Технологическая карта дисциплины

    Утверждено на заседании кафедры менеджмента и экономики труда «___» _______________ 2013 Протокол № ____ Зав. кафедрой _______Н.В. Аксёнова
     
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
       
Наименование дисциплины Уровень образования Статус дисциплины в РУП Кол-во зачётных единиц
Инновационный менеджмент 080200.62 «Менеджмент» Профессиональный цикл 4 з.е. (144 ч.)
       
         

*Студент получает технологическую карту в начале изучения учебной дисциплины. Возможно предоставление технологической карты по семестрам.

Инновационный менеджмент
 
                 
№ п/п Тема Общ. кол-во часов / кред-ов Лекции Практ. Лабор. Конс. Спец. сам. раб. СРС
1.1 Нововведения как объект инновационного менеджмента - - - -
1.2 Возникновение, становление и организация инновационного менеджмента Практическое задание - - - -
2.1 Разработка и реализация инновационного проекта Практическое задание - - -
2.2 Создание благоприятных условий нововведений Практическое задание - - - -
2.3 Формы инновационного менеджмента - - - -
2.4 Инновационный менеджмент и стратегическое управление -      
  Экзамен - - - - -
Итого за модуль - - -
  Часов
Кредитов
   
  ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ
Проектируемые результаты: знание сущности инновации, истории возникновения и становления инновационного менеджмента, классификации инноваций, сущности продуктовой инновации, технологической инновации, управления инновационным проектом, форм государственной поддержи инновационной деятельности, показателей оценки эффективности инноваций, основных методов стимулирования инновационной деятельности, внешних и внутренних факторов потенциального сопротивления инновациям, методов нейтрализации сопротивления инновациям, инновационной стратегии организации, связи между стратегией развития организации и инновационной стратегией организации, видов инновационной стратегии, методов выбора инновационной стратегии.
Ожидаемый результат / Формируемые компетенции Задания по проверке качества знаний Вид занятия Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов
Научное понимание терминов: понятие инновации, стимулирования история возникновения и становления инновационного менеджмента, классификация инноваций, понятие продуктовой инновации, понятие технологической инновации, основы управления инновационным проектом, формы государственной поддержи инновационной деятельности, показатели оценки эффективности инноваций, основные методы инновационной деятельности, внешние и внутренние факторы потенциального сопротивления инновациям, методы нейтрализации сопротивления инновациям, понятие инновационной стратегии организации, связь между стратегией развития организации и инновационной стратегией организации, виды инновационной стратегии, методы выбора инновационной стратегии / ПК-9, ПК-17, ПК-21 Подготовка мультимедий-ных презен-таций по те-мам курса Внеаудитор-ное
Научное понимание сущности инновации, истории возникновения и становления инновационного менеджмента, классификации инноваций, продуктовой инновации, технологической инновации, управления инновационным проектом, форм государственной поддержи инновационной деятельности, показателей оценки эффективности инноваций, основных методов стимулирования инновационной деятельности, внешних и внутренних факторов потенциального сопротивления инновациям, методов нейтрализации сопротивления инновациям, инновационной стратегии организации, связи между стратегией развития организации и инновационной стратегией организации, видов инновационной стратегии, методов выбора инновационной стратегии / ПК-9, ПК-17, ПК-21 Экзамен Аудиторное


ПРАКТИЧЕСКОЕ И ОПЕРАТИВНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ  
Проектируемые результаты: уметь оценить историю возникновения и становления инновационного менеджмента, классифицировать инновации, участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций, использовать формы государственной поддержи инновационной деятельности, оценивать эффективность инноваций, применять методы стимулирования инновационной деятельности, оценивать внешние и внутренние факторы потенциального сопротивления инновациям, использовать методы нейтрализации сопротивления инновациям, охарактеризовать связь между стратегией развития организации и инновационной стратегией, оценивать виды инновационной стратегии, применять методы выбора инновационной стратегии.  
Ожидаемый результат / Формируемые компетенции Задания по проверке качества знаний Вид занятия Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов  
Умение оценить историю возникновения и становления инновационного менеджмента / ПК-21 Практическое задание Возникновение, становление и организация инновационного менеджмента Аудиторное Внеаудиторное  
Умение оценивать эффективность инноваций / ПК-21 Практическое задание Разработка и реализация инновационного проекта Аудиторное Внеаудиторное  
Умение использовать формы государственной поддержи инновационной деятельности / ПК-21 Практическое задание Создание благоприятных условий нововведений Аудиторное Внеаудиторное  
Экзамен
Проводится в письменной форме в виде подробного изложения двух теоретических вопросов объемом 1-1,5 страницы текста.
  Модуль 1       Составляющие итоговой оценки  
Средне-ариф. балл тек. атт. Экза-мен Сумма
  Котроль-ная работа Посеще-ние заня-тий Подготовка мульти-медий-ных презентаций по темам курса Возникновение, становление и организация инновационного менедж-мента   Разработка и реализа-ция иннова-ционного проекта   Создание благоприятных условий нововве-дений     Итог        
Мин.      
Мин (после 0)              
Мак      
                               
Примечание:    
1. Баллы за выполненные работы начисляются только при условии их выполнения в установленные преподавателем сроки.
2. Работы, представленные после установленных сроков, оцениваются минимальным баллом, следующим после 0. 3. Среднеарифметический балл не превышает 100.
4. Баллы за зачет входят в общий рейтинг студента. 5. Баллы, накопленные в период текущей аттестации, и экзамен суммируются. Максимальное количество баллов: 100. Минимальное количество баллов: 56. Шкала перевода накопленных баллов: 0 – 55 – «незачет» 56 – 100 – «зачет».

Приложение № 2

План практических занятий

Занятие №1. Возникновение, становление и организация инновационного менеджмента.

Практическое задание

Ученые, изучающие проблемы социально-экономического развития стран, пришли к выводу, что развитие происходит волнообразно, в соответствии с теорией длинных волн Н. Кондратьева. Согласно данной теории научно-техническая революция развивается волнообразно с циклами протяженностью примерно 50 лет. Известно 5 технологических укладов (волн).

Задание 1. Опишите в хронологической последовательности технологические уклады (волны), характеристики которых приведены ниже.

………. волна сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики с использованием нефти и нефтепродуктов, газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, различных видов вооружения, товаров народного потребления. Появились и широко распространились компьютеры и программные продукты для них, радары. Атом используется в военных целях и затем в мирных целях. Организовано массовое производство на основе фордовской конвейерной технологии. Появились транснациональные и межнациональные компании, которые осуществляли прямые инвестиции на рынках различных стран.

………. волна связана с развитием железнодорожного транспорта и механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

……… волна сформировала технологический уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды.

……… волна опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, материалов, освоения космического пространства, спутниковой связи. Происходит переход от разрозненных фирм к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью на основе Интернета, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инноваций, организации поставок по принципу «точно в срок».

…….. волна базируется на использовании в промышленном производстве электрической энергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии. Были внедрены радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы. Появились крупные фирмы, картели, тресты.

Первая волна (1785-1835 г.г.)

Вторая волна (1830-1890 г.г.)

Третья волна (1880-1940 г.г.)

Четвертая волна (1930-1990 г.г.)

Пятая волна (1985-2035 г.г.)

Продолжительность некоторых волн больше 50 лет в связи с совпадением периода спада волны с периодом роста новой волны. В связи с ускорением НТП в будущем продолжительность волн (укладов) будет сокращаться.

Задание 2. Схематично отразите эволюцию технологических укладов, используя понятия «время», «потенциал страны», «тенденция изменения потенциала страны».

Задание 3. В России к концу 80-х г.г. прослеживалось наличие одновременно 3, 4 и 5-го технологических укладов с преобладанием 3 и 4-го укладов. Каковы причины такого положения? Повлияло ли на эту ситуацию наличие таких факторов, как большие возможности для экстенсивного развития (огромная территория, дешевые природные ресурсы и рабочая сила), участие в многочисленных войнах, низкий уровень интеграции с развитыми странами, получение из стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) сложного оборудования и товаров народного потребления?

Занятие №2. Разработка и реализация инновационного проекта.

Практическое задание

Задание 1. Изучите материалы учебно-методического пособия: Сапрыкина Е.В. Оценка эффективности инновационных проектов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Барнаул: ИП Коняхин П.А., 2010. – 48 с. (фонд библиотеки АИТиП).

Задание 2. В малой группе решите задачи на определение показателей эффективности инновационных проектов.

Задача 1. Совет директоров компании принимает решение о финансировании инновационного проекта в размере 10000 денежных единиц. Проект будет приносить в течение 8 лет чистый годовой доход в размере 5000 денежных единиц и в конце 8-го года будет продан за 40000 денежных единиц. Рассчитать чистую приведенную стоимость данного инновационного проекта при ставке 15% годовых.

Задача 2. Руководство компании для формирования портфеля инноваций приняло решение рассматривать инновационные проекты, внутренняя норма рентабельности по которым находится в интервале 15% - 20%. Проект требует вложений в размере 80000 денежных единиц, рассчитан на 5 лет и будет приносить в течение этого срока годовой доход в размере 20000 денежных единиц. Будет ли рассмотрен инновационный проект?

Занятие №3. Создание благоприятных условий нововведений

Практическое задание

Для инновационного предприятия выгодно реализовывать проект, который будет поддержан государственными структурами. Поддерживаются со стороны государства те проекты, которые ориентированы на конечные социально-экономические результаты.

Используя материалы таблицы, укажите основания группировки критериев оценки инновационных проектов, предполагающих поддержку со стороны государства: рыночные параметры, экономические характеристики, социальные характеристики (качество жизни), экономические характеристики инвестиций, научно-технические характеристики, обеспечение национальной безопасности.

Таблица – Перечень критериев инновационных проектов

Основание группировки критериев   Социально-экономические характеристики
1. ………………. Благосостояние Здоровье Личная безопасность Культура Образование Бытовые условия Уровень занятости Вклад в решение важнейших проблем развития РФ Обеспечение населения теплом и энергией Обеспечение населения продовольствием Обеспечение населения медицинскими услугами и медикаментами Обеспечение населения транспортом и связью
2. ………………. Повышение экономической эффективности Повышение эффективности использования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых Создание новых экономически эффективных продуктов Вклад в крупные структурные сдвиги в экономике
3. ………………. Конкурентоспособность продукции на внутреннем рынке: спрос, замещение импорта, рентабельность продукции, экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск. Конкурентоспособность продукции на внешнем рынке: спрос, повышение экспортного потенциала (объем валютных поступлений), экономическая эффективность инвестиций, позиция в конкурентной борьбе, коммерческий риск.
4. ………………. Вклад в обороноспособность РФ Вклад в экологическую безопасность Вклад в снижение выбросов вредных веществ в атмосферу, воду, землю Вклад в природовосстановительную деятельность
5. ………………. Соответствие мировому уровню (конкурентоспособность ноу-хау) Вклад в поддержку лидирующего положения российской науки и промышленности Вклад в развитие других научно-технических направлений Вклад в крупные технологические сдвиги Вклад в развитие научно-технического потенциала Степень новизны Включение в предыдущие программы и планы Сроки разработки Степень (вероятность) реализуемости проекта Наличие фундаментального задела Наличие кадров исследователей высшей квалификации Наличие экспериментальной и производственной базы Технический и организационный риск реализации проекта в срок
5. Затраты на проект Затраты на НИР Затраты на ОКР Затраты на опытный образец Капиталовложения в создание производства Капиталовложения в процесс производства (оборотный капитал) Срок окупаемости затрат Ожидаемая прибыль Потенциальный размер общей прибыли Ожидаемый размер валютной прибыли Время начала получения прибыли Рентабельность капиталовложений (инвестиций)

Важно отметить, что показатели верхнего уровня, приоритетные направления – это показатели, важные для национального хозяйства в целом. Они являются обязательными для оценки и контроля на всех последующих, более низких по иерархии уровнях, решающих частные задачи.

Приложение № 3

Наши рекомендации