Автор-составитель: канд.филос.наук, доцент А.А. Краузе

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки050100 «Педагогическое образование»

Профиль подготовки:«Иностранный язык», «Начальное образование», «Биология и химия», «Экология и география», «Биология», «География», «Русский язык и литература», «Родной язык и литература и русский язык», «Русский язык», «История», «Право», «Мировая художественная культура», «Физика и информатика и ИКТ», «Математика и информатика и ИКТ», «Математика», «Дошкольное образование», «Физическая культура», «Технология», «Музыкальное образование», «Информатика и ИКТ», «Экономика».

Квалификация выпускника: бакалавр

Автор-составитель: канд.филос.наук, доцент А.А. Краузе - student2.ru

Пермь

ПГПУ

УДК 1

ББК Ю 1

Ф 563

Р е ц е н з е н т ы :

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

Пермского государственного педагогического университета

А. Л. Жуланов

кандидат философских наук, доцент кафедры философии

сельскохозяйственной академии им. Д.Н. Прянишникова

С.Г. Бастричев

Автор-составитель: канд.филос.наук, доцент А.А. Краузе

  Ф 563 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» / автор А.А. Краузе ; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2011. – 73ии с.  

Учебно-методический комплекс по дисциплине Философия составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 050100 «Педагогическое образование». Дисциплина входит в УЦ ООП Б-1 гуманитарный, социальный и экономический цикл, относится к базовой части учебного плана ООП. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации.

Адресовано студентам, обучающимся по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование».

УДК 1

ББК Ю 1

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

© Краузе А.А., составление, 2011

© ГОУ ВПО «Пермский государственный

педагогический университет», 2011

Содержание

III. Структура и содержание учебно-методического комплекса4 3.1Цель изучения дисциплины 4

3.2 Место дисциплины в структуре ООП: 4

3.3 Требования к результатам освоения дисциплины

3.3.1.Принятая структура компетенций 4

3.3.2.Матрица соотнесения разделов учебной дисциплины и 5

формируемых компетенций

3.4.Объем дисциплины

3.4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6

3.4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 16

3.5.Содержание дисциплины

3.5.1. Программа дисциплины 17

3.5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины 26

3.5.3. Содержание семинарских и практических занятий 31

3.6. Формы и методы обучения 41

3.7.Структура и содержание самостоятельной работы студентов 42

3.7.1.Методические рекомендации 42

3.7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов 50

3.7.2. План - график самостоятельной работы студентов 50

3.8.Учебно-методическое, информационное и52

материально-техническое обеспечение дисциплины

3.8.1. Основная литература 52

3.8.2. Дополнительная литература 54

3.8.3. Учебно-методические материалы 58

3.8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы 59

3.8.5. Материально-техническое обеспечение 59

Содержание и порядок проведения входного и текущего

контроля, промежуточной аттестации 59

3.9.1. Содержание и форма проведения входного контроля 59

3.9.2. Содержание и форма текущего контроля знаний 60

9.3.3 Содержание и форма промежуточной аттестации 64

3.10. Глоссарий по курсу дисциплины 65

III Структура и содержание учебно-методического комплекса

3.1. Цель изучения дисциплины:формирование у студентов системы основных философских представлений, знакомство их с философскими концепциями прошлого и настоящего, понимание связи философии со специальными дисциплинами; формирование у студентов методологических и мировоззренческих ориентиров, целостного мировоззрения, умения сопоставлять различные варианты решения философских проблем, вырабатывать свою собственную позицию и ее аргументировать.

3.2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (указать шифр дисциплины по учебному плану ООП).

Для освоения дисциплины Философия студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:

1. История;

2. Логика;

3. Педагогика.

Освоение дисциплины Философия является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:

1. Политология;

2. Социология;

3. История педагогики;

4. Психология;

5. Культурология;

6. Этики, эстетика.

3.3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Раздел 2. История философии

Тема 7. Русская философия

Основные понятия:община, соборность, космизм, ноосфера, биосфера, анархизм, социализм, метафизика, всеединство.

Основные направления русской философии XIX-XX вв. Типологические характеристики русской философии. Практико-нравственная ориентация русской философии. Философское учение славянофилов: И.В. Киреевского (1806-1856 гг.), А.С. Хомякова (1804-1860 гг.), К.С. Аксакова (1817-1860 гг.), Ю.Ф. Самарина (1819-1876 гг.). Философское учение западников: Н.В. Станкевича (1813-1840 гг.), В.Г.Белинского (1811-1848гг.), А.И.Герцена (1812-1870), П.Я. Чаадаева (1794-1856 гг.). Историософия П.Я. Чаадаева. Идейная полемика 40-х гг. XIX в. О путях развития России. Анархизм М. Бакунина (1814-1876 гг.).

Русская религиозно-философская мысль конца XIX - нач. XX вв. В.С.Соловьев (1853-1900), Н.А.Бердяев (1874-1948 гг.), С.Н.Булгаков (1871-1944 гг.), П.А.Флоренский (1882-1946 гг.) и др. Смысл философии всеединства. Идея «богочеловеческого процесса».

Философия русского космизма. Основные направления русского космизма: естественнонаучное - М.А.Умов, К.Э.Циолковский (1857-1935 гг.), В.И.Вернадский (-1945гг.), Н.Г. Холодный, А.А. Чижевский; религиозный - Н.Ф.Федоров (1828-1903 гг.). Русский космизм как учение о неразрывном единстве человека и космоса. Задача «возвращения жизни в космос». Душа и космос.

Раздел 3. Философия Бытия

Тема 9. Диалектика

Основные понятия:диалектика, метафизика, связь, развитие, закон, принцип, категория.

Диалектика как учение об универсальных связях, изменении, развитии. Понятие связи и развития. Виды связей и их выражение в категориях. Универсальные связи и их выражение в категориях: единичное, особенное и общее, сущность и явление. Связи детерминации и их выражение в категориях: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Концепция детерминизма. Структурные связи и их выражение в категориях: часть и целое, содержание и форма, элемент, структура и система.

Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Понятие тождества, различия, противоположности, противоречия. Относительность единства, абсолютность борьбы противоположностей. Роль противоречий в развитии. Основные типы противоречий. Диалектика современного мирового развития. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные. Понятие качества, свойства, количества, меры. Скачки. Многообразие форм скачка в природе и обществе.Сущность закона отрицания отрицания и формы его проявления. Диалектическое «отрицание». Преемственность в развитии. Цикличность и поступательность изменений.

Понятие развития. Развитие и прогресс. Критерии прогресса.

Содержание семинарских и практических занятий

Вопросы для обсуждения

1. Мировоззрение, его исторические типы и значение в жизни человека и общества.

2. Основной вопрос философии.

3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

4. Социальные функции философии. Философия и наука. Философия и религия.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 7-28.

ТЕМА 2. Античная философия

Понятия: космос, природа, эйдос, душа.

Вопросы для обсуждения

Натуралистический период

1. Проблема первоначала в милетской школе.

2. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.

3. Элеатская школа: Апории Зенона и их философский смысл.

4. Атомизм Демокрита.

Век «классической философии»

1. Метод Сократа (диалектика, майевтика, ирония). Нравственные аспекты сократовского учения.

2. Философия Платона. Проблема эйдосов - идей. Учение о государстве.

3. Аристотель о материи и форме. О видах причин. Об Уме - Перводвигателе. Социальная философия Аристотеля.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 59-77.

Вопросы для обсуждения

1. Философия отцов церкви: учение Августина о душе и самопознании, о «двух градах».

2. Философия Фомы Аквинского.

3. Философия природы в ХIII в. Роджер Бэкон.

4. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения. Социальные учения Н.Макиавелли и Т.Мора.

5. Учение Н.Кузанского о бытии-возможности, о совпадении противоположностей.

6. Д. Бруно о бесконечности миров.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. , 84-94, 97-111.

Вопросы для обсуждения

1. Бэкон Ф. Проект прагматического преобразования науки. Критика предрассудков как «идолов» в познании. Учение о методе.

2. Общественный идеал Ф. Бэкона в сочинении «Новая Атлантида».

3. Принцип философии Р. Декарта. «Картезианское сомнение».

4. Пантеизм Б. Спинозы. Бог- природа - субстанция.

5. Монадология Г. Лейбница.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 112-130.

Вопросы для обсуждения

1. Критическая философия И.Канта: «вещь в себе» и явление в философии И.Канта. Априоризм. Чувственность и рассудок. Идеи чистого разума.

2. Моральная философия И. Канта.

3. Философия Г.В.Ф. Гегеля: система и метод.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С.149-184.

Вопросы для обсуждения

Философия марксизма

Основные положения материалистического понимания истории.

1. Общественный прогресс и его критерии.

2. Историческое место и роль капитализма в истории.

3. Проблема отчуждения.

4. К. Маркс об основных чертах коммунистической формации.

5. Позитивизм в ХIХ веке

6. Позитивная философия О. Конта.

7. Органическая теория общества Г.Спенсера.

8. Философия жизни

9. Философия Ф. Ницше: программа переоценки всех ценностей.

10. Воля к власти и идеал сверхчеловека.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С.186-205.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С.206-224

Вопросы для обсуждения

1. П.Я. Чаадаев. Оценка исторического прошлого России.

2. А.И. Герцен. «Русский социализм».

3. А. С. Хомяков, И.В. Киреевский, К. С. Аксаков о своеобразии исторических судеб России.

4. Анархизм М. А. Бакунина.

5. Русский космизм: В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, учение о ноосфере.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С.232-308.

Вопросы для обсуждения

1. Становление диалектики как метода в истории философии. Метафизика и диалектика.

2. Принципы диалектики, их методологическое значение. Концепция развития.

3. Законы диалектики, их методологическое значение.

4. Парные категории диалектики, их методологическое значение.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002. С.262-277.

Вопросы для обсуждения

1. Философское и физическое понимание бытия. Единство мира и его многообразие.

2. Материя как объективная реальность. Философские и естественно-научные представления о материи.

3. Эволюция представлений о пространстве и времени.

4. Движение. Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.

5. Принцип детерминизма. Категории, причины и следствия.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002. С.218-229.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность сознания в истории философской мысли.

2. Сознание и бессознательное как психический феномен. Структура бессознательного (Оно, Я, Сверх-Я.) Структура сознания. Сознание и самосознание.

3. Отражение как свойство всей материи. Формы отражения в неживой и живой природе.

4. Сознание и язык. Естественные и искусственные языки, их соотношение.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002. С. 246-261.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность познания. Проблема познания в истории философии.

2. Многообразие форм познания (научные, вненаучные, художественные).

3. Чувственный опыт и рациональное мышление.

4. Этапы познания и уровни знания.

5.Структура научного познания, его методы и формы.

Истина как цель познания.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002. С. 277-294.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность и назначение человека. Проблема человека в философии.

2. Человек как единая целостность природного, социального, общечеловеческого и вселенского.

3. Человек в различных типах культуры.

4. Человек и человечество в современную эпоху. Перспективы человека.

5. Человек в информационно-техническом мире. Информационная революция

и становление информационного общества.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 506-544.

Вопросы для обсуждения

1. Принцип системности в марксистской социологии. Материальное производство - основной системообразующий фактор. Структура производства.

2. Теория «идеальных типов» М. Вебера.

3. Модель социальной системы Т. Парсонса. Структурные и функциональные категории.

4.Утопии и антиутопии как социальные модели.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 380-400.

Вопросы для обсуждения

1. Многообразие и единство культур.

2. Проблема типологии культур (концепции Шпенглера, Тойнби, Данилевского и др.).

3. Психоаналитическая интерпретация явлений культуры: З. Фрейд и К. Юнг.

4. Проблема Запад-Восток. Особое положение России.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2002. С.430-447.

Формы и методы обучения

Аудиторной работы:

Традиционные формы и методы

· лекции;

· семинарские занятия.

· Неигровые методы и формы , методы проблемного обучения

· проблемные лекции,

· интерактивные лекции с использованием современных информационных средств;

· выступление с докладом, сообщением по реферату,

· оппонирование студентами рефератов, проектов, дипломных, исследовательских работ;

· проведение занятий с использованием материалов, размещенных в сети Интернет

· Интерактивные и активные формы проведения занятий:

· дискуссия.

· Занятия, проводимые в интерактивных формах, составляют 30 % аудиторных занятий.

Методы и формы внеаудиторной работы:

Традиционные:

· Конспектирование литературы,

· Реферирование монографии и периодических изданий

· Подготовка реферата и доклада,

· Неигровые методы и методы и формы формирования научно-исследовательской деятельности

· Написание эссе и иные творческие работы,

· Научно-исследовательская деятельность,

· Составление портфолио,

· Поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет

3.7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов

3.7.1 Методические рекомендации

Первые методические указания по организации самостоятельной работы студент получает на первой лекции, при первом знакомстве с дисциплиной «Философия».

На вводном занятии внимание студентов акцентируется на том, как слушать и записывать лекции, как оформлять конспект. Существенным моментом лекции, обеспечивающим успешную самостоятельную работу, является указание необходимой по данной теме литературы, пояснение, на какие вопросы темы следует искать ответ в том или ином источнике. Важное значение имеют небольшие по объему задания. На лекции невозможно раскрыть содержание всех вопросов учебной программы, поэтому часть из них лектор предлагает студентам изучить самостоятельно, указав необходимую литературу.

При организации самостоятельной работы в подготовке к семинарам составляется план семинаров с указанием обязательной и дополнительной литературы, а также требование обязательного конспектирования первоисточников.

Тема «Философия, круг ее проблем и роль в обществе» в учебной программе является вводной. В ней раскрываются основополагающие вопросы, позволяющие продолжить успешное изучение философии в будущем. Здесь рассматривается происхождение философии как исторической формы мировоззрения, мифология и религия, зачатки научных знаний как предпосылки философии. Основными категориями, раскрывающими природу мировоззрения являются субъект и объект. Под субъектом мы понимаем индивида, общность людей отражающего в своем сознании природу и социальную совокупность предметов, то, что мы называем объектом. Мировоззрение требует комплексного изучения: гносеологического, социологического и аксиологического (оценочного).

Гносеологический подход позволяет выяснить истоки мировоззрения, объем и характер входящих в него знаний, исследовать механизм познавательной активности личности.

Социологический подход позволяет провести анализ мировоззрения как духовного феномена, выражающего интересы определенной социальной группы.

И, наконец, аксиологический подход указывает на то, что мировоззрение – это обязательно оценка конкретных явлений с точки зрения понятий добра и зла, прекрасного и безобразного и т.д. Мировоззрение можно рассматривать как средство выражения отношения человека к действительности, оценивания ее, и, вместе, с тем, мировоззрение- это сами представления человека о мире.

Таким образом, предметом мировоззренческого рассмотрения выступают: отношение человека к миру, место человека в мире.

Мировоззрение - явление историческое. История духовного развития человечества знает несколько основных типов мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Философия особый род мировоззрения. Она играла ведущую роль в формировании теоретического осмысления мира, понимании закономерностей природного и социального бытия, в стремлении к истине. Философия выражает наиболее общие черты бытия и сознания, особым образом систематизирует различные уровни сознания, организует все элементы мира в условную систему.

В числе основных функций философии выделяют: мировоззренческую (еще Кант сферу философии подводил к вопросам: Что «Я» могу знать? Что «Я» должен делать? На что смею надеяться? Что такое человек?), методологическую (философия изучает категориальную структуру мышления, принципы и методы теоретического), аксиологическую (т.е. ценностную, где исследуется специфика человеческих масштабов освоения мира).

Тема «Античная философия» объединяет три периода античной философии: натуралистический, где осуществлялся поиск первоначала мира. В план обсуждения данного периода входят: вопрос о наивно-материалистическом характере первых древнегреческих философских учений.

Три крупнейших милетских материалиста: а) Фалес (624-547 гг. до н.э.). Соединение практической деятельности с теоретической. Вопрос о первовеществе. Вода как вещественное первоначало Фалеса; б) Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.). Его космология и космогония. «Беспредельное» первовещество; в) Анаксимен (585-526 гг. до н.э.) и его гипотеза о «воздухе» как о вещественном первоначале.

Гераклит из Эфеса (ок. 530-470 до н.э.). Наивный материализм Гераклита. Учение об огне как о вещественном первоначале. Диалектический характер изменения вещей: а) относительность всех свойств, б) переход всякого свойства в противоположное, в) борьба и единство противоположностей. Учение Гераклита о «логосе», отражение в нем первых представлений о необходимости природных процессов.

Элейцы. Возникновение философской школы в Элее. Материалистический характер учения Перменида (II пол. VI . – нач. V вв. до н.э.). Учение истины и учение мнения. Метафизическая критика ПАрменидом учения Гераклита о диалектическом процессе. Отрицание небытия. Тезис о единстве мысли с мыслимым предметом. Отрицание мыслимости генезиса, изменения, движения и множества. Доказательства Зенона (сер. V в. до н.э.) в защиту учения Парменида.

Атомистический материализм. Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учение об атомах и пустоте.

Классический, в котором шла постановка философских категорий. В план обсуждения данного периода входит: учение Сократа (469-399 гг. до н.э.) о методе и его составных элементах. Этика и теория познания в философии Сократа.

Жизнь и деятельность Платона (427-347 гг. до н.э.). Сочинения. Учение о бестелесных видах (идеях). Бытие и небытие. Учение о мире чувственном как о «среднем» между миром бестелесных видов и миром небытия. Учение Платона о знании. Теория «припоминания». Учение о государстве и о воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души.

Жизнь и философствование Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) Сочинения. Критика платоновской теории «идей». Учение о «форме» и «материи», «возможности» и «действительности». Бог как внемирная бестелесная форма. Общественно-политические теории Аристотеля.

Эллинистический, в котором отразился синтез культур варварского и античного миров, актуализировалась антропологическая проблема.

При изучении данной темы следует обратить внимание на происхождение и своеобразие античной философии, принцип космоцентризма.

В теме «Философия Средних веков и эпохи Возрождения»особое внимание уделяется проблеме соотношения христианской религии и философии, роли патристического богословско - философского учения и схоластическому течению Западной Европы XII – XII вв. Крупнейший представитель западной патристики Августин Блаженный (354-430). В план обсуждения входят: учение о первенстве воли над разумом. Учение о предопределении спасения или гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика «мирского» государства и учение о «государстве божьем».

Крупнейшим представителем схоластики является Фома Аквинский (1225-1274 гг.) В обсуждение данного вопроса включается: католическая направленность в истолковании учений Аристотеля. Выделение богословских тезисов, постижимых для разума и доступных доказательству. Учение Фомы о бытии и о душе. Традиции естественно-научных исследований в Англии и философия Роджера Бэкона (ок.1210-1292 гг.). Новое понимание задач и методов науки. Учение Р. Бэкона о знании. Источники знания: 1) авторитет, 2) логическое рассуждение и 3) опыт. Требование проверки опытом всех истин, добываемых людьми.

Социально - экономическое содержание эпохи Возрождения знаменуется началом перехода от ремесла к мануфактуре в Италии и других странах Западной Европы. Это эпоха Великих географических открытий, расцвета городской и светской культуры. Ее главная особенность – гуманизм. Социально – философская мысль того времени занималась обоснованием необходимости секуляризации вопросов государства и права. Крупнейший мыслитель эпохи - Николо Макиавелли (1469-1527 гг.) В обсуждение данного вопроса входит концепция роли интереса в жизни людей, освобождение политики от морали. В обсуждение английского гуманиста Томаса Мора (1478-1535гг.) входит произведение «Утопия» как отражение мечты о справедливых общественных порядках. Мор выступает как первый представитель утопического коммунизма на рубеже Нового времени.

Возникновение натурфилософии в эпоху Возрождения рассматривается на примере Николая Кузанского (1401-1464 гг.): пантеизм Николая и решение им проблемы отношения бога к миру; и Джордано Бруно (1548-1600 гг.): пантеистический характер материализма Бруно и его особенности: природа как «бог в вещах», гилозоистическое понимание природы, представление о «мировой душе» как движущем и всеоживляющем принципе.

В изучении темы «Философия Нового времени» особое внимание уделяется метафизическому периоду в развитии философии и на основным чертам метафизического материализма в XVII в. На обсуждение вынесено: критика Ф.Бэкона (1561-1626 гг.) схоластической учености. Цель знания по Бэкону. Задача «Великого восстановления наук». Учение Бэкона о противоречиях в деятельности человеческого ума и о «призраках». Основные принципы индуктивного метода. Общественный идеал Бэкона в его сочинении «Новая Атлантида».

Критика схоластики Р. Декартом (1596-1650 гг.) и определение им новых задач философии. Его учение о сомнении. Проблема достоверности знания у Декарта и ее идеалистическое решение. Основные правила рационалистического метода Декарта.

Социологическая концепция Т. Гоббса (1588-1679 гг.). Его учение о «естественном праве» и гражданском» состояниях. Теория «общественного договора». Политические взгляды Д. Локка (1632-1704 гг.) и его учение о происхождении государства.

Материалистический монизм Б. Спинозы (1632-1677 гг.). Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Метафизический характер спинозовского понимания природы и элементы диалектики в нем. Проблема взаимоотношения субстанции и модусов.

Учение Г Лейбницы (1646-1716 гг.) о монадах, динамической картине мира, об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии.

В «Немецкой классической философии» отразились достижения естествознания кон. XVIII – нач. ХIХ вв, французское Просвещение ХVIII в., учения материалистов - метафизиков. Рассмотрение их идейной и научной переработки И.Кантом, Г. Гегелем, Л. Фейербахом является главной задачей семинара. Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант (1724-1804 гг). В план осуждения включены три основные работы Канта: «Критика чистого разума», где он переходит на позиции «критической философии». Здесь рассматривается агностицизм и субъективизм философии канта. Явления и «вещи в себе», отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Учение Канта о трансцендентальном знании и об априорности формы знания. Категории рассудка. Разум и рассудок. Три идеи трансцендентальной диалектики. «Критика практического разума», где Кант излагает этику категорического императива. И «Критика способности суждения», где осуществляется попытка преодолеть разрыв между миром сущего и миром должного.

Крупнейшим представителем идеалистической философии нач. ХIХ века является Г.В.Ф. Гегель (1770-1831 гг.). В план обсуждения входит: структура философской системы Гегеля, ее основные разделы (тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы). «Наука логики» Гегеля (о тождестве диалектики, логики и теории познания, о соотношении абстрактного и конкретного, логического и исторического, теории и практики. Отрицание Гегелем диалектики развития материальных процессов.) Гегелевское понимание соотношения теории и метода. Противоречия между системой и методом в философии Гегеля.

Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804-1872 гг.) и его источники. Основные черты того, как Фейербах понимает природу и особенности свойственного ему решения основного вопроса философии.

В теме «постклассическая философия» объединены три направления философии второй половины Х1Х века: 1) марксизм, соединяющий в философии историю, социологию, экономическую теорию, создающий исторический материализм; 2) позитивизм, исключающий из философии проблемы социальных наук, не связанных с изучением реальной жизни. Представитель этого направления О.Конт заменил социальную физику социологией, поставленной на точную основу опытного знания; 3) философия жизни, считающая, что философия вытекает из полноты жизни, и один разум, прежде считавшийся универсальным органом, недостаточен для выработки целостного мировоззрения. Философия жизни животворящим началом мира объявляет волю как бессознательную жизненную силу.

В обсуждение включено: жизнь и деятельность Огюста Конта (1798-1857 гг.). Его понятие метафизики и отношение к традиционным философским учениям. Учение Конта о трех стадиях общественного и индивидуального развития.

Философия история К. Маркса (1818-1883 гг.) и Ф.Энгельса (1820-1895 гг.). В план обсуждения включена работа «Немецкая идеология».

Волюнтаристическая и иррационалистическая философия Ф.Ницше (1844-1900 гг.) Воля как сущность мирового процесса и «воля к власти».

Эпоха ХХ века во многом характеризуется как эпоха абсурда, как эпоха глобальных катастроф и массового общества. Именно в это время актуализируется гуманитарные проблемы.

Особенностью философии ХХ в. становится новое понимание человека, обращение к проблеме человеческого существования, к бессознательным мотивам и иррациональной стороне его натуры.

В план обсуждения включено: социально-исторические корни и условия возникновения экзистенциализма в Германии и Франции и причины его распространения в других странах.

Основные течения и представители философии существования: «атеистический экзистенциализм»- М. Хайдеггер (1882- 1979 гг.); Ж.- П Сартр (1905- 1980 гг.) и христианский экзистенциализм Г. Марсель (1889- 1973 гг.), К. Ясперс (1883- 1969 гг.). Понимание экзистенциалистами задач и цели философии. Различие бытия вещей от бытия «Я». Познание человеческого существования как мнимый путь к познанию бытия. Субъективно-идеалистическое понимание существования. Человек и внешний мир. «В-мире-бытие» и «покинутость» человеческого существования. Противопоставление экзистенциалистами существования и сущности: тезисы Сартра о том, что существование предшествует сущности и что «человек это проект». Проблема Выбора и ответственности.

Тема «Русская философия XIX – XX вв.» объединяет два блока проблем: проблему исторического пути России и проблему всеединства.

Начало самостоятельной философской мысли в России положили славянофилы, систематизировав христианство в оригинальную философскую программу. Славянофилы делали упор на самобытность русской общности, следовательно, и за самобытность пути развития России, важнейшим фактором которого выступал сам народ, наделенный истинной верой православия. Славянофилы выступали с резкой критикой западничества. Рассматривали каталицизм и протестантизм как внешнее единение христиан, основанное на насилии и кровавой борьбе. Только православие соединило в себе единство и свободу на основе любви, выраженное славянофилами в понятии соборность.

Позднее В. Соловьев создает христианскую философскую систему, в основе которой лежит принцип все связано со всем.

Важным достижением русской философии стали идеи В.И. Вернадского и Э.К. Циолковского о Ноосфере, оформившиеся в направление «русский космизм». Задача семинара – дать всестороннюю оценку учениям русских философов.

В теме «Диалектика» данный метод рассматривается как многогранное учение. Это не только учение о развитии и не только метод познания мира, она также может рассматриваться как метод изменения мира. Прежде всего диалектика - учение о всеобщей, универсальной связи и развитии, опирающаяся на принципы, категории и законы, наиболее общий характер которых означает, что они действуют и в природе, и в социальной действительности, и в мышлении.

Тема, «Бытие», философское понимание мира - одна из актуальных проблем, раскрывающаяся через содержание таких категории, как «бытие», «материя», «сознание». Данная тема посвящена мировоззренческой и методологической значимости понимания данных категорий.

«Сознание» – есть высшая форма отражения действительности, присущая только человеку. Главная задача семинара раскрыть сущность отражения, эволюцию форм отражения, социальную сущность сознания.

Проблема «познания»соотносится со второй стороной основного вопроса философии. Задача семинара рассмотреть философское решение вопроса познаваемости мира и его законов, а также раскрыть диалектическое обоснование познавательного процесса.

Раздел социальной философии представлен темами «Человек», «Общество» «Культура».

Человек универсальный объект науки. Но только философия рассматривает человека в общем. В классической философии человек рассматривается как данность миру, обладатель разума и воли, законодатель нравственного мира свободы и абсолютных ценностей. В философской антропологии XIX в. человек не «не есть», а «становится» (М. Шелер). Дискуссия разворачивается вокруг вопроса: каковы критерии становления человека? (В плане семинара при обсуждении этой темы акцент делается на позиции: марксизма, экзистенциализма, структурализма).

Философский подход к человеку исходит из своеобразия человека по сравнению со всем органическим миром как существа социального, принесшего в мир мысль, язык, общественные отношения, осуществившего активное воздействие на природу.

Базовым для философской атропологии выступает вопрос о взаимодействии биологического и социального. В план обсуждения входят три подхода к решению этой проблемы: социобиологизаторский,берущий свое начало в философии Аристотеля, биологизаторский,относящийся преимущественно ко второй половине XIX века. С позиции данного подхода общество рассматривается по аналогии с жизнью животных, биологические законы распространяются на явления общественной жизни. И, наконец, с позиции теории интегративной сущности человека, у истоков которой стоял В.С. Мерлин. Социальное рассматривается как «интегральное образование, в которое включена сущность и природа всех предшествующих ступеней и форм организации мира. Отсюда человек- это не физико-химико-био-существо, а интегрально-социальное существо, в подчиненном виде включающее в себя природу всех предшествующих форм материи.

Поставленные в плане семинара вопросы нацелены на рассмотрение и анализ понятия «человек», родовой сущности человека, его природной и социальной предпосылки. Здесь же затрагиваются проблемы места и роли человека в современном мире.

Заявленная тема, «Общества»имеет задачу анализа различных моделей, определяющих теоретические основы понимания общества и раскрытия предпосылок, условий и компонентов социальной действительности.

Проблема общества, человека, государства рассматривалась на всех этапах истории философии. Общность людей в домарксистской философии рассматривалась как совокупность людей, имеющая общий признак. Философская задача состояла в поиске этого признака. Так, к примеру, Кант выделял нравственные императивы, по которым человек будет совершенствоваться, Фейербах исходил из того, что люди рождаются с чувством сопричастности к другому человеку. Гегель связывал общественный прогресс, с тем, насколько глубоко люди осознают абсолютную идею. Абсолютизировался сам субъект социальных отношений. Например, Шопенгауэр и Ницше наделяли человека сверх волей.

На обсуждение выносятся постклассические модели

Наши рекомендации