Организация как основная функция менеджмента. Принципы построения организационной структуры управления. Типы организационных структур управления

Линейная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения

Организационная структура управления – это форма разделения труда, закрепляющая определённые функции управления за соответствующими структурными подразделениями аппарата управления.
Линейная структура управления характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель - единоначальник, осуществляющий единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления. Эта структура базируется на вертикальном разделении управленческого труда и приводит к управлению по уровням. Она позволяет быстро и оперативно принимать решения и обеспечивать их выполнение, не прибегая к системам стимулов и мотиваций. Эта структура управления не пользуется частными и средними фирмами при отсутствии широких кооперативных связей.
Преимущества линейной структуры управления:
• Единство и четкость распорядительства
• Согласованность действий исполнителей;
• Четкая система взаимосвязей между руководителем и подчиненным;
• Быстрая реакция на указания;
• Личная ответственность руководителя за результаты действий подразделения.
Недостатки линейной структуры управления:
• Высокие требования к компетентности руководителя;
• Перегрузка менеджеров высшего звена управления;
• Предпосылки для злоупотребление властью;
• Отсутствие горизонтальных связей между подчиненными. Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений.
Схема линейной структуры управления ( приложение № 4).
Вопросы для закрепления:
1. Дайте характеристику организационной структуре управления.
2. Каковы преимущества линейной структуры управления?
3. Каковы недостатки линейной структуры управления?

Функциональная структура управления, её преимущества и недостатки, область применения

Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения (или функциональные исполнители). Функциональная структура управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда.
Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений.
В этой структуре исполнители находятся в двойном подчинении (приложение № 5).
Особенности:

• Каждое подразделение аппарата управления укомплектовано высококвалифицированными специалистами.
• Каждое подразделение аппарата управления специализируется на выполнении определенных функций.
• Каждое подразделение аппарата управления отдает распоряжения нижестоящим уровням управления в рамках своих полномочий.
• Используется в управлении организациями с массовым типом производства.
Преимущества:
• Высокая компетентность специалистов.
• Освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов.
Недостатки:
• Трудности поддержания взаимосвязей между различными функциональными службами.
• Длительная процедура принятия решений.
• Несогласованность распоряжений различных функциональных служб.
Вопросы для закрепления:
1. Что представляет собой функциональная структура управления?
2. Перечислите особенности функциональной структуры управления.
3. Перечислите преимущества функциональной структуры управления.
4. Перечислите недостатки функциональной структуры управления.

Организация как основная функция менеджмента. Принципы построения организационной структуры управления. Типы организационных структур управления

Реализация процесса планирования зависит от того, на сколько правильно и четко определены основные функциональные подразделения и установлены соотношения полномочий различных должностей.
Организация – это процесс создания структуры предприятия, выбора системы управления и определение взаимосвязи функциональных подразделений.
Структура – это строение, единство устойчивых взаимосвязей между элементами. Форма организации, она формируется для достижения целей организации, в ее рамках протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений).

Организационная структура управления.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья аппарата управления.
Отношения между ними поддерживаются связями:
Горизонтальными (носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми) и вертикальными (связи подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления, то есть при наличии нескольких уровней управления).
Связи могут носить линейный (отражают движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, то есть лицами, полностью, отвечающими за деятельность организации или её структурных подразделений) и функциональный (имеют место по линии движения информации и управленческих решений по функциям управления) характер.
Число звеньев в структуре определяет её уровень (одноуровневые и многоуровневые структуры). В зависимости от характера связей они подразделяются на линейные, функциональные и комбинированные.
Деятельность структурных подразделений и исполнителей регламентируется специальными положениями (инструкциями), в которых оговорены функции каждого органа управления, распределение прав и обязанностей между ними, а внутри подразделения – каждого исполнителя.
На организационную структуру управления оказывают влияние цели, принципы, методы и функции управления. Цель требует выделения подразделений, отвечающих за её выполнение. Принципы и методы воздействуют на создание или расширение прав структурных подразделений.
В структуре управления выделяются следующие элементы:
1. Звенья (отделы) – к ним относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие функции управления либо их часть (например, менеджеры, осуществляющие регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений). В основе образования звена лежит выполнение отделом определённой функции управления. Связи между отделами имеют горизонтальный характер.
2. Уровни (ступени) – совокупность звеньев управления, занимающих определённую ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу: менеджеры более высокой ступени принимают решения, которые конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев.
3. Связи - горизонтальные и вертикальные.
Основное правило, которое необходимо соблюдать при проектировании структуры управления – вовлекать наименьшее число уровней управления и создавать кратчайшую цепь команд.
Требования, принципы и факторы, влияющие на выбор организационных структур управления предприятием:
• Требования:

1. Оптимальность (минимум числа ступеней);
2. Оперативность (быстрое принятие управленческих решений; распределение прав и ответственности);
3. Экономичность (рациональное разделение управленческого труда; минимум уровней управления);
4. Надежность (бесперебойность и достоверность информации);
5. Гибкость (способность изменяться в соответствии с изменениями во внешней среде);
6. Устойчивость (сохранение основных свойств и целостности при внешних воздействиях).
• Принципы построения:
1. Соответствие целям бизнеса;
2. Единство структуры и функций управления;
3. Первичность функций и вторичность органа управления;
4. Рациональное сочетание централизации, специализации и интеграции функций управления;
5. Связь с производственной структурой;
6. Соответствие потока информации структуре управления;
7. Комплексность охвата всех видов деятельности.
• Факторы:
1. Размер предприятия;
2. Характер деятельности;
3. Отраслевые особенности (производство товаров, услуг, посредничество);
4. Уровень механизации и автоматизации управленческих работ;
5. Квалификация кадров;
6. Сфера деятельности (местный, национальный, внешний рынок);
7. Особенности технологии, наличие финансов и др.
Типы организационных структур управления:
1. Бюрократические (иерархические) организационные структуры управления.
Положения: чёткое разделение труда (следствием является необходимость использования специалистов по каждой должности; иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим; наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения менеджерами своих задач и обязанностей; осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями к данной должности).
Разновидности: линейные, функциональные, линейно-функциональные, линейно-штабные, дивизиональные.
2. Адаптивные (органические) организационные структуры управления.
Главное свойство: способность легко менять свою форму, приспосабливаться к новым условиям, органически вписываться в систему управления. Как правило, они формируются на временной основе, т.е. на период реализации проекта, программы, решения проблемы или достижения поставленных целей.
Разновидности: проектные, матричные, программно-целевые, бригадные формы организации управления.
В торговле самой распространенной является линейно-функциональная организация труда.

Вопросы для закрепления:
1. Что такое организация?
2. Что вы понимаете под структурой управления?
3. Какие связи между элементами структуры вы знаете?
4. Перечислите элементы структуры управления.
5. Какие типы организационных структур управления вы знаете?

Наши рекомендации