Составитель – Карпова Н.М., канд. техн. наук, доцент

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ

По курсу

“Безопасность жизнедеятельности ”

для студентов заочной формы обучения ИМС

Всех направлений

Екатеринбург

Учебный комплект обсужден на заседании кафедры естественнонаучных и математических дисциплин «16» января 2014 г., протокол № 3

Одобрен и рекомендован к изданию Учебно-методическим советом ИМС.

Составитель – Карпова Н.М., канд. техн. наук, доцент

© Институт Международных связей

Курс «Безопасность жизнедеятельности» в действующих Федеральных Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования является обязательным для изучения на всех направлениях подготовки. В результате его изучения студенты формируют систему компетенций, необходимых для организации безопасной профессиональной деятельности на основе представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованием безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к деятельности в экстремальных ситуациях.

Освоение курса базируется на дисциплинах «Современная естественнонаучная картина мира», «Педагогика и психология», и других изучаемых на первом курсе, а также дисциплинах, изучаемых в средней школе или среднем специальном учебном заведении.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования.

ЦЕЛЬ –формирование современного представления о методах и средствах обеспечения безопасности производственной деятельности человека и охраны окружающей среды; навыков самостоятельной работы, необходимых для использования знаний в области безопасности при изучении специальных дисциплин и дальнейшей практической деятельности.

В процессе изучения дисциплины решается следующая ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА –вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

· создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны:

-знать:

· теоретические основы БЖД в системе «человек - среда обитания»;

· правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД;

· основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

· анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

· правила пользования средствами первичного тушения пожара;

· правила оказания первой доврачебной помощи;

· идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов ЧС;

· средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

· методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в ЧС;

· методы прогнозирования ЧС.

- уметь:

· проводить контроль опасных и вредных факторов среды обитания;

· эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

· планировать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

· определять возможные вероятные ЧС;

· проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

· эффективно применять средства первичного тушения пожара;

· оказывать первую доврачебную помощь;

· разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

· планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

· планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС;

· при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС

-иметь опыт:

· проведения расчетов по оценке уровней опасных и вредных факторов среды обитания;

· в выборе необходимых средств защиты и безопасности.

III. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Традиционно высокий уровень образования в нашей стране (в том числе и в области естественных наук) в последние годы резко упал, что может привести к самым трагическим последствиям. Знакомство с математикой, физикой, химией и биологией намного шире, чем просто знания о конкретных явлениях или фактах. Эти науки учат думать и рассуждать, отличать правильное суждение от неправильного, а без таких навыков общество становится легко управляемым, поддается любому внушению. Развитие любознательности слушателей, способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно пара- и псевдонаучных фактов), овладение методами естественных наук позволит применить наработанные подходы к отдельным областям гуманитарных наук.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Человек и среда обитания. Причины возникновения учения о БЖД. Цели и содержание учения о БЖД

I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельностиТеоретические аспекты чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Предупреждение и ликвидация ЧС

Классификация производственных аварий и катастроф.

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд./Под ред. Михайлова Л.А.-СПб.:Питер, 2008.- 461 с.: ил.

2. Микрюков В.Ю. Безопасность жизнедеятельности: Учебник/ В.Ю. Микрюков.- Ростов н/Д:Феникс, 2006.-560 с.:-с ил. (Высшее образование)

Дополнительная литература

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для студентов средних проф. Учебных заведений/С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. Ред. С.В. Белова.-6-е изд., стер.- М.:Высш. Шк., 2008.-423 с.: ил.

2. Журналы:

· Наука и жизнь.

· ГЕО

· Природа

· В мире науки

и другие, содержащие информацию по теме реферата.

VII. ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

Вариант 1. Куликова

1. Раскройте понятие ЧС. Чем различаются понятия «опасная ситуация» и «экстремальная ситуация»? В чем разница терминов «авария», «катастрофа», «стихийное бедствие»?

2. Дайте определения категориям «объект экономической безопасности личности», «субъект экономической безопасности личности», «предмет экономической безопасности личности».

3. Что такое закрытая механическая травма мягких тканей, каковы классификация и порядок оказания первой медицинской помощи при такой травме?

Вариант 2.

1. Каковы основные признаки ЧС? Каковы сферы возникновения ЧС? Какие аварии, сопровождающиеся выбросами опасных веществ в окружающую среду, относятся к ЧС?

2. Перечислите основные угрозы экономической безопасности личности

3. Перечислите индивидуальные медицинские средства защиты, их состав и назначение

Вариант 3. Мерзлякова

1. Каковы основные причины возникновения ЧС в РФ? Назовите и

охарактеризуйте ЧС военно-политического характера

2. Назовите основные способы несанкционированного доступа к конфиденциальной информации

3. Перечислите физические параметры воздуха. Какие значения этих параметров считаются комфортными, и почему?

Вариант 4. Караулов

1. Чем различаются термины «риск», «социальный риск», «приемлемый риск» и «индивидуальный риск»? Дайте определения и прокомментируйте термины.

2. Перечислите основные элементы концепции экономической безопасности предприятия

3. Какие виды производственного освещения вы знаете?

Вариант 5.

1. Дайте классификацию ЧС природного характера. Какие закономерности выявлены для ЧС природного характера?

2. Дайте определение категории «экономическая безопасность предприятия», «добросовестная конкуренция», «недобросовестная конкуренция».

3. На какие виды подразделяются отходы производства и потребления?

Какими способам можно добиться уменьшения количества отходов в

промышленности?

Вариант 6. Чирухина

1. При каких обстоятельствах складываются ЧС природного характера?

2. Дайте определение категорий «объект», «субъект экономической безопасности предприятия». Раскройте основные элементы системы «экономическая безопасность предприятия»

3. В чем проявляется антропогенное воздействие на гидросферу?

Вариант 7. Мутагулина

1. Что такое землетрясение? Почему землетрясения занимают первое место по опасности среди ЧС природного характера? В чем причина землетрясений?

2. Перечислите законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие основы защиты деловой информации и сведений, составляющих государственную и служебную коммерческую тайны

3. Какую часть площади суши занимают леса? Каковы экологические функции леса?

Вариант 8 Федорущенко

1. Какие защитные мероприятия необходимо проводить при

землетрясении? Назовите основные правила поведения при

землетрясении, если вы оказались на улице, в транспорте, в

помещении, под обломками здания?

2. Что такое личность безопасного типа? Назовите содержание уровней психологической устойчивости личности безопасного типа

3. Назовите факторы, приводящие к разрушению озонового экрана Земли. Почему опасно уменьшение толщины озонового слоя? Какие меры принимаются по его защите?

Вариант 9. Сукоркин

1. Дайте определение понятия «наводнение». Какими параметрами характеризуется наводнение? Можно ли спрогнозировать наводнение?

2. Определите содержание деструктивного поведения. Что такое виктимное поведение?

3. Какое влияние оказывают тяжелые металлы на организм человека?

Вариант 10. Телькушова

1. 1.В чем состоят меры защиты от наводнения? Как следует вести себя при наводнении? Как необходимо действовать после спада воды?

2. Что такое первичный стресс осознания ЧС? Что такое посттравматическое стрессовое расстройство?

3. Что такое взрыв? Перечислите его поражающие факторы. Какими бывают взрывы в зависимости от среды, в которой они происходят?

Вариант 11. Леушина

1. Что такое очаг поражения при наводнении? Какими параметрами характеризуется наводнение?

2. Каковы причины терроризма? В чем проявляется криминальная суть современного терроризма?

3. Что такое АХОВ? Каков механизм воздействия АХОВ на организм человека?

Вариант 12.

1. Что такое обвал и в чем его опасность? Чем оползни отличаются от обвалов?

2. Чем отличается современный терроризм от терроризма начала ХХ века? Назовите основные правила поведения для заложников.

3. Что такое радиоактивность? Назовите естественные источники радиоактивности

Вариант 13.

1. Какие защитные работы позволяют предотвратить обвалы и оползни?В чем состоят меры по снижению ущерба от обвалов и оползней?

2. Какие средства самозащиты вы знаете? В чем преимущества и недостатки аэрозольных средств самозащиты.

3. Расскажите о Чернобыльской катастрофе

Вариант 14.

1. Что такое снежная лавина (снежный обвал)? Назовите типы лавин и дайте их краткую характеристику

2. Назовите основные правила самозащиты. Какие средства нельзя употреблять для самозащиты?

3. Перечислите правила поведения населения при аварии на АЭС

Вариант 15.

1.Что общего и в чем различие в действиях при угрозе возникновения оползней, обвалов и лавин?

2.Какие правила безопасного поведения должны знать дети?

3.Перечислите причины и виды гидродинамических аварий. Назовите поражающие факторы гидродинамических аварий

Вариант 16.

1. Дайте классификацию лесных пожаров. Чем различаются верховые и низовые лесные пожары?

2. Какие правила следует соблюдать, чтобы уменьшить риск стать жертвой преступления?

3. Что вы понимаете под охраной природы? Какие принципы, направления лежат в ее основе?

Вариант 17.

1. Каковы характерные признаки поведения человека во время паники?

2. В каких формах осуществляется обеспечение по страхованию в

результате несчастного случая?

3. В чем проявляется антропогенное воздействие на гидросферу?

Вариант 18.

1. Что является причиной возникновения лесных пожаров? Какие способы используются для тушения лесных пожаров?

2. Как следует вести себя, если вы оказались в толпе? Какие виды толпы различают?

3. Что вы понимаете под охраной природы? Какие принципы, направления лежат в ее основе?

Вариант 19.

1. Что такое торфяные пожары? Как они возникают? Меры борьбы с торфяными пожарами?

2. Каковы характерные признаки поведения человека во время паники? Какие меры следует принять, чтобы обеспечить свою безопасность в толпе?

3. Как образуются кислотные осадки? Какое влияние они оказывают на живую природу?

Вариант 20. Прокофьев

1. Что общего и в чем различия между бурями, ураганами и смерчами? Какие меры следует заблаговременно принять для обеспечения безопасности при бурях, ураганах, смерчах?

2. С чем связано увеличение числа ЧС социального характера в городе?

3. В чем заключается сущность парникового эффекта? Каковы его последствия?

Вариант 21. Нарузов

1. В чем смысл сигнала «штормовое предупреждение»? Назовите действия, которые следует предпринять при получении сигнала «штормовое предупреждение»?

2. Что такое реанимация? Назовите показания к реанимации, порядок проведения и приемы реанимационных действий

3. Как образуются кислотные осадки? Какое влияние они оказывают на живую природу?

Вариант 22 Касимов

1. В чем состоят защитные действия при бурях, ураганах, смерчах?

2.Перечислите индивидуальные медицинские средства защиты, их состав и назначение

3. В чем проявляется антропогенное воздействие на гидросферу?

Вариант 23 Гасюк

1. Каковы основные признаки ЧС? Каковы сферы возникновения ЧС? Назовите виды катастроф

2. Приведите классификацию АХОВ по механизму поражающего действия

3. Назовите методы очистки сточных вод и последствия загрязнения гидросферы

Вариант 24 Попова

1. Каковы основные причины возникновения ЧС в России? Назовите пути снижения уровня аварийности в России.

2. Что такое острая лучевая болезнь? Перечислите степени тяжести и стадии течения

3. Перечислите критерии оценки качества окружающей среды

Вариант 25 Путкова

1. Дайте классификацию ЧС природного характера. При каких обстоятельствах складываются ЧС природного характера?

2. Назовите виды переломов, их классификацию и порядок оказания первой медицинской помощи.

3. Какое влияние оказывает радиация на состояние здоровья человека?

Вариант 26

1. Что такое землетрясение? Почему землетрясения занимают первое место по опасности среди ЧС природного характера?

2. Перечислите характеристики основных поражающих факторов при ЧС.

3. Что такое вибрация? Какие виды вибрации вы знаете? Какие изменения в организме человека вызывают различные виды вибрационной патологии?

Вариант 27 Миннибаев

1. Назовите основные правила поведения при землетрясении, если вы оказались на улице, в транспорте, в помещении, под обломками здания?

2. Что означает термин «ионизация»? Какие виды ионизации вы знаете?

3. Какое влияние оказывает шум на состояние здоровья человека?

Вариант 28 Потапов

1. Что такое радиоактивность? Назовите естественные источники радиоактивности

2. Существует ли абсолютно безопасная деятельность? Приведите аксиомы о потенциальной опасности технических систем.

3. Какими документами определяются требования к нормированию производственного освещения? Назовите эти требования

Вариант 29 Калинина

1. Что вы понимаете под охраной природы? Какие принципы, направления лежат в ее основе?

2. Перечислите основные виды искусственного освещения. Для чего предназначен каждый из них? Назовите основные требования к производственному освещению

3. В каких формах осуществляется обеспечение по страхованию в результате несчастного случая?

Вариант 30 Черданцева

1. Назовите глобальные экологические проблемы современности. Их особенности

2. Назовите гигиенические требования к нормированию параметров микроклимата производственных помещений. Чем определяются именно такие значения параметров микроклимата.

3. Какой федеральный закон определяет порядок возмещения вреда, полученного в процессе трудовой деятельности?

IX. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Стихийные бедствия. Их причины. Последствия для человека.

2. Аксиомы о потенциальной опасности технических систем. Миннибаев

3. Система человек – среда обитания.

4. Защита от природных воздействий.

5. Основные положения электробезопасности. Прокофьев

6. Поражения электрическим током. Механизмы действия электрического тока на человеческий организм. Потапов

7. Основные положения пожарной безопасности.

8. Обеспечение пожарной безопасности на предприятиях, в учебных заведениях. Организационные и нормативные положения Черданцева

9. Классификация, причины и механизмы развития пожаров

10. Организация службы безопасности жизнедеятельности на предприятии. Структура и регламентирующие документы Калинина

11. Травмы производственные и бытовые. Классификация. Первая помощь.

12. Первая помощь пострадавшим в природных и техногенных авариях и катастрофах

13. Раны. Классификация ран. Гасюк

14. Первая доврачебная помощь при ранениях.

15. Оказание первой помощи при пожарах. Попова

16. Классификация травм, получаемых при пожарах.

17. Обеспечение электробезопасности в офисах, учебных заведениях. Путкова

18. Поведение при стихийных бедствиях.

19. Рабочая среда. Комфортные условия работы в офисах, учебных заведениях. Федорущенко

20. Производственные опасности и защита от них.

21. Антропогенные опасности и защита от них.

22. Физиология труда. Рациональные условия трудовой деятельности. Касимов

23. Комфортные условия жизнедеятельности человека. Леушина

24. Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

25. Негативные факторы в системе «человек – среда обитания» и их воздействие на человека и среду обитания Мутагулина

26. Методы средства повышения безопасности технических систем и технологических процессов

27. Устройство систем и аппаратов очистки выбросов, очистки и нейтрализации жидких отходов. Очистка сточных вод. Чирухина

28. Загрязнение гидросферы и его влияние на человека. Нарузов

29. Загрязнение атмосферы и его влияние на человека Телькушова

30. Сбор, утилизация и захоронение твердых и жидких промышленных отходов Караулов

31. ЧС природного происхождения.

32. Характеристика поражающих факторов источников ЧС природного происхождения. Методика расчета возможных разрушений зданий и сооружений Меры по уменьшению масштабов последствий

33. Поражающие факторы ЧС военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия их применения.

34. Устойчивость функционирования объектов экономики.

35. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС Мероприятия по повышению защищенности персонала инженерно-технического комплекса.

36. Основные принципы и способы защиты населения в ЧС и их характеристика Сукоркин

37. Ликвидация последствий ЧС

38. Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД. Мерзлякова

39. Проблемы терроризма в современном обществе. Причины терроризма и борьба с ним. Куликова

40. Экономическая безопасность: ее составляющие и меры по укреплению.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ЧОУ ВО «Институт международных связей»

Факультет международных экономических отношений

РЕФЕРАТ

по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: «Классификация атмосферных процессов и защита при ураганах, бурях, смерчах, грозах»

Преподаватель:

Н.М. Карпова

Студент группы 231 МЭО,

заочная форма обучения:

И.П. Сидоров

Екатеринбург

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ЧОУ ВО «Институт международных связей»

Факультет международных экономических отношений

Контрольная работа

по курсу «Безопасность жизнедеятельности»

Преподаватель:

Н.М. Карпова

Студент группы 231 МЭО,

заочная форма обучения:

И.П. Сидоров

Екатеринбург

УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ

По курсу

“Безопасность жизнедеятельности ”

для студентов заочной формы обучения ИМС

Всех направлений

Екатеринбург

Учебный комплект обсужден на заседании кафедры естественнонаучных и математических дисциплин «16» января 2014 г., протокол № 3

Одобрен и рекомендован к изданию Учебно-методическим советом ИМС.

Составитель – Карпова Н.М., канд. техн. наук, доцент

© Институт Международных связей

Курс «Безопасность жизнедеятельности» в действующих Федеральных Государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования является обязательным для изучения на всех направлениях подготовки. В результате его изучения студенты формируют систему компетенций, необходимых для организации безопасной профессиональной деятельности на основе представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованием безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к деятельности в экстремальных ситуациях.

Освоение курса базируется на дисциплинах «Современная естественнонаучная картина мира», «Педагогика и психология», и других изучаемых на первом курсе, а также дисциплинах, изучаемых в средней школе или среднем специальном учебном заведении.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Программа дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» предназначена для подготовки специалистов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования.

ЦЕЛЬ –формирование современного представления о методах и средствах обеспечения безопасности производственной деятельности человека и охраны окружающей среды; навыков самостоятельной работы, необходимых для использования знаний в области безопасности при изучении специальных дисциплин и дальнейшей практической деятельности.

В процессе изучения дисциплины решается следующая ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА –вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

· создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного, техногенного и антропогенного происхождения;

· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

· принятия решений по защите производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их последствий.

II. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕННОСТИ

В результате изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» студенты должны:

-знать:

· теоретические основы БЖД в системе «человек - среда обитания»;

· правовые, нормативно-технические и организационные основы БЖД;

· основы физиологии человека и рациональные условия деятельности;

· анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

· правила пользования средствами первичного тушения пожара;

· правила оказания первой доврачебной помощи;

· идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов ЧС;

· средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов;

· методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в ЧС;

· методы прогнозирования ЧС.

- уметь:

· проводить контроль опасных и вредных факторов среды обитания;

· эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

· планировать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

· определять возможные вероятные ЧС;

· проводить контроль параметров и уровня негативных воздействий на их соответствие нормативным требованиям;

· эффективно применять средства первичного тушения пожара;

· оказывать первую доврачебную помощь;

· разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

· планировать и осуществлять мероприятия по повышению устойчивости производственных систем и объектов;

· планировать мероприятия по защите производственного персонала и населения в ЧС;

· при необходимости принимать участие в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС

-иметь опыт:

· проведения расчетов по оценке уровней опасных и вредных факторов среды обитания;

· в выборе необходимых средств защиты и безопасности.

III. МЕСТО КУРСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ

Традиционно высокий уровень образования в нашей стране (в том числе и в области естественных наук) в последние годы резко упал, что может привести к самым трагическим последствиям. Знакомство с математикой, физикой, химией и биологией намного шире, чем просто знания о конкретных явлениях или фактах. Эти науки учат думать и рассуждать, отличать правильное суждение от неправильного, а без таких навыков общество становится легко управляемым, поддается любому внушению. Развитие любознательности слушателей, способности к критическому осмыслению поступающей информации (особенно пара- и псевдонаучных фактов), овладение методами естественных наук позволит применить наработанные подходы к отдельным областям гуманитарных наук.

IV. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ВВЕДЕНИЕ

Человек и среда обитания. Причины возникновения учения о БЖД. Цели и содержание учения о БЖД

I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельностиТеоретические аспекты чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Силы и средства РСЧС. Предупреждение и ликвидация ЧС

Классификация производственных аварий и катастроф.

Наши рекомендации