитиков:

- 2% р-р папаверина 0,1.мл/год жизни или

- 0,5% р-р дибазола 0,1 мл/год жизни или

- р-р но-шпы 0,1 мл/год жизни

Ваготонический:

Клиника:

- заторможенность

- адинамия

- снижение мышечного тонуса

- бледность кожи с мраморностью

- акроцианоз

- АД, слабый пульс, брадикардия, шумное и учащенное дыхание

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1.ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ

- уложить ребенка горизонтально на спину со слегка запрокинутой головой

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА:

- обеспечить доступ к периферической вене и по назначению врача начать инфузионную терапию р-ром NаСl или р-р Рингера) из расчета 20 мл/кг в течении 20-30 мин.

- одновременно ввести глюкокортикостероиды в разовой дозе:

гидрокортизон 10-20 мл/кг в/в или

- преднизолон 5-10 мл/кг в/в или в/м

При некупирующейся артериальной гипотензии:

- повторно ввести в/в капельно 0,9% р-р NаСl или р-р Рингера в объеме 10 мл/кг в сочетании с р-ром реополиглюкина 10 мл/кг под контролем ЧСС, АД и диуреза

- 0,2% р-р норадреналина 0,1 мл/год жизни в/в капельно (в 50 мл %% р-ра глюкозы) со скоростью 10-20 кап. в мин или

- назначить 1% р-р мезатона 0,1 мл/год жизни в/в струйно медленно

- при отсутствии эффекта в/в титрованное введение допамина в дозе 8-10 мг/кг в мин. Контроль АД и ЧСС.

ОБМОРОК

Обморок- внезапная кратковременная потеря сознания с утратой мышечного тонуса вследствие преходящих нарушений мозгового кровообращения.

КЛИНИКА:

- потеря сознания

- снижение мышечного тонуса

- бледность кожных покровов

- зрачки расширены пульс слабого наполнения

- АД снижается

- тоны сердца приглушены

- дыхание поверхностное

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

- уложить ребенка горизонтально, приподняв ножной конец на 40-50°, расстегнув воротничок, ослабить пояс и другие детали одежды, оказывающие давление на тело. Обеспечить доступ свежего воздуха.

Использовать рефлекторные воздействия:

- обрызгать лицо водой или похлопать по щекам влажным полотенцем;

- дать вдохнуть пары нашатырного спирта

- при выходе из этого состояния дать выпить горячий сладкий чай

3. ПО НАЗНАЧЕНИЮ ВРАЧА

При затянувшемся обмороке:

- 10% р-р кофеина - бензоата натрия 0,1 мл/год жизни п/к или

- р-р кордиамина 0,1 мл/год жизни п/к

При выраженной артериальной гипотензии:

- ввести 1% р-р мезатона 0,1 мл/год жизни в/в струйно.

НОСОВОЕ КРОВОТЕЧЕНИЕ

Носовые кровотечения чаще обусловлены повреждением сосудистых сплетений передней части перегородки носа, возможны симптоматические кровотечения из носа при геморрагических диатезах, при инфекционных заболеваниях (ОРВИ, грипп, сепсис) при местных воспалительных и продуктивных процессах (полипы, аденоиды), при гипертензии.

КЛИНИКА:

- при повреждении передних отделов носа кровь выливается наружу, при задних заглатывается

- кровь ярко-красного цвета

- при заглатывании крови возможна кровавая рвота

- при обильном кровотечении: бледность, вялость, головокружение, шум в ушах.

НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ:

1. ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

2. ДОВРАЧЕБНАЯ ПОМОЩЬ:

- придать сидячее или полусидячее положение «поза кучера», успокоить ребенка

- прижать крылья носа к носовой перегородке на 10-15 мин, холод на переносицу, попросить ребенка дышать ртом.

- ввести в носовые ходы турунды, смоченные 3% р-м перекиси водорода или 0,1% р-м адреналина, или аминокапроновой кислотой, или гемостатическую губку

- при отсутствии эффекта - проведение передней тампонады носа.

СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ

Задача №1

Медсестра на патронаже у 6-месячного ребенка, мама рассказала, что у малыша со вчерашнего дня наблюдаются насморк, высокая температура, покашливание. Ночью ребенок проснулся, был беспокоен, плакал, трудно дышал, громко кашлял.

При осмотре: температура тела 38,5ºС, голос осипший, сухой "лающий" кашель, инспираторная одышка, в легких прослушиваются сухие хрипы.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения температуры тела у детей раннего возраста.

Задача №2

У девочки 11-ти лет, во время взятия крови из вены на биохимический анализ, внезапно появилась слабость, головокружение, тошнота, она резко побледнела, кожа покрылась холодным липким потом. Ребенок медленно опустился на пол, потерял сознание. Пульс нитевидный, 60 уд./мин., АД 60/30 мм рт. ст. Дыхание поверхностное, 20 в 1 мин. Зрачки расширены, реакция на свет ослаблена.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления, подсчета пульса у детей.

Задача №3

Ребенок при рождении закричал не сразу, дыхание нерегулярное, брадипноэ, пульс 90 в мин., легкий цианоз кожных покровов, оценка по шкале Апгар на 1-й мин. 6 баллов.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику санации дыхательных путей новорожденных.

Задача №4

Вы – патронажная медицинская сестра. Ребенок 2 лет заболел остро. На фоне повышения температуры тела до 38,2ºС появились грубый «лающий» кашель, осиплость голоса, затруднение дыхания.

Объективно: дыхание шумное, инспираторная одышка, отмечается незначительное втяжение уступчивых мест грудной клетки, усиливающееся при беспокойстве, ЧДД 35 в минуту, в зеве – яркая гиперемия задней стенки глотки, при аускультации над легкими — жесткое дыхание. Со стороны других внутренних органов – без особенностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения отвлекающих процедур ребенку на фантоме.

Задача №5

Вы - участковая медсестра, к Вам за помощью обратилась женщина. Она при купании не удержала 3х-месячного ребенка, он соскользнул с рук и ушел под воду. Она вынула его из воды, но мальчик посинел и не дышит.

При осмотре: кожные покровы и слизистые синюшные, изо рта и носа выделяется пенистая жидкость. Дыхание отсутствует.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения сердечно-легочной реанимации на кукле-фантоме.

Задача №6

У ребёнка 12 лет, находящегося на стационарном лечении по поводу бронхиальной астмы, ночью появился частый сухой кашель, затруднение дыхания.

Объективно: беспокоен, глаза испуганные. Сидит, опираясь на край кровати. Бледен, цианоз носогубного треугольника. Напряжение и раздувание крыльев носа, экспираторная одышка, при аускультации в легких сухие, свистящие хрипы, грудная клетка бочкообразной формы, с втяжением уступчивых мест. ЧДД – 30 в минуту, пульс 100 уд. в минуту, АД 130/70 мм рт. ст. Беспокоит навязчивый сухой кашель.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику пользования ингалятором.

Задача №7

Ребенка 2х лет, страдающего атопическим дерматитом, впервые угостили глазированным сырком. Через некоторое время ребенок забеспокоился, побледнел; веки, губы, ушные раковины стали отечными, голос осиплым, появилась инспираторная одышка, усиливающаяся во время плача.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка ребенку 2х лет.

Задача №8

В приемное отделение областной детской больницы доставлен ребенок 3-х лет, больной гемофилией А, с носовым кровотечением, которое не останавливается уже около 1 часа. Мать сообщила, что месяц назад он лечился по поводу гемартроза.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику выполнения передней тампонады носа на фантоме.

Задача №9

Ребенок 3х лет половину дня провел с родителями на пляже. К вечеру начал беспокоится, повысилась температура тела до 38 град, стал вялым, открылось кровотечение из носа.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику применения холода для остановки кровотечения.

Задача №10

Ребенок 13 лет страдает язвенной болезнью желудка, неоднократно находился на лечении в стационаре. После занятия физкультурой почувствовал резкое недомогание. Появилась слабость, головокружение, шум в ушах.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику измерения артериального давления.

Задача №11

Девочка 7 лет, страдающая атопическим дерматитом. лечится по поводу обострения хронического синусита. Врачом было назначено внутримышечное введение ампиокса по 500 тыс. 2 раза в день. Через минуту после введения девочке препарата в поликлинике у нее появилась резкая бледность лица, цианоз слизистой оболочки губ, рвота, одышка, судороги, пульс нитевидный, конечности холодные.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику разведения и внутримышечного введения ампиокса.

Задача №12

Ребенок 10 лет наблюдается у невропатолога по поводу эпилепсии. Принимал ежедневно таблетки фенобарбитала. На каникулы уехал в деревню к родственникам, забыл с собой взять таблетки. Вечером после игры в футбол появились клонико-тонические судороги.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику проведения искусственного дыхания «рот в рот».

Задача №13

Вы - патронажная медицинская сестра, посещаете на дому ребенка 10 месяцев. Болен 2-й день. Беспокоит сухой кашель, обильные выделения из носа слизистого характера, высокая температура

При осмотре: температура 39,2º С, вялый, капризный, кожа сухая, розовая, горячая на ощупь, на щеках – яркий румянец. Частота дыхания 40 в мин., пульс 150 уд./мин, в зеве – яркая гиперемия, при аускультации - жесткое дыхание, тоны сердца приглушены.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте на фантоме методы физического охлаждения ребенка.

Задача №14

Ребенок, больной сахарным диабетом, на уроке в школе неожиданно побледнел, стал возбужденным, начал жаловаться на слабость, головную боль, тошноту, чувство голода. Утром после инъекции инсулина плохо позавтракал.

Объективно: кожные покровы бледные, покрыты потом. Отмечается дрожание рук и ног, АД 100/55 мм рт. ст., пульс 90 в минуту, ЧДД 20 в минуту. Тоны сердца звучные. В легких везикулярное дыхание. Живот мягкий, безболезненный.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 12 ЕД простого инсулина.

Задача №15

Вы на патронаже у ребенка 6 мес., больного гриппом. Мать предъявляет жалобы на высокую температуру, заложенность носа, сухой кашель, отсутствие аппетита, вялость.

При осмотре: ребенок вялый, адинамичный, кожные покровы бледные, чистые, конечности холодные, t =39,5 град.С, язык слегка обложен белым налетом, в зеве - гиперемия дужек, ЧДД 40 в минуту, носовое дыхание затруднено , пульс - 140 уд. в минуту. Живот обычной формы, участвует в акте дыхания. Стула не было. Мочился.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику внутримышечного введения 2% р-ра папаверина гидрохлорида в дозе 0,5 мл.

Задача №16

Мама с ребенком 6 лет приехали на дачу. Мылись в деревенской бане, огня в печке не было, заслонка трубы оставалась закрытой. Вскоре у них, в большей степени у ребенка, появились: головная боль, головокружение, рвота. Ребенок потерял сознание. При осмотре у ребенка было затруднено дыхание, кожа сине-багрового цвета, при выслушивании сердца тахикардия, АД 80/40.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику подачи кислорода ребенку через маску.

Задача №17

Девочка 5 лет доставлена родителями в поликлинику по поводу того, что выпила случайно оставленный в стакане керосин. В момент обследования состояние удовлетворительное, определяется запах керосина изо рта, рвотные массы окрашены в желтый цвет с характерным запахом. Сознание девочка не теряла, после отравления прошло 10 минут.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 25% кордиамина 0,5 мл внутримышечно.

Задача №18

В поликлинику обратилась мать с 3-х летним ребенком. Со слов мамы, мальчик играя один в комнате, взял «бабушкины таблетки» и сколько-то съел. С момента отравления прошло не более 20 минут, сколько таблеток было и сколько «съел» ребенок выяснить не удалось. «Бабушкиными таблетками» оказался диазолин.

Объективно: состояние средней тяжести, отмечается возбуждение, двигательное беспокойство. Была однократная рвота. Пульс 110 уд/мин, частота дыхательных движений 24 раза в 1 мин., по органам без особенностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медицинской сестры.

3. Продемонстрируйте технику промывания желудка на фантоме.

Задача №19

В приемное отделение стационара доставлен подросток,

который жалуется на сильное головокружение, головную боль, тошноту, рвоту, резкую слабость. Накануне был на Дне Рождения друга, принимал алкоголь.

Объективно: вялый, в сознании; алкогольный запах изо рта, бледная, чистая, конечности холодные, АД-80/60 мм рт.ст., пульс 100 в мин., отмечается тремор конечностей.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медсестры.

3. Продемонстрируйте технику подкожного введения 10% кофеина 1мл на фантоме.

Задача №20

Вызов «скорой помощи» ребенку 5 лет. Оставшись без присмотра мальчик выпил из чашки раствор столового уксуса, приготовленный мамой для салата. Ребенок беспокоится, кричит, была рвота с примесью крови.

Объективно: голос хриплый, дыхание затруднено, t= 37,6 град.С, при аускультации - в легких жесткое дыхание, ЧДД=35 вмин., тоны сердца приглушены, тахикардия, АД=100/70 мм рт.ст., не мочился.

Задания

1. Определите состояние пациента.

2. Составьте алгоритм действий медсестры.

3. Продемонстрируйте технику введения 1% промедола 0,5 мл внутримышечно на фантоме.

Используемая литература

«Неотложные состояния в педиатрии», под общей редакцией А.В. Прахова, Нижний Новгород ,2005

«Неотложные состояния у детей», под общей редакцией А.Д. Петрушиной, Москва ,2005

«Аллергические болезни у детей», под общей редакцией М.Я. Студеникина, И.И. Балаболкина, Медицина, 1998

«Интенсивная терапия в педиатрии», под ред. Дж. П. Моррея, том 1-2 , Медицина, 1995

«Неотложная помощь в педиатрии, Э.К. Цибулькин, руководство для врачей, Медицина, 2000

«Неотложные состояния у детей», У. Штайнигер, К.Э. Мюндель , перевод с немецкого, Минск, 1998

Основы перинатологии: Учебник под ред. Н.П. Шабалова, Медицина, МЕДпресс-информ,2002

ГОУ СПО

«Нижегородский медицинский базовый колледж»

« АЛГОРИТМЫ НЕОТЛОЖНОЙ ПОМОЩИ В ПЕДИАТРИИ»

Учебное пособие для студентов медицинского колледжа

Авторы:

ГАНИНА С. Г- преподаватель педиатрии высшей категории,

Наши рекомендации