Задачи для самостоятельного решения. 1)Найти интервалы возрастания, убывания функции и экстремумы
1)Найти интервалы возрастания, убывания функции и экстремумы
а) ; б)
; в)
.
2)Найти интервалы выпуклости, вогнутости и точки перегиба графика функции:
а) ; б)
; в)
.
3)Найти асимптоты графика функции:
а) ; б)
; в)
.
Ответы.
1) а) Функция возрастает при
, убывает при
;
— точка минимума.
б) Функция возрастает при
, убывает при
;
— точка минимума;
— точка разрыва.
в) Функция возрастает при
, убывает при
;
— точка максимума,
— точка минимума.
2) а) График функции выпуклый при
, вогнутый при
;
— точка перегиба.
б) График функции выпуклый при
, вогнутый при
;
— точки перегиба.
в) График функции выпуклый при
, вогнутый при
;
— точка перегиба.
3) а) ; б)
; в)
.
Занятие №12
Общая схема исследования функций и построения их графиков
План исследования функций и построения их графиков.
1)Найти область определения функции; указать точки разрыва;
2)Определить чётность (нечётность), периодичность функции;
3)Найти интервалы возрастания (убывания) функции и её экстремумы;
4)Найти интервалы выпуклости (вогнутости) и точки перегиба графика функции;
5)Найти асимптоты графика функции;
6)Найти точки пересечения графика с осями координат;
7)Построить график по результатам этого исследования.
Примеры.
I.Исследовать функцию и построить её график.
1) Область определения функции: ;
— точка разрыва 2-го рода;
2) функция не является ни чётной, ни нечётной (так как не выполняются равенства для всех
из области определения функции); функция не является периодической;
3) найдём .
Имеем: при
;
при
. Получаем следующее распределение знаков
, по которому мы определяем, на каких интервалах функция
возрастает, а на каких — убывает:
x | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | |
y' | — | + | ∞ | — | |
y | ![]() | точка минимума | ![]() | точка разрыва | ![]() |
Так как знак при переходе через точку
изменяется с «—» на «+», то в этой точке у функции минимум, причём
;
4)Найдём . Очевидно, что
при
. Поэтому точек перегиба нет, а график функции вогнутый всюду;
x | ![]() | ![]() | |
y’’ | + | ∞ | + |
y | ![]() | Точка раз-рыва | ![]() |
5)Найдём асимптоты графика. Прямая — вертикальная асимптота, так как
— точка разрыва 2-го рода. Ищем наклонные асимптоты вида
. Имеем:
;
.
Поэтому — наклонная асимптота при
.
6) Найдём точки пересечения графика с осями координат. Для этого в общем случае надо взять и найти соответствующее значение
. Затем взять
и найти соответствующее значение
. В данном случае получаем только одну такую точку:
.
7) Построить график функции по результатам этого исследования. Для этого сначала строим асимптоты (если они есть), и указываем опорные точки: экстремумы, точки перегиба, точки пересечения с осями координат.
![]() |
![]() |
1
Рис. 2
Замечание. График функции асимптоту не пересекает, так как уравнение не имеет решений.
II.Исследовать функцию и построить её график.
1) Область определения функции: ;
— точки разрыва 2-го рода;
2) Функция нечётная, т.е. ; функция не является периодической.
3) Найдём . Имеем:
при
;
при
. Получаем следующее распределение знаков
, по которому мы определяем, на каких интервалах функция
возрастает, а на каких — убывает.
x | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
y' | — | + | ∞ | + | + | ∞ | + | — | |||
![]() ![]() | т. мин. | т. разр. | ![]() | ![]() | т. разр. | ![]() | т. макс. | ![]() |
Так как знак при переходе аргумента
через точки
меняется, то в этих точках — экстремумы, причём
,
.
4) Найдём . Очевидно, что
при
;
при
. Получаем следующую расстановку знаков
, по которой мы определяем, на каких интервалах график функции
выпуклый, а на каких — вогнутый.
x | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() | ||
y’’ | + | ∞ | — | + | ∞ | — | ||
y | ![]() | т. разр. | ![]() | т. пере-гиба | ![]() | т.раз-рыва | ![]() | |
5) Найдём асимптоты графика. Прямые — вертикальные асимптоты, так как
— точки разрыва 2-го рода. Ищем наклонные асимптоты вида
. Имеем:
;
. Поэтому
— наклонная асимптота при
.
6) Найдём точки пересечения графика с осями координат. В данном случае получаем только одну такую точку .
7) Построим график по результатам этого исследования:
![]() |
4.5
-3
3
-4.5
Рис. 3
Перечень вариантов домашней контрольной работы по теме
«Исследование функций и построение их графиков»
1) а) ; б)
;
2) а) ; б)
;
3) а) ; б)
;
4) а) ; б)
;
5) а) ; б)
;
6) а) ; б)
;
7) а) ; б)
;
8) а) ; б)
;
9) а) ; б)
;
10) а) ; б)
;
11) а) ; б)
;
12) а) ; б)
;
13) а) ; б)
;
14) а) ; б)
;
15) а) ; б)
;
16) а) ; б)
;
17) а) ; б)
;
18) а) ; б)
;
19) а) ; б)
;
20) а) ; б)
;
21) а) ; б)
;
22) а) ; б)
;
23) а) ; б)
;
24) а) ; б)
;
25) а) ; б)
;
26) а) ; б)
;
27) а) ; б)
;
28) а) ; б)
;
29) а) ; б)
;
30) а) ; б)
;
31) а) ; б)
;
32) а) ; б)
;
33) а) ; б)
;
34) а) ; б)
;
35) а) ; б)
;
36) а) ; б)
;
37) а) ; б)
;
38) а) ; б)
;
39) а) ; б)
;
40) а) ; б)
;
Список литературы
1.Письменный Д. Т. Конспект лекций по высшей математике: полный курс. М.: Айрис-пресс. 2004.
2.Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике в 2-х частях, Ч. 1. М.: Айрис-пресс. 2004.
3.Письменный Д.Т. Конспект лекций по высшей математике в 2-х частях, Ч. 2. М.: Айрис-пресс.2004.
4.Сборник задач по высшей математике (с контрольными работами).1 курс. Линейная алгебра. Аналитическая геометрия. Основы математического анализа. Комплексные числа. / Лунгу К.Н. и др. М.: Айрис-пресс.2004.
Издание учебное