Составитель: канд. психол. наук, доцент Е.Б. Моргунов
Цель курса:
Познакомить слушателей с моделями и методами психологии труда и эргономики.
Задачи курса:
1. Освоить основные понятия психологии труда, психологии профессий и эргономики.
2. Познакомиться с методами анализа и описания профессиональной деятельности.
3. Освоить связь анализа работы и разработки должностных инструкций.
4. Познакомиться с современными методами исследования и проектирования деятельности «человека-оператора».
Объем программы:14 часов.
Формы обучения:лекции и практические занятия.
Содержание курса
Тема 1. Тейлоризм (2 часа)
Три причины низкой производительности по Ф. Тейлору: солидарность, медлительность и отсутствие инструктажа. Принципы научной организации труда: классификация действий и операций, отбор сотрудников, материальное поощрение успехов, сотрудничество персонала, разделение труда. Понятие «урок» по Тейлору.
Тема 2. Становление психологии труда (2 часа)
Различия научной организации труда и психотехники. Направления психотехники по Г. Мюнстербергу. Проблемы хозяйственной психотехники. Три задачи психотехники: оценка профпригодности, повышение производительности труда, помощь в проявлении желательных психических эффектов.
Профпригодность: профотбор, профконсультация, профориентация. Упражнение и кривая обучения. Субъективные и объективные параметры утомления.
Место психологии труда среди наук о трудовой деятельности: эргономики, инженерной психологии, психологии профессий, физиологии труда, НОТ, гигиены труда.
Тема 3. Методы психологии труда (2 часа)
Методы анализа и проектирования деятельности. Опросные методы: интервью, анкета, фокус-группа. Аппаратные методы. Анализ документации. Методы анализа процессов и продуктов деятельности. Виды наблюдения. Методы анализа действий. Тестовые методы. Производственный и лабораторный эксперимент. Анализ рабочего пространства. Направления использования компьютера в исследовании.
Профессиографический метод. Профессиограмма и психограмма.
Тема 4. Функциональные состояния человека (2 часа)
Понятие функционального состояния. Методы диагностики функциональных состояний. Функциональное состояние и шкала активации. Динамическое рассогласование. Адекватная мобилизация. Кривая работоспособности. Методы коррекции функциональных состояний.
Тема 5. Описание рабочего места и должностная инструкция (2 часа)
Алгоритмический анализ деятельности. Оценка тяжести труда. Описание и анализ работ. Анализ работ и анализ заданий. Определение задания. Непрерывные, дискретные и разветвленные задания.
Иерархический анализ заданий. Правило Р X С.
Представление задания в списке, блок-схеме и графике сложности.
Тема 6. Классификации профессий (1 час)
Профессии первого и второго типа. Классификация профессий С.Г. Струмилина по уровню автоматизации. Перенос центра исследований с полуавтоматизированных видов деятельности на автоматизированные.
Профессионально важные качества.
Тема 7. Основные понятия эргономики (3 часа)
Понятие социотехнических систем. Классификация систем «человек-машина». Понятие «человек-оператор». Информационные модели и средства отображения информации. Типы информационных моделей. Компьютерный пользовательский интерфейс как информационная модель. Методы эргономического анализа пользовательских интерфейсов.
Принципы эргономического анализа и проектирования деятельности. Понятие внешних и внутренних средств деятельности человека-оператора. Образно-концептуальная модель. Когнитивная эргономика. Информационные модели и зрительный анализ. Модели переработки информации у человека.
Концепция П.А. Флоренского о технических устройствах как органо-проекциях человека.
Средства исполнительной деятельности (органы управления). Модели исполнительной деятельности. Концепция построения движений НА Бернштейна. Современные модели сенсомоторной деятельности.
Темы докладов на семинарских занятиях
Семинар 1. Этапы становления наук о трудовой деятельности
А) Становление дисциплины
Б) Науки о труде и компьютерные технологии
Семинар 2. Методы психологии труда
А) Профессиография и психография
Б) Использование контрольных карт и перечней
Семинар 3. Анализ работы
А) Методы анализа рабочего места
Б) Алгоритмический анализ деятельности