Формирование личностных УУД
Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».
Джон Дьюи
ФГОС НОО нацелен не на знаниевый компонент, а на развитие личности школьника. Учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы в нём происходило общее развитие ученика, развитие всех сторон его личности (интеллектуальной, волевой, эмоциональной), духовно-нравственной сферы и при этом должно сохраняться его психическое и физическое здоровье. Сегодня не достаточно иметь базовые интеллектуальные навыки (чтение, письмо, счёт), общее представление о картине мира, быть готовыми к выбору профессии. Сегодня необходимо уметь работать с большими объектами информации, иметь коммуникативные навыки, быть креативными, быть способными к переобучению. Развитие УУД учащихся это обязательное требование к деятельности педагога и один из критериев её оценки.
УУД – это
• в широком значении - умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию;
• в более узком - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений.
Функции УУД: создание условий для саморазвития и самореализации личности на основе готовности к непрерывному образованию. УУД обеспечивают возможность учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать способы и средства их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. способность к регуляции учебной деятельности.
Основные виды УУД
Виды УУД | Содержание | Виды заданий |
Личностные УУД – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях Пример: Бретская крепость является символом непоколебимой стойкости нашего народа. В годы ВОВ солдаты ценой собственной жизни защищали её от захватчиков. Сооружение крепости началось в 1833 г, а закончилось в 1914 г. Сколько лет строилась крепость? | самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности); смыслообразование («какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него); нравственно- эстетическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор) | §участие в проектах; § подведение итогов урока; § творческие задания; § мысленное воспроизведение картины, ситуации; § самооценка события; § дневники достижений |
Регулятивные УУД обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности | целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно); например, учитель предлагает задание: вычислить значение выражения 17-5•3 =36 или 2.Почему мы получили разные ответы? (зависит от порядка выполнения действий. Этому нужно научиться). Дети сами ставят учебную задачу. планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий); пример, задания с использованием последовательности, заложенной в образце. Задание базового уровня: запишите следующее число последовательности 27,36,45,54, … Задание повышенного уровня: Ваня выкладывает из кругов фигуру Если он продолжит выкладывать круги в той же последовательности, то сколько кругов он положит в 5-ом ряду? В 10-ом? прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик); контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта); оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения); волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий) | § преднамеренные ошибки; § поиск информации в предложенных источниках; § взаимоконтроль; § «ищу ошибки» ; § контрольный опрос на определённую проблему; § решение текстовых задач: 1. первичный анализ задачи (целеполагание - определение цели предстоящей деятельности) 2,3.поиск плана решения и выполнение плана (планирование, прогнозирование, коррекция, волевая саморегуляция) 4.проверка (контроль, оценка, коррекция) § решение задач разными способами, пример, Аргинская И.И. 4 кл.1 ч. С.62 №122: «найти площадь фигуры». Какими способами это можно сделать? Какой способ самый распространённый? |
Познавательные УУД | общеучебные -формулирование познавательной цели; -поиск и выделение информации; -знаково-символические (методика «Кодирование» для каждого рисунка найти подходящий чертёж, составить задачу и решить её); -структурирование знаний (прочитать текст, представить содержащуюся в нем информацию в табличной форме «Звери-великаны»); -речевое развитие; -смысловое чтение текста в различных жанрах, извлечение информации в соответствии с целью чтения (поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил всю таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделить без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2. 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, тоя могу это сделать легко заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28•3=28+28+28=83. А ты знаешь математику также хорошо, как и я?»); -рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка, критичность; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий; -моделирование логические -анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты; -выбор оснований и критериев для сравнения, классификаций объектов (какое число лишнее 12,8,20,17,22,32,42); -подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей (определение последовательности событий); -построение логической цепи рассуждений (составить задачу по предложенной схеме); -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование (Учитель предлагает сравнить выражения 3+2 и 3-2 6+4 и 6-4 Какой вывод могут сделать дети? (сумма б их разности). Всегда ли это выполняется? (8+0 и 8-0). Вывод: выдвигается гипотеза: сумма двух натуральных чисел б их разности); действия постановки и решения проблем -формирование проблемы; -самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера (При изучении темы «Длина» можно предложить ребятам измерит длину класса в шагах. Вызывается 2-3 человека. У одного получилось 20 шагов, у другого 17. Изменилась ли длинна класса? Почему получились разные показатели? Таким образом дети выясняют, что для измерения и сравнения длины нужна одна мерка). Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал. | § «на что похоже?»; § поиск лишнего; § «лабиринты»; § упорядочивание § «цепочки»; § хитроумные решения; § составление схем-опор; § работа с разного вида таблицами; § составление и распознавание диаграмм (Аргинская И.И. 4кл. 1 ч. с.35 ) § работа со словарём и справочной литературой |
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей. Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем | планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия); постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации); разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация); | § составь задание партнѐру; § отзыв на работу товарища; § групповая работа по составлению кроссворда; § «отгадай, о ком говорим»; § диалоговое слушание; § «подготовь рассказ…», «опиши устно…» |
Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях: знаю/могу, хочу, делаю.
Психологическая терминология | Педагогическая терминология | Язык ребенка | Педагогический ориентир (результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником) знаю/могу, хочу, делаю |
Личностные универсальные учебные действия. | Воспитание личности (Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса) | «Я сам». | Что такое хорошо и что такое плохо «Хочу учиться» «Учусь успеху» «Живу в России» «Расту хорошим человеком» «В здоровом теле здоровый дух!» |
Регулятивные универсальные учебные действия. | самоорганизация | «Я могу» | «Понимаю и действую» «Контролирую ситуацию» «Учусь оценивать» «Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю» |
Познавательные универсальные учебные действия. | исследовательская культура | «Я учусь». | «Ищу и нахожу» «Изображаю и фиксирую» «Читаю, говорю, понимаю» «Мыслю логически» «Решаю проблему» |
Коммуникативные универсальные учебные действия | культуры общения | «Мы вместе» | «Всегда на связи» «Я и Мы». |
Примеры заданий УУД
Формирование личностных УУД
Задание №1Задача: Сестра нашла 27 грибов, а брат * грибов. Среди этих грибов было 3 несъедобных. Сколько грибов нашли дети?
Задание №2Помоги Маше отыскать котенка. . Приходите на улицу Абрикосовую. Найдите дом, который выше, чем дом с ромашкой, но ниже, чем дом с колокольчиком. Поднимитесь на этаж , ниже , чем третий, на выше, чем первый. Нажмите кнопку звонка, который находится ниже квадратного звонка, но выше круглого. Мы вас ждем!”.
– Так что же ты расстраиваешься, иди скорее за котенком.
Маша:– Но я никак не могу разобраться что значит “выше чем”, что значит “ниже чем … Что же означают эти странные слова?
Задание №3Итог урока– Когда используют слова “выше чем”, “ниже чем”?
– При помощи каких слов – помощников мы обозначали место нахождения предметов?
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирующее УУД |
№1Как вы считаете как должны относится друг к другу брат и сестра? | Ответы детей | Формирование нравственно-этической ориентации |
№2 Как можно успокоить Машу? Какие слова ей сказать? | Формирование нравственно-этической ориентации | |
№3Скажите, пожалуйста, а за чем нам нужно уметь определять когда предмет выше , а когда ниже? -Как вы думаете люди каких профессий должны хорошо знать, что выше, а что ниже? | Формирование смыслообразования |
Вывод: личностные УУД позволяют учителю не навязывать правильное отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности, в результате происходит развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.