Формирование личностных качеств у ребенка-дошкольника

Под основными, или базовыми, качествами личности пони­маются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индиви­дуальность человека, определяемую через понятие социального типа, или характера, личности. Это фундаментальные черты лич­ности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым спустя много лет можно узнать человека. Такие качества отличаются от остальных личностных свойств челове­ка тем, что их истоки уходят в младенческий и ранний возраст, а предпосылки к формированию складываются в тот период жизни ребенка, когда он еще не владеет речью. Жизненная ус­тойчивость этих качеств объясняется, в частности, тем, что в начальный период формирования данных свойств мозг ребенка еще незрелый, а его способность к дифференциации раздражи­телей недостаточно развита.

Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие — по крайней мере в начальный период — в определенной степени зависит от генотипических, биологиче­ски обусловленных свойств организма. К числу таких личност­ных качеств относятся, например, экстраверсия и интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность и другие. Они складываются и закрепляются у ре­бенка в дошкольном возрасте, в условиях сложного взаимодей­ствия многих факторов: генотипа и среды, сознания и бессоз­нательного, оперантного и условнорефлекторного научения, под­ражания и ряда других.

Самооценка ребенка, осознание предъявляемых к нему тре­бований появляются примерно к трем-четырем годам на осно­ве сравнения себя с другими людьми. На пороге школы возни­кает новый уровень самосознания и волевой регуляции поведе­ния. Он характеризуется оформлением у ребенка его «внутрен­ней позиции» — довольно устойчивой системы отношений к себе, к. людям, к окружающему миру. «Возникновение такого новообразования, — пишет Л.И.Божович, — становится пере­ломным пунктом на протяжении всего онтогенетического раз­вития ребенка»*. Внутренняя позиция ребенка в дальнейшем становится исходным пунктом для возникновения и развития у него многих других, в частности волевых, качеств личности, в которых проявляются его независимость, настойчивость, само­стоятельность и целеустремленность.

* Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. П. — М., 1981. — С. 135.

Осознание себя как индивида приходит к ребенку в возрасте около двух лет. В это время дети узнают свое лицо в зеркале и на фотографии, называют собственное имя. До семи лет ре­бенок характеризует себя в основном с внешней стороны, не отделяя свой внутренний мир от описания поведения. Форми­рующееся самосознание, когда оно достигает достаточно высо­кого уровня, приводит к появлению у детей склонности к само­анализу, к принятию на себя ответственности за то, что проис­ходит с ними и вокруг них. Возникает выраженное стремление ребенка в любой ситуации делать все от себя возможное для того, чтобы добиваться поставленной цели.

Весьма заметным в дошкольном возрасте становится про­цесс развития личности и совершенствования поведения ре­бенка на основе прямого подражания окружающим людям, осо­бенно взрослым и сверстникам. Можно сказать, что данный возраст представляет собой сензитивный период в развитии личности на основе подражания, сопровождаемого закреплением _ наблюдаемых форм поведения первоначально в виде внешних подражательных реакций, а затем — в форме демонстрируемых качеств личности. Являясь первоначально одним из механиз­мов научения, подражание затем может стать устойчивым и по­лезным качеством личности ребенка, суть которого заключает­ся в постоянной готовности видеть в людях положительное, вос­производить и усваивать его. Правда, особой нравственно-эти­ческой селективностью подражание в этом возрасте еще не об­ладает, поэтому дети с одинаковой легкостью могут усваивать как хорошие, так и плохие образцы поведения.

В младшем и среднем дошкольном детстве продолжается фор­мирование характера ребенка. Он складывается под влиянием наблюдаемого детьми характерного поведения взрослых. В эти же годы начинают оформляться такие важные личностные ка­чества, как инициативность, воля, независимость.

В старшем дошкольном возрасте ребенок обучается общать­ся, взаимодействовать с окружающими людьми в совместной с ними деятельности, усваивает элементарные правила и нормы группового поведения, что позволяет ему в дальнейшем хоро­шо сходиться с людьми, налаживать с ними нормальные дело­вые и личные взаимоотношения.

У детей, начиная примерно с трехлетнего возраста, отчетли­во проявляется стремление к самостоятельности. Будучи не в состоянии реализовать его в условиях сложной, недоступной жизни взрослых, дети обычно довольствуются тем, что отстаи­вают свою самостоятельность в игре. По гипотезе, которая была предложена Д.Б.Элькониным, детская игра возникает именно благодаря существованию у ребенка такой потребности. В отда­ленные от нас времена истории, а также у детей из современ­ного общества, воспитывавшихся в условиях, когда сама жизнь побуждала их с раннего детства быть самостоятельными, детские игры возникали гораздо реже, чем в условиях новейшей евро­пейской цивилизации. К появлению и дальнейшему развитию игр привело выделение детства как особого подготовительного периода жизни. Современные игрушки — это заместители тех предметов, с которыми ребенок должен будет встретиться в ре­альной жизни по мере своего взросления.

К среднему дошкольному возрасту у многих детей складывает­ся умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи, личностные качества, причем не только в игровой, но также и в других видах деятельности: учении, труде и общении. Такое достижение следует рассматривать как еще один шаг на пути к обеспечению нормального обучения в школе в будущем, так как с началом школьного обучения ребенку постоянно при­ходится оценивать себя в различных видах деятельности, и если его самооценка оказывается неадекватной, то и самосовершенст­вование в данном виде деятельности обычно задерживается.

Особую роль в планировании и прогнозировании результа­тов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают своих родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывает к себе положитель­ное отношение ребенка, способны оказывать на его психоло­гию и поведение наиболее сильное влияние. В некоторых иссле­дованиях установлено, что самое заметное воздействие родите­лей на себе испытывают дети в возрасте от трех до восьми лет, причем между мальчиками и девочками имеются определенные различия. Так, у девочек психологическое влияние родителей начинает чувствоваться раньше и продолжается дольше, чем у мальчиков. Этот период времени охватывает годы от трех до восьми лет. Что касается мальчиков, то они значительно меня­ются под воздействием родителей в промежутке времени от пяти до семи лет, т.е. на три года меньше.

Психологические новообразования дошкольного возраста

Подведем некоторые итоги: что же приобретает ребенок в процессе своего развития в период дошкольного детства?

В данном возрасте у детей в интеллектуальном плане выделя­ются и оформляются внутренние умственные действия и опера­ции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что в это время у ребенка появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в позна­вательной области, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере. Развитие в том и в другом направлениях проходит свои этапы, от образности до символизма. Под образностью пони­мается способность ребенка создавать образы, изменять их, про­извольно оперировать ими, а символизмом называется умение пользоваться знаковыми системами (символическая функция, уже известная читателю), совершать знаковые операции и дей­ствия: математические, лингвистические, логические и другие.

Здесь же, в дошкольном возрасте, берет свое начало творче­ский процесс, выражающийся в способности преобразовывать ок­ружающую действительность, создавать что-то новое. Творческие способности у детей проявляются в конструктивных играх, в техни­ческом и художественном творчестве. В этот период времени по­лучают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям. Внимание к ним в дошкольном детстве является обязательным условием ускоренного развития способностей и ус­тойчивого, творческого отношения ребенка к действительности.

В познавательных процессах возникает синтез внешних и внут­ренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептив­ными действиями, во внимании — умением управлять и контро­лировать внутренний и внешний планы действия, в памяти — соединением внешнего и внутреннего структурирования мате­риала при его запоминании и воспроизведении.

Эта тенденция особенно отчетливо выступает в мышлении, где она представлена как объединение в единый процесс на­глядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического способов решения практических задач. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно ре­шать задачи, представленные во всех трех планах.

В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вы­зывать и произвольно манипулировать образами (в ограничен­ных, разумеется, пределах) при помощи речевых самоинструк­ций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успеш­но функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может — как стратегиче­ская цель и система специальных методических приемов — быть использован при обучении иностранным языкам.

Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает благоприятную почву для активизации воспитания и, следовательно, для развития ребен­ка как личности. В процессе воспитания, проводимого на рече­вой основе, происходит усвоение элементарных нравственных норм, форм и правил культурного поведения. Будучи усвоен­ными и став характерными чертами личности ребенка, эти нор­мы и правила начинают управлять его поведением, превращая действия в произвольные и нравственно регулируемые поступки. Между ребенком и окружающими людьми возникают многооб­разные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные человеческие качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует ин­дивидуальность ребенка и делает его личностью, отличной от других детей не только в интеллектуальном, но и в мотивационно-нравственном плане. Вершиной личностного развития ре­бенка в дошкольном детстве является персональное самосозна­ние, включающее осознание собственных личностных качеств, способностей, причин успехов и неудач.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Наши рекомендации