I. Организационный момент. 1. Д о г а д а й т е с ь, по какому правилу составлены тройки чисел
II. Устный счет.
1. Д о г а д а й т е с ь, по какому правилу составлены тройки чисел, вставьте число в «окошко».
2. С р а в н и т е числа:
387 … 378
504 … 540
931 … 913
741 … 714
На сколько можно увеличить каждое число, чтобы в нем изменилась только цифра, обозначающая единицы, а цифры, обозначающие десятки и сотни, не изменялись? Запишите верные равенства.
3. З а д а ч а.
Для укрепления склонов оврага нужно посадить 900 саженцев деревьев. Уже посадили 300 саженцев клена и 200 саженцев дуба. Объясните, что обозначают выражения:
300 + 200
900 – (300 + 200)
900 – 300
900 – 300 – 200
4. Какие арифметические действия могут выполняться в указанном порядке?
3 1 2 ... ... ... | 3 1 2 ... ... ( ... ) |
2 3 1 ... ... ... | 2 1 3 ... ( ... ) ... |
III. Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
– Прочитайте выражения, записанные на доске:
– Какие трудности у вас возникли?
– Сегодня мы узнаем, что обозначают математические записи вида 200 х.
IV. Работа по теме урока.
1. В ы п о л н е н и е задания № 311.
– Сравните уравнения в пункте 1. Чем они похожи?
– Назовите основное различие этих уравнений.
– Как вы думаете, это разные записи одного уравнения?
– Какая из этих записей вам нравится больше?
9 х = 729
– В математических записях, в которых произведение содержит числовые и буквенные множители, договорились числовой множитель записывать первым, а знак умножения пропускать.
– Решите данное уравнение.
9 х = 729
х = 729 : 9
х = 81
– Какие знания помогли вам выполнить это задание? (Правило нахождения неизвестного множителя, алгоритм деления трехзначного числа на однозначное.)
– Измените записи первых двух уравнений в соответствии с договоренностью и решите их. (6а = 324; 8у = 448.)
2. Ф р о н т а л ь н а я р а б о т а.
– Прочитайте задачу: «Три человека собрали вместе 187 кг ягод шиповника. Первый и второй собрали 130 кг, первый – 72 кг. Сколько килограммов ягод собрал второй сборщик?».
– Что известно в задаче? Что требуется найти?
– Выполните схему к данной задаче.
– Решите эту задачу.
Р е ш е н и е: 130 – 72 = 58 (кг) – собрал второй.
– Что вы можете сказать об этой задаче? (Это задача с лишними данными.)
– Измените условие задачи так, чтобы в нем были только нужные для решения данные. (Два человека собрали вместе 130 кг ягод шиповника, первый собрал – 72 кг. Сколько килограммов шиповника собрал второй сборщик?)
– Какие данные в условии будут лишними, если поставить вопрос: «Сколько килограммов шиповника собрал третий сборщик?» (Лишнее данное: «Первый собрал 72 кг».)
– Составьте и решите задачу с этим вопросом. (Три человека собрали вместе 187 кг ягод шиповника. Первый и второй собрали 130 кг. Сколько килограммов шиповника собрал третий сборщик?)
Р е ш е н и е: 187 – 130 = 57 (кг) – собрал третий.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а