Технологическая карта дисциплины
Наименование дисциплины/курса | Уровень/ступень образования (бакалавриат, | Статус дисциплины в рабочем учебном плане | Количество зачетных единиц/кредитов |
Современный русский язык, ч.1. Фонетика | Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование», бакалавр, профиль подготовки «Русский язык и Литература» | Профессиональный цикл, вариативная часть (Б.3.2.3.) | 5 зачетных единиц, общая трудоемкость 180 ч.: Лекций – 36 ч., Практических – 42 ч., Сам. работа – 60 ч. Экзамен – 36 ч. Консультации – 6 ч. |
Смежные дисциплины по учебному плану | |||
Предшествующие: Современный русский язык, ч.1. Лексика | |||
Последующие: Современный русский язык, ч.2. Морфология | |||
Вид промежуточной аттестации: экзамен (4 сем.) |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО ЧАСТИ КУРСА
СЕМЕСТР
ОСНОВНОЙ МОДУЛЬ (5 з.е.= 180 ч: лекции - 36 ч., пр.зан. - 42 ч., с. р. – 60 ч., конс. - 6 ч., экзамен) | 60 % | |||
Проектируемый результат: знаниетеоретических основ фонетической и фонологической систем современного русского литературного языка, необходимых для выработки произносительных и орфографических умений и навыков; умениеанализировать сегментные и суперсегментные языковые единицы; владениенавыками анализа сегментных и суперсегментных единиц фонетической системы современного русского литературного языка | ||||
Контрольная точка 1 ( до _15 апреля 2012 г.) (4 з.е.= 102 ч: лекции - 28 ч., практ.зан. - 30 ч., самост. работа - 40 ч., конс. 4ч. ) | Весовой коэффициент 50 % | |||
Формирование компетенций ОК-1,7 ПК-5 СК-1,2,3,5 и знаний, умений и навыков | Форма контроля | |||
Акустико-артикуляционный аспект изучения звуковых единиц: 1. Предмет фонетики. Задачи фонетики как раздела языкознания. Иметь представление о фонетической системе языка, ее единицах, вычленять аспекты изучения фонетики, знать их особенности и методы изучения. 2. Принципы артикуляционной и акустической характеристики звуков. Знать устройство речевого аппарата человека и специфику русской артикуляционной базы. Отработать практические навыки описания работы органов речи по производству различных звуков. Выучить артикуляционную классификацию гласных и согласных звуков. Усвоить разницу подачи фонетического материала артикуляционной и акустической классификации звуков. 3. Фонетическая транскрипция. Знать основные принципы транскрибирования и уметь применять их на практике. | Аннотация на аудиолекцию Л.В.Бондарко «Значение звуковой стороны языка в современной коммуникации». Конспект «Методы исследования звуковой стороны языка». Конспект «Спорные вопросы при характеристике согласных звуков по способу образования». Конспект «Принципы акустической классификации звуков». Зачет по артикуляционной характеристике звуков. Самостоятельная работа: фонетическое транскрибирование текста, артикуляционная характеристика звуков в словах; описание работы речевого аппарата при произнесении гласных и согласных звуков. | 30 % | ||
Характеристика суперсегментных единиц. 1. Слог и слогораздел в русском языке. Усвоить понятия слога как минимальной произносительной единице. Изучить суть споров между сторонниками различных теорий слога: :вокалической, экспираторной, теорией мускульного напряжения и др., соотносить слогоделение и перенос слова. Уметь членить слово на слоги и для переноса. 2. Ударение. Знать особенности русского словесного ударения, виды словесного и несловесного ударения, их особенности. Уметь делить текст на единицы, обусловленные функциями ударения. 3. Интонация. Знать суть понятий «интонация», «интонационная конструкция». Уметь вычленять их в речи. Владеть навыками интонационного анализ текста. | Самостоятельная работа: разделить слова на слоги и для переноса; определить типы слогов, обосновать слогоделение с учетом основных законов: Закона восходящей звучности и Закона открытого слога. Аннотация на аудиолекцию Л.В.Бондарко «Особенности русского словесного ударения». Самостоятельная работа: разделить текст на единицы, обусловленные ударением, произвести анализ интонационной структуры текста | 30 % | ||
Функциональный аспект изучения звуковых единиц 1.Фонологическая система языка. Чередование фонем. Осмыслить содержание понятий «фонема», «чередование» с точки зрения синхронии и диахронии. Уметь проследить изменение дифференциальных признаков фонемы при различных видах чередований. Усвоить понятия «параллельные и перекрещивающиеся», «позиционные и комбинаторные» чередования. Знать сильные и слабые сигнификативные и перцептивные позиции гласных и согласных фонем. Знать фонетические законы русского языка. Овладеть навыками построения фонологической транскрипции, характеризовать позицию любого звука речевого потока и выявлять фонетические законы, приводящие к определенному типу чередований. 2. Фонологические школы, их взгляд на фонему. Знать основные теоретические положения МФШ и СПб ФШ., их взгляды на фонемный состав языка, слова и т.д. | Терминологический диктант. Аннотация на аудиолекцию Л.В. Бондарко «Особенности фонологической системы русского языка». Самостоятельная работа: фонологический анализ слова, выделение сильных и слабых позиций фонем в слове, определение дифференциальных признаков фонемы. Самостоятельная работа: нахождение в тексте позиционных и комбинаторных чередований, выявление законов, их обусловливающих. Коллоквиум «Фонологические концепции». | 30 % | ||
Орфоэпическая система русского языка Знать основные особенности развития русской произносительной системы. Показать динамику произносительной нормы, диалектику ее стабильности и изменчивости. Усвоить орфоэпический минимум. Научиться пользоваться справочной литературой. Владеть нывыками орфоэпического анализа слова, текста. Умение участвовать в научной дискуссии по теме, отстаивать сою точку зрения, владении приемами аргументации. Формировать научный стиль общения. | Самостоятельная работа: орфоэпический анализ слова, текста. Выявление слов в тексте, допускающих произносительные и акцентологические литературные варианты. Тестирование. Научная дискуссия на тему «Феномен языковой нормы». | 10 % | ||
Итоговый % за 1 контрольную точку. На положительную оценку min 50%, max 100% | ||||
Контрольная точка 2 ( до 6 июня 2012 г.) (_1 з.е.= 42ч: лекции - 8 ч., практ.зан. - 12 ч., самост. работа - 20 ч., конс. – 2ч, ) | Весовой коэффициент 50 % | |||
Формирование компетенций ОК-1,7 ПК-5 СК-1,2,3,5 и знаний, умений и навыков | Форма контроля | |||
Графические средства языка.Графические средства языка: разделы, принципы. Изучить принципы русской орфографии, знать алфавит, графическое значение букв, проявления слогового принципа русской графики и его нарушения. Уметь производить фонетико-графический анализ слова по вузовской и школьной схемам. Владеть навыками фонетико-графического анализа слова. | Самостоятельная работа: фонетико-графический анализ слова, школьный фонетический разбор. Конспект «Школьный фонетический разбор в разных учебниках». Разработка фрагмента урока по графике. | 30 % | ||
Орфография: разделы, принципы, типы написаний. Знать принципы русской орфографии, разделы. Типы написаний, типы орфограмм. Уметь производить орфографический анализ слова. Находить в тексте написания, соответствующие различным принципам орфографии. Владеть навыком орфографического анализа слова. | Конспект «Из истории русской графики и орфографии. Реформы орфографии». Самостоятельная работа: орфографический анализ слова, нахождение в тексте слов, написание которых соответствует разным принципам орфографии | 30 % | ||
Контрольная работа: Фонетический анализ текста. Фонетическое транскрибирование, нахождение позиционных чередований, слогоделение, фонологическая транскрипция, фонетико-графический анализ слова | 40 % | |||
Итоговый % за 1 и 2 контрольные точки | ||||
Надбавка (активность на практических занятиях, подготовка презентаций | __% | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МОДУЛЬ (экзамен 36 ч) | 40 % | |||
Экзамен | ||||
Итого: | ||||
Рейтинг | ||||
Оценка по рейтингу | ||||
Каждый вид работы (или контрольная точка) оценивается по 100-балльной шкале.
100-балльная система оценивания переводится в 5-ти балльную шкалу в соответствии с «Положением о рейтинговом оценивании студентов»:
Менее 50 баллов – оценка «2»
С 50 до 65 баллов – оценка «3»
С 65 до 83 баллов – оценка «4»
С 83 до 100 баллов – оценка «5»