Многомерная характеристика организационных структур управления
(организационно - технический аспект)*
Классификационные признаки | Характеристики |
1. Иерархия и конфигурация | Ступени (уровни), звенья управления, их качество, соотношения и взаимосвязи. |
2. Специализация управления | Цели и задачи управления, признаки выделения функций управления, их состав и распределение по звеньям структуры. |
3. Управленческий персонал | Качественный и количественный состав управленческих работников, структура должностей. |
4. Централизация и децентрализация управления | Степень централизации и децентрализации в целом по системе и по отдельным функциональным подсистемам, количество структурных подразделений (должностей) по отдельным функциям на уровнях структуры. |
5. Права на принятие решений | Состав основных решений по использованию ресурсов: материальных, финансовых, трудовых, информационных; уровень централизации и делегирование полномочий на принятие решений. |
6. Ответственность | Основания наступления ответственности, личная ответственность руководителя. |
7. Коммуникации в системе | Каналы связи, потоки информации, ее содержание, носители информации; эффективность коммуникаций. |
8. Типы структур | Линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, линейно-штабная. |
В таблице 1.1 приведены данные, характеризующие организационную
структуру управления как многомерную, многоуровневую систему. В частности,
выделяются следующие элементы, их параметры и связи:
1. Цели и задачи функционирования и развития системы с распределением их по подразделениям, т.к. стратегия компании определяет структуру.
2. Функции управления с распределением по структурным подразделениям.
3. Иерархия системы, выраженная количеством уровней (ступеней).
4. Количество подразделений (звеньев) управления с распределением по уровням.
5. Численность работников аппарата управления с распределением по ступеням и звеньям и их соотношения по различным признакам.
6. Права и ответственность структурных элементов.
7. Связи и соотношения элементов, предопределяемые принятой организацией и технологией управления.
8. Параметры элементов организационной структуры управления: степень централизации (децентрализации) управления, нормы управляемости (диапазон контроля), количество и величина структурных подразделений и др.
Выделенные характеристики организационной структуры управления приняты в качестве основных для дальнейшего более детального исследования.
Некоторые характеристики организационных структур
Управления
Цели системы управления: понятие, место и роль
В управлении
Цель лежит в основе процесса управления, смысл которого, по определению авторов "Основ менеджмента" М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури, состоит в том, что необходимо планировать, организовывать, мотивировать и контролировать деятельность организации для "формулирования и достижения ее целей" [60].
Цель присуща любой человеческой деятельности. Уже при зарождении научного подхода к управлению осознавалось, что ясные цели - основа практического успеха: "Тот, кто ... не имеет ясного представления о своей цели, не может управлять ни собой, ни кем-то еще" [35]. Главная задача менеджмента - побуждать других к достижению ясной цели, а не заставлять их делать то, что считаешь правильным.
Для любого вида управления исходным этапом является постановка цели, а в основе процесса управления и средств воздействия на исполнителя лежит цель.
Цель в качестве центрального момента управления принимается большинством специалистов по управлению [9, 12, 15, 17, 21, 23, 38, 48].
По мнению авторов [41], цель - "центральный момент, ориентируясь на который, принимаются стратегические решения". Добавим к этому, что эти стратегические решения определяют структуру компании: "организационная структура базируется на стратегических планах организации" [60].
Цели определяют деловую карьеру и жизненный успех. Со времен Аристотеля известно, что "цель - это то, ради чего", "цель - идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности. В качестве непосредственного мотива цель направляет и регулирует человеческую деятельность" [16].
В заповедях ИВМ цель определяется как очередная высота, которую необходимо фирме взять с боем" [96]. Н. Винер определяет цель как "конечное состояние, при котором объект, поведение которого изучается, достигает определенного соответствия во времени и в пространстве с другим объектом или событием" [126].
"Цель - это:
- декларация о требуемом результате;
- средство управления;
- предполагаемый результат работ, на выполнение которых обдуманно согласился ответственный за них управляющий;
- желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы".
К этому можно добавить, что цель - это эталон, критерий деятельности, разность между выходом и входом системы управления. Одна из точек зрения на определение цели, ее структуру и методологию разработки представлена на рисунке 1.1 [48].
Цель лежит в основе выбора средств и механизмов ее достижения. Как тут не вспомнить знаменитого итальянца Никколо Макиавелли с его лозунгом "цель оправдывает средства" и термин "макиавеллизм" для определения политики, пренебрегающей нормами морали, и политиков с "грязными руками".
Цель управления
Потребности Сознание
Установки Мотивы Стимулы Ценности
Страх (опасения) Интересы Энтузиазм
Ограничения соотноше- Ограничения возможн.
нием интересов реализации интересов
Общественные Знание интересов
Коллективные Средства воздействия Оценка интерес.
(механизм управления)
Индивидуальные Способы учета
Социально-
психологические Экономические Организационные
Установки (социальные) Фонды (инвестиции) Устав, регламент
Атмосфера(психологич.) Платежи Нормативы
Климат (социальный) Статьи расходов Инструкции
Стиль общения Налог, цена, кредит Ответственность
Социальная норма Дотации, санкции, Распоряжения
Традиции, обряды Отчисления Дисциплина
Социальная инфраструк. Страховка Орг. воздействие
Рис.1.1. Механизм управления
На рис. 1.2 представлено взаимодействие цели и средств управления. Цель "выступает в качестве маяка, главного ориентира развития, отражает тенденции изменения интересов, которые определяют активность человека. Цель фокусирует проблемы, позволяя выделять из них главные и строить на этом тактику управления ". Определение целей необходимо для:
- определения стратегии организации;
- составления перспективных и текущих планов;
- определения состава необходимых для их выполнения функций управления;
- обоснования состава и величины ресурсов для организационной деятельности;
Оправдывает выбор
Существует независимо
Ограничивает
Средства
Цель управления управления
(механизм
управления)
Определяет выбор
Комбинирует
Рождает новые
Рис.1.2. Взаимодействие цели и средств управления
- организации процесса управления;
- мотивации и оценки управленческого персонала;
- контроля исполнения;
- проектирования структуры управления;
- оценки качества организации системы управления.
К этому следует добавить, что цели не только определяют структуру организации и процесс управления. Они влияют и на формирование организационной культуры, т.е. на те нормы и ценности, которые определяют поведение людей в организации, способы внутренней интеграции и адаптации к внешним условиям [98].
Чтобы ответить на вопрос о том, какие ценности, убеждения, нормы и неписаные законы определяют ежедневную работу и взаимоотношения в организации, надо поставить цель и уточнить ее, т.е. ответить на ряд вопросов:
- насколько ясна цель?
- какую роль играет цель в повседневной жизни предприятия?
- в какой мере цели разработаны?
- ясны, реальны и достижимы ли эти цели?
- что можно сказать по поводу приемлемости идентификации целей?
- в какой мере сочетаются друг с другом личные цели
с предпринимательскими?
Верно подмечено, что «организации - это целенаправленные, ориентированные на результат явления, они создаются объединенными усилиями людей именно потому, что каждый человек в отдельности не в силах достичь своей цели" [25]. А неудачи в достижении целей, как личных, так и коллективных, связаны с целым комплексом факторов, среди которых доминирующий - непонимание руководителями структурных подразделений целей фирмы и способов их достижения. "Когда главной целью какого-либо предприятия является получение прибыли, а не производство полезных изделий, мы имеем дело с извращением его деятельности", - писал Г. Форд. Особенно актуально это высказывание выдающегося практика и теоретика менеджмента для российской действительности, когда главной заботой некоторых фирм является не производство полезных изделий, а посредническая деятельность с целью наживы.
Правильно поставленная цель всегда ориентирует компанию на потребителя ее товаров или услуг, заставляет персонал улучшать качество обслуживания и тем самым повышает конкурентоспособность фирмы.