Тема 16. Формирование новой модели поведения и оптимизация личностных механизмов саморегуляции

На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблем клиентом. Консультант помогает клиенту строить деятельность по достижению поставленных целей с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также помогает справиться с возможными частичными неудачами. Консультант может обеспечивать адекватное психотехническое сопровождение выработки новых моделей поведения с использованием тех или иных выбранных средств (ролевые игры, "репетиция" действий, аутотренинг, посещение психологической группы поддержки и др.).

Одним из приемов оказания помощи на данном этапе может явитьсяпредоставление информации. Консультант высказывает свое мнение, отвечает на вопросы клиента. Предоставление информации в консультировании иногда бывает очень важным, поскольку клиенты нередко задают консультанту самые разные вопросы. Особенно существенны вопросы, за которыми кроется тревога клиентов о своем будущем.

На данном этапе может использоваться процедура – «уточнение деталей», которая способствует разъяснению клиенту мелких, но существенных подробностей, связанных с выполнением совместно выработанных психологом-консультантом и клиентом практических способов достижения поставленных целей. Для того чтобы убедиться в том, что клиент не только правильно понял его, но и хорошо знает, что делать, как воплощать в жизнь полученные рекомендации, психолог-консультант задает клиенту вопросы и на основе его ответов определяет правильность понимания клиентом того, что они обсуждают. Если что-то в понимании клиентом обсуждаемых вопросов не вполне устраивает психолога-консультанта, то он предлагает клиенту дополнительное разъяснение своих мыслей, причем старается сделать это максимально конкретно и практически ориентированно.

При даче клиенту рекомендаций по формированию новой модели поведения, способствующей успешному достижению поставленных целей, консультанту следует придерживаться ряда правил.

1. При формулировании рекомендаций по практическому решению проблемы клиента желательно, предлагать ему не один-единственный, а сразу несколько, по возможности - разных, способов. Это связано с тем, что разные способы решения одной и той же проблемы требуют соблюдения различных условий и выполнения разных действий, и некоторые из них могут оказаться недоступными клиенту. К примеру, одни способы поведения потребуют от клиента незаурядной силы воли и ряда других качеств личности, которые у него могут оказаться относительно слабо развитыми. Другие способы, например, предполагают наличие достаточно большого количества свободного времени, которого на самом деле у клиента может не оказаться.

Предлагаемые клиенту различные способы решения его проблемы должны учитывать реальные условия его жизни, его возможности и индивидуальные психологические особенности.

2. Для того чтобы облегчить клиенту процесс выбора способа решения психолог-консультант должен предложить ему аргументированные собственные оценки эффективности разных способов поведения, раскрывая перед клиентом их положительные и отрицательные стороны.

3. Клиенту необходимо предоставлять возможность самостоятельно выбирать тот способ поведения, который он считает для себя наиболее подходящим. Никто, кроме самого клиента, не в состоянии полностью знать его личные особенности и условия жизни, поэтому никто, кроме клиента, не сможет принять оптимальное решение.

4. Очень важно разъяснить клиенту действенные средства самостоятельного контроля успешности предпринимаемых практических действий по решению проблемы. У клиента должно сложиться представление о том, как он на практике может проконтролировать себя, и по каким признакам он будет судить о том, что его поведение правильное, а предпринимаемые действия на самом деле дают положительный результат.

5. Важно предоставить клиенту возможность получения от психолога-консультанта дополнительной информации, рекомендаций уже в процессе практического решения проблемы.

Большую роль в процессе консультирования играют приемы и техники, направленные на решение различных специальных задач, связанных с изменением и коррекции позиции клиента. Консультант может предписать выполнение домашних заданий с четкими инструкциями того, что и как должен делать клиент.

Овладение такого рода приемами и техниками консультантом во многом определяется опытом и знакомством профессионала с различного рода теоретическими работами по психотерапии и консультированию, а также его профессиональным общением с коллегами.

Профессиональное знакомство с широким перечнем психотехник является критерием мастерства консультанта, его профессиональной компетентности. Они, несомненно, обогащают возможности психологической помощи.

На данном этапе психологического консультирования возможно оказание психокоррекционного воздействия. В разных школах психотерапии подчеркивается значение различных факторов при оказании психокоррекционного воздействия. Так в психоанализе ведущая роль в этом придается катарсису и изменению личностных структур, в логотерапии В. Франкла – приобретению смысла жизни и т.д. (С различными теориями консультирования и различными моделями психокоррекции вы познакомитесь в разделе 4).

Краткосрочное консультирование ориентировано на оказание помощи самым экономичным оперативным способом, оно нацелено помочь клиенту как-то изменить свою ситуацию, но при этом не стремится к каким-то значительным результатам и опирается, прежде всего, на то, насколько готов к изменениям сам клиент.

Наши рекомендации