Язык как знаковая система структурирования деятельности
Анализ языка начинается с изучения его характеристик как средства общения между людьми. Общение это возможно с помощью какого-либо языка, его средствами.
Языковые средства - это некоторый способ членения окружающей нас действительности. Человек может увидеть в мире лишь то, что может быть выражено языком.
Освоение какого - либо языка в науке означает освоение особого членения изучаемой реальности. Языковая форма распознавания и выделения этой реальности в обыденной жизни кажется независимой от неё (от языковой формы). Это даёт нам право рассматривать язык как единство способов определённой структуризации действительности и способов выражения мысли о ней.
Действительность многообразна в смысле обсуждения проблем, объектов, и способы суждения о ней таковы же, поэтому наряду с естественными языками наука использует размытые специальные языки. Искусственные языки призваны расширять границы познаваемого. Вот, наверное, поэтому Гумбольдт позволил себе такое утверждение, что каждый язык есть своеобразное мировоззрение.
Разные языки (как естественные, так и искусственные) по - разному производят членение действительности. В естественных языках, например, бесконечные сущности никоим образом не дифференцируются (не различаются), а только противопоставляются конечным. В искусственных языках (теории множеств, например) -к этому несколько иной подход.
Классическая физика представляет мир как совокупность движущихся материальных тел, а отдельный язык в обыденной жизни воспринимает всё в виде игры физических стихий – воды, земли, воздуха и огня. В языке все отражения членения достигаются использованием человеком языковой системы. Характеристика языковой системы, как и всякой другой, осуществляется такими философскими категориями, как сущность и явление.
Напомним. Явление – внешняя сторона (происходящих событий, действий, процессов и т.д.), объективно существующая и доступная для наблюдения. Сущность – внутренняя закономерная сторона тех же процессов, познаваемая мышлением и связанная с главным ведущим событием (процессом) системы. Соответственно знаковая система, описывающая и характеризующая коренные стороны события, является сущностной. Таковой знаковой системой являются все супер-языки.
Конкретная знаковая система - это конкретный язык выражения сущности. В текстах не всегда понятно, о каких языках идёт речь: разговорном, письменном, обыденном или супер-языке. В этом случае и текст оказывается плохо организованным, малопонятным. Все эти недоговорённости снимаются, если считать все названные языки, относящимися к русскому или к какому - нибудь другому
определённому языку.
Разница этих частных сторон определённого языка (русского, английского, немецкого и др.) существует во всех их представлениях (устном, письменном, супер-языке в знаковых системах). Объединяет их способ членения действительности. В языках существует ещё одно членение: собственно язык и речь как отдельная составляющая языка.
Язык, речь, речевая деятельность
Среди лингвистов, конечно, имеются представители, которые противопоставляют язык речи, речевой деятельности, как понятий. Однако, среди большинства исследователей господствует следующее заключение: язык – это сущность, способом проявления которой является речь. Язык познаётся путём анализа, речь – путём восприятия и понимания (так представляет разницу между языком и речью языковед Т.П. Ломтев).
Письменная речь (графический язык) отображает воплощение звучания (фиксированная речь), а сама речь - воплощение передаваемой мысли. Отчуждение голоса и речи в письменной форме языка иссушает содержание. Так считали древние греки. В литературе считается, что классическая греческая литература не столько написана, сколько записана и нуждается в исполнении.
В естественных языках появилась сначала речевая деятельность, речь, а потом осознание необходимости её зафиксировать, после чего и появился письменный язык. Искусственные языки развивались в обратном порядке (например, в языках программирования): сначала появились письменные формы языка, и на их основе звуковые. Такая ситуация возникает при заимствовании слов из другого языка. При этом, при одинаковом написании некоторые из заимствованных слов читаются по- разному в разных естественных языках.
Такие вступительные заметки по поводу введения новых понятий языка, речи и супер-языка раскрывают различные стороны исключительно сложного явления, которое называют языком. В жизни человеческого общества язык выступает и как средство членения действительности, и как средство выражения мыслей (супер-язык), а воплощается в виде конкретных языков (форм выражения супер-языков). Эти формы реализуются в процессе общения в виде речи.
Речь – это последовательность единиц общения в их коммуникативном употреблении, взятых из языка в их звуковом оформлении в соответствии с правилами этого языка и требованием выражаемой информации.
В этом расширенном определении проводится мысль не только об определённом соответствии речи и точного содержания передаваемой информации, но и возможном смысловом отличии передаваемой информации. Связано это с тем, что иногда голосовые оттенки передаваемой информации остаются за чертой понимания воспринимающего эту информацию. Особенно это касается зафиксированного содержания письменным языком.
Таким образом, язык рассматривается как возможность передачи одного и того же разными звуковыми символами, а речь – это единственное воплощение (экземпляр) того же, высказанное в определённом состоянии в определённых обстоятельствах. С точки зрения теории множеств речь – просто одно множество, а язык - мультимножество.
В целом супер-язык (как средство членения действительности и выражения мысли) воплощается в идее конкретных языков, представляющих собой различные формы супер-языков. Формы эти реализуются в процессе общения в виде речи. Академик Щерба Л.В. всю речевую деятельность представил в виде отдельного звена в языке, сформулировав такое определение её: речевая деятельность - совокупность говорения, восприятия, слушания, понимания.
Процесс говорения имеет сложную операционную структуру. Он является внешним процессом, отражающим действия сложения смыслов, в результате которого формируется не сумма смыслов, а новый интегрированный смысл. Смысл (содержание) речи, хотя и формируется на основании прослушивания в особом звучании, т.е. в речи, понимается в зависимости от ситуации, а не в прямой связи с голосового содержания. Другими словами, изменчивость и подвижность мысли в языке гораздо больше изменчивости звуков. Сказанное относится и к письменной речи.
Иерархия в языке
Строение языка понимается через основные понятия – композиции и интерпретации (корреляции). Правила, по которым выполняются композиции (словосочетания и знаки препинания, сложные предложения из простых с соответствующей композицией и прочее), образуют процедурную систему языка. Интерпретация соотносит с языковыми элементами их значения. Всё вместе взятое во много раз увеличивает выразительные свойства языка.
Алфавит с его ограниченным количеством знаков обеспечивает построение практически неограниченное количество разных слов так же, как это имеет место с образованием бесконечного ряда натуральных чисел путём колебания нескольких цифр. Описанное свойство относится к действию процедурной системы языка. Она разбивает язык на множество уровней. Каждый из уровней описывается определёнными языковыми правилами и изучается определённой областью лингвистики. Звуки конкретного языка описываются фонологией, а формы слов, способы порождения словосочетаний, простых и сложных предложений – грамматикой. Процедурная система состоит тоже из определённых составляющих подсистем, являющихся механизмами порождения языка. Таких уровней насчитывается в рассматриваемой подсистеме шесть. Членение в этой системе пожжет производиться и в зависимости от звуковой, либо содержательной структуры.
Второе членение связано с интерпретацией. Модель такого членения представляется в двух планах: выражения, соответствующие философским категориям формы и содержания. В выражениях звукового вида каждому супер - языку противопоставляется язык с конкретными знаковыми системами. В выражениях речевого вида конкретным языкам противопоставляются их коммуникативные реализации в виде речи. Вот почему содержание написанного и сказанного определяется на разных языках по - разному. Это происходит в зависимости от сформировавшихся в процессе обучения языку отношений между любым отдельным усвоенным выражением и его сущностью. Наличие этих отношений позволяет языковому выражению функционировать в качестве отвечающего ему содержания. Примером для усвоения смысла предыдущего абзаца может быть отношение между словами «кот» в русском языке и «кэт» в английском. Эти отношения учитываются носителями названных языков в устной, да и в письменной форме. В русской речи при формировании смысла написанного, да и сказанного, больше определённости, чем в английской. Поэтому в английской речи требуется смысл звучания названного слова вычленить из неоднозначности его звучания конкретизацией обсуждаемого объекта.
Семантика языка
В примере предыдущего раздела было указано на возможность неоднозначного толкования написанного и прочитанного, вызванного многозначностью использованного слова, означающего разные объекты. Такие ситуации изучаются такой областью науки, которая называется семантикой. Одновременно это слово обозначает содержание языковых выражений.
Для выявления содержания некоторых форм языка, являющихся объектным языком, используются языки интерпретации. Семантика с её способами хорошо описывает ситуации, связанные с пониманием, изучением и использованием естественных языков.
Демонстрация предметов, обозначающих названное слово, это предметный язык. Конечно, такой способ обучения относится к языку интерпретации. При более глубоком изучении языка предметным языком уже выступает понятийный.
При изучении письменного языка (обучении чтению) в качестве естественного выступает он же, а в качестве интерпретатора соответствующий ему звуковой. Обратная ситуация складывается при обучении письму. В этом случае звукам сопоставляются буквы, а словам звукового языка – слова письменного языка. Из этого следует, что мы получаем перевёрнутую картину: процесс шифрования звукового языка письменным вместо процесса распознавания текстов в звуковом выражении. Такие противопоставления называются инверсиями.
Современная наука знает пока очень мало об инверсионных процессах языка и их особенностях протекания. Для описания этих процессов подходит модель чёрного ящика. Такая модель, впервые введённая в кибернетике, рассматривает сложную систему только с точки зрения взаимосвязи её входов и выходов, отвлекаясь от внутренних процессов и механизмов преобразования входных сигналов в выходные, практически неизвестных нам.
Когда движение происходит от мысли к её языковому выражению, то возникает понятие (концептуальное представление) в сознании человека, которое потом выражается с помощью слов того или иного языка. Прочитанное слово и знание свойств обозначаемого им предмета позволяет читателю получить представление об этом предмете, которое и станет в его сознании концептуальным представлением используемого термина.
Аналогичные явления происходят при изучении иностранных языков, при переводах с одного языка на другой, пересказах содержания книг, статей.
Здесь мы рассмотрели инверсионные процессы практически на первом уровне сложности. Язык это сложная многоуровневая система. На каждом уровне возникает своя семантика. Изучение семантик и их использование может служить основой для классификации языков. В частности, на основании того, какой тип соответствия реально устанавливается между элементами алфавита письменного языка и выражениями звукового языка, делается возможной классификация супер-языков.
Типы супер-языков
1. Фонографические языки. Запись произнесенного слова, состоящего из последовательности звуков, состоит в последовательности написания символов, каждый из которых восстанавливается по его имени – звуку. Отсюда и название этих языков. К ним относится русский, английский и др. Символы такого языка называются буквами.
2. Силлабические языки (слоговые). Символам алфавита сопоставляются слоги ( пример – язык индийской народности джангари).
3. Логографические языки. Символы алфавита в таких языках являются отдельные слова (иероглифы). Примером супер-языка такого типа является китайский язык .
4. Фразеологические языки. Символы языка обозначают целые фразы без чёткого разделения на составные части. Другое название таких языков – пиктографические. Такой тип супер-языка предшествует в истории письменности всем остальным типам супер-языков.
Однако, в истории письменности были и знаки, для понимания которых было несущественно их произношение. Они передавали с помощью рисунков понятия конкретных и отвлечённых предметов, а также чувственно воспринимаемых и отвлечённых действий без учёта произношений. Такие знания назывались идеограммами. Много таких знаков в языке современной науки: в физике ими являются диаграммы Фейнмана, изображающие процессы взаимодействия элементарных частиц; в математике – символы интегрирования, дифференцирования и т.п.
В египетском письме существовали так называемые детерминанты, «немые» указатели, с помощью которых различались по смыслу одинаково звучащие слова. Аналоги детерминативам в современных языках – это курсивы, разрядка, рукописные шрифты и т.п.