Тема: Природа, сущность и функции языка. Язык и речь. Язык как знаковая система

Цели и задачи курса

Курс «Теория языка является базовым в освоении лингвистических дисциплин на филологическом факультете.

Цели и задачи курса

Цель курса «Теория языка» в целом - сформировать профессиональное лингвистическое мышление, то есть развить у студентов умение осмыслить язык не только как явление действительности, но и как сферу профессиональной деятельности, и выработать навыки критического осмысления и анализа научных теорий.

Задачи курса вытекают из поставленной цели и сводятся к следующему:

1. ознакомить с основными понятиями лингвистики и через них - с современными научными представлениями об устройстве и функционировании языка;

2. ознакомить с содержанием наиболее значимых трудов ведущих отечественных и зарубежных лингвистов;

3. сформировать представление о множественности научных парадигм в современной лингвистике, возможностях подхода к описанию языка с разных точек зрения и разными методами;

4. научить соотносить и систематизировать полученные знания и пополнять систему знаний в ходе дальнейшего образования;

5. развить умение наблюдать за языковыми фактами, анализировать материал различных языков и иллюстрировать теоретические понятия и положения языковым материалом.

В результате освоения курса студент филолог должен получить представление о языке как объективно существующем феномене, получить представление об актуальных лингвистических концепциях, приобрести навыки решения лингвистических проблем.

Планы практических занятий имеют следующую структуру: 1) теоретические вопросы по конкретной проблеме, 2) практические задания. К плану каждого практического занятия прилагается список рекомендуемой для подготовки литературы. Тексты, отмеченные знаком *, должны быть обязательно законспектированы. Таким образом, при подготовке к занятию каждый студент работает над тремя типами заданий:

- чтение учебной литературы и ее конспектирование, чтение текстов лекций по теме семинара;

- поиск ответов на проблемные вопросы по каждой теме, сформулированные в плане занятия;

- письменное выполнение заданий и упражнений.

Оценка на занятии складывается из учета качества выполнения студентом всех типов заданий.

Работа по курсу «Теория языка» строится по блочной системе: изучение каждого блока тем завершается итоговой контрольной работой. Выполняя контрольные работы по каждой теме, студент получает определенное количество баллов. Максимальная сумма баллов по каждой из работ и отсутствие пропусков семинарских занятий являются допуском к экзамену.

Обязательная литература

Баранникова Л.И. Введение в языкознание. - Саратов, 1973.

Вендина Т.И. Введение в языкознание. - М., 2001.

Гируцкий А.А. Введение в языкознание. - Минск, 2001.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1977.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. - М., 1979.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов вузов.- М., 2004.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. - М., 1975.

Поливанов Е.Д. Введение в языкознание. - М.: УРСС: КомКнига, 2006.

Реформатский А.А. Введение в языковедение. - М., любое издание.

Рождественский Ю.В. Введение в языкознание: Учебное пособие для студентов [филологических факультетов] вузов / под ред. А. А. Волкова. - М., 2005.

Сусов И.П. Введение в языкознание: учебник для студентов лингвистических и филологических специальностей. - М., 2007 .

Широков О.С. Введение в языкознание: учебное пособие. - М., 1985.

Дополнительная литература

Блумфилд Л. Язык. М.,1968

Введение в языковедение: Хрестоматия / Сост. А.В.Блинов и др. - М.: Аспект Пресс, 2000.
Введение в языкознание: Хрестоматия / Сост. Норман Б.Ю, Павленко Н. А. Минск, 1984.
Винокур Г.О. Заметки по русскому словообразованию // Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. М., 1959.

Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. М., 2000 (или любое другое издание).

Карцевский С.О. Об асимметричном дуализме лингвистического знака // Звегинцев В. А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М.: Просвещение, 1965.

Кобозева И. М. Лингвистическая семантика. М.: Эдиториал УРСС, 2000.
Кронгауз М.А. Семантика. М., 2001.

Кочергина В.А. Введение в языкознание: Основы фонетики и фонологии. Грамматика: Учеб. Пособие. - М., 2004.

Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: Курс лекций. М.: Academia, 2004.

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 2000

Панов М.В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики // Соссюр, Ф. де Труды по языкознанию. М., 1977.

Хрестоматия по курсу «Введение в языкознание» для студентов филологических факультетов. М.: Филологический факультет МГУ, «Филология»,1998.

Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Справочная литература

Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов, М.: Советская энциклопедия, 1966 (или любое другое издание).

Брусенская Л.А., Гаврилова Г.Ф., Малычева Н.В. Учебный словарь лингвистических терминов. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Лебедева Н.Б. Введение в языкознание в терминах и схемах: методическое пособие. - Барнаул, 2002 .

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов, М.: Просвещение, 1976 (или любое другое издание).

Русский язык: Энциклопедия. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Дрофа, 1997.

Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) (Сост. М.В. Панов). М., 1984.

Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998. или Предыдущее издание: Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Планы практических занятий

Практическое занятие № 1

Тема: Природа, сущность и функции языка. Язык и речь. Язык как знаковая система

Теоретические вопросы

1. Природа и сущность языка. Современные представления о природе языка.

2. Функции языка

3. Концепция Фердинанда де Соссюра. Язык и речь как две стороны речевой деятельности. Основные параметры описания языка и речи (понятие системы, ассоциативные и синтагматические отношения, значение и значимость).

4. Семиотика как наука о знаках и знаковых системах (основные понятия: семиотика, знак, знаковая ситуация, знаковая система, семантика, синтактика, прагматика).

5. Основные концепции знака. Типы знаков. Виды знаковых систем.

6. Лингвосемиотика. Язык как знаковая система. Языковой знак. Виды языковых знаков. Свойства языковых знаков.

Литература

Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973.

*Блумфилд Л. Язык. М.,1968. Гл. 2. «Использование языка».

Вендина Т.И. Введение в языкознание. М., 2001.

*Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М., «Прогресс», 1984 (или любое другое издание). // Гл. «Природа и свойства языка вообще».

Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Минск, 2001.

Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1977.

Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. Статьи: Язык, Речь, Парадигматика, Синтагматика.

Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1975

Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика. М.: Аспект Пресс, 2000. Гл. «Коммуникативная деятельность человека. Функции языка и речи», гл. «Язык и культура»

Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., любое издание.

Соссюр Ф. де «Труды по языкознанию» М., «Прогресс» 1977 // Курс общей лингвистики.

*Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974.

Практические задания

1. Определите, какие функции языка реализуются в следующих высказываниях:

Барнаул (вывеска на железнодорожной станции);

Здравствуйте, меня зовут Сергей Александрович;

Равносторонний прямоугольник называется квадратом;

По-русски это тоже называется “принтер”;

Чтоб ты провалился, пьянчуга проклятый!

Золотою лягушкой луна Распласталась на тихой воде (С.Есенин);

-А мама твоя как? - Спасибо. (В.Токарева «Все нормально, все хорошо»)

2. Опишите синтагматические отношения. Вставьте на место пропусков единицы языка:

Въехавший во двор грузовик едва не задел … привезенных накануне досок.

Петр был очень музыкален. Его совершенный …, позволявший ему улавливать тончайшие нюансы звука, поражал всех.

3. Переведите на русский язык следующий текст:

Сяпала калуша с калушатами по напушке и увазила бутявку (Л. Петрушевская).

4. Можно ли считать знаками следующие предметы: а) денежные купюры; б) номерок за сдаваемую в гардероб верхнюю одежду; в) кольцо на пальце; г) авторучку в нагрудном кармане пиджака; д) цветок на окне? Проиллюстрируйте данными примерами основные свойства знака.

5. Прочтите отрывок из сказки Г.Остера «Котенок по имени Гав».

- Я придумал секретный язык, - сказал щенок.

- А зачем секретный?

- Чтоб мы могли разговаривать, и никто нас не понимал... Кука маркука балям барабука!- сказал щенок.

- Очень секретно, - похвалил Гав, - ничего не понятно.

- А теперь, - сказал щенок, - давай я тебе на ушко скажу, что значит «кука маркука».

- Не надо! – сказал Гав. – Не говори.

- Почему не надо? – удивился щенок.

- Потому что секретно! – сказал котёнок Гав. – И пусть будет секретно. Пусть никому никогда ничего не будет понятно. Даже мне. Тогда у нас будет настоящий совершенно секретный язык.

Прав ли котенок? Можно ли считать такой «язык» настоящим? Какие свойства языкового знака нарушены в «секретном языке» щенка?

6. Какая разница между словами петух и кукареку, кошка и мяу, гавкать и лаять с точки зрения отношения между планом выражения и планом содержания?

7. Какое свойство языкового знака видно из сопоставления слов: рус. черный, англ. black, нем. schwarz, фр. noir?

8. Ниже приводится ряд жаргонных слов. Проиллюстрируйте на их примере процессы изменения по отношению друг к другу плана выражения и плана содержания слова. Какие языковые явления можно наблюдать в результате данных процессов?

Мыло, крутой, фанера, тачка, штука, мерин, зеленые.

Практическое занятие № 2

Наши рекомендации