Организация и руководство курсовой работой (проектом)

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

1.1. Курсовая работа (проект) представляет собой вид учебной и на­учно-исследовательской работы студента, проводимой самостоятельно под руководством преподавателя.

1.2. Выполнение курсовых работ (проектов) предусматривается ти­повыми (базовыми) учебными планами в целях закрепления, углубле­ния и обобщения знаний, полученных студентами в процессе обучения, развития способности самостоятельно и творчески мыслить.

1.3. Основными требованиями к курсовой работе (проекту) являются:

- целевая направленность;

- четкость построения;

- логическая последовательность изложения материала;

- глубина исследовэд мя и полнота освещения материала;

- убедительность api ументаций;

- краткость и точность формулировок;

- конкретное излом ение результатов работы;

- доказательность f ыводов и обоснованность рекомендаций;

- оформление, соответствующее требованиям стандартов.

з

1.4. Количество курсовых работ (проектов), выполняемых сту­дентом водном семестре, определяется учебным планом и не должно превышать двух в семестр.

1.5. Зачет по курсовой работе (проекту) учитывается при определе­нии общего числа экзаменов и зачетов в соответствующем семестре.

1.6. Полные названия курсовых работ (проектов) вносятся в зачет­ные книжки студентов.

ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)

2.1. Тематика курсовых работ (проектов) должна отвечать задачам
дисциплины, специальности и специализации и наряду сэтим увязы­
ваться с практическими требованиями науки и последующей работой
выпускников по специальности.

Выбор темыкурсовой работы (проекта) должен строиться на мате­риалах практик, научных работ членов кафедры, проблемах научных исследований с широким использованием литературы, освещающей достижения науки итехники.

2.2. Тематика курсовых работ(проектов) разрабатывается препода­вателями, ведущими дисциплины, покоторым учебными планами пре­дусмотрены курсовые работы, илиотвечающими за специализацию, рассматривается и утверждается на заседанияхкафедр, о чем делается соответствующая запись в протоколах заседаний.

2.3. Студент имеет право предложить своютему курсовой работы (проекта).

2.4. Закрепление темы курсовойработы (проекта) осуществляется кафедрой через оформление списка студентов с указанием темы работы, фамилии, имени, отчества руководителе Выбор одной итой же темы двумя и более студентами недопускаете *.

2.4. Кафедра назначает научного руководителя по каждойтеме кур­совой работы (проекта).

2.5. Кафедра обеспечивает ежегодно^ обновление, внесениеизме­нений в тематику курсовых работ (проектов).

ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ (ПРОЕКТОМ)

3.1.Руководство курсовой работой (проектом) поручается наиболее квалифицированным преподавателям соответствующей кафедры, обла­дающим учебно-методическим опытом и научной квалификацией. Ру­ководителем курсовой работы по специальности (специализации) мо­жет быть назначен приглашенный специалист, выполняющий соответ­ствующие обязанности на условиях почасовой оплаты.

3.2.Научное руководство курсовой работой (проектом) включает:

- подготовку научным руководителем задания к курсовой ра­боте (проекту);

- непосредственное руководство разработкой курсовой работы и консультирование студента по составлению плана работы, подбору теоретического и практического материала, по про­ведению и оформлению результатов исследования;

- написание научным руководителем рецензии на курсовую работу;

- участие в комиссии по защите студентом курсовой работы.

3.3.За руководство курсовой работой (проектом) преподавателю планируется учебное время в объеме, определенном Нормами времени нагрузки профессорско-преподавательского состава университета.

3.4.Руководство курсовой работой (проектом) начинается с инди­видуальной беседы научного руководителя со студентом. В ходе беседы выясняется уровень подготовленности студента к выполнению дан­ной работы, даются рекомендации по подбору литературы, указания по порядку выполнения работы. В результате беседы может быть уточнена или выбрана другая тема курсовой работы; изменения вносятся по за­явлению студента, тема обсуждается на заседании кафедры и вносится в протокол заседания кафедры.

3.5. Основные руководящие данные для выполнения курсовой работы (проекта) оформляются научным руководителем в задании. Каждое задание должно быть тщательно продумано в методическом и научном отношении, должно отвечать уровню подготовки студента и времени, отведенному на выполнение курсовой работы (проекта). Задания на курсовую работу (проект) должны быть индивидуальными и разнооб­разными по содержанию, но приблизительно одинаковыми по степени сложности поставленных задач.





3.6. Задание на курсовую работу (проект) оформляется на бланке (приложение А) научным руководителем, утверждается заведующим кафедрой и выдается студенту в первом месяце текущего семестра, в котором должна быть выполнена работа (проект), а в случае вы­полнения работы студентом заочной формы обучения — в конце пред­шествующей сессии.

3.7. Для рационального использования часов, отведенных на руко­водство, научный руководитель проводит индивидуальные и, по мере необходимости, групповые консультации.

3.8. Научный руководитель курсовой работы (проекта) дает студенту задание по изучению необходимой литературы и сбору практического материала, обсуждает содержание работы, проверяет ее выполнение (по частям и в целом).

Проверка выполненной работы (проекта) или ее части является од­ной из важнейших форм руководства. Научный руководитель указыва­ет на все ошибки, неточности и недоработанные места, дает по ним разъяснения.

3.9. График подготовки и защиты курсовых работ составляется
и утверждается заведующим кафедрой.

3.10. Курсовая работа (проект) по дисциплине должна быть защи­
щена до начала экзаменационной сессии, для студентов заочной формы
обучения — до сдачи соответствующего экзамена.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)

4.1. Курсовая работа (проект) должна быть логичной, научной по своему содержанию; в ней в систематизированной форме должны быть изложены материалы проведенного исследования и его результаты.

В названии курсовой работы (проекта) следует избегать использо­вания усложненной терминологии, сокращений, аббревиатур.

Текст работы (пояснительной записки проекта) должен демонстри­ровать:

- знакомство автора с основной литературой вопроса;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения; -умение последовательно изложить существо рассматриваемых

вопросов;

- владение существующим понятийным и терминологическим

аппаратом;

- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение
функциональным стилем научного изложения.

4.2. Подготовка курсовой работы (проекта) содержит несколько этапов:

- выбор темы;

- составление плана;

- подбор литературы и ее изучение;

- написание текста курсовой работы, подготовку пояснительной записки и расчетно-графической части курсового проекта;

- оформление работы (проекта) и ее сдачу для получения рецензии;

- защиту курсовой работы (проекта).

4.3. Курсовая работа должна состоять из следующих структурных частей:

- титульный лист;

- реферат;

- оглавление;

- перечень условных обозначений (при необходимости, см. п. 4.11);

- введение;

- основная часть (главы, разделы и подразделы);

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

4.4 Курсовой проект должен состоять из следующих частей:

- титульный лист;

- оглавление;

- перечень условных обозначений (при необходимости, см. п. 4.11);

- введение;

- пояснительная записка;

- расчетно-графическая часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- приложения (при необходимости).

4.5. В реферате (приложение Б) указываются:

-сведения об объеме курсовой работы: иллюстраций, количе­стве таблиц, использованных источников, приложений;

- перечень ключевых слов (от 5 до 15), которые в наибольшей
степени характеризуют содержание работы и обеспечивают

возможность информационного поиска. Ключевые слова при­водятся в именительном падеже и оформляются прописными буквами, в строчку, через запятую; - объект исследования, цель работы, методы исследования, по­лученные результаты, их новизна и практическая значимость.

4.6. Во введении (объем—две-три страницы) раскрывается актуальность и новизна темы, ее научная и практическая значимость, основные направле­ния исследования, формулируются цели и задачи исследования, указываются предмет и объект исследования, а также характеризуются источники и мате­риалы, использованные в процессе исследования.

4.7. Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из тео­ретического и практического разделов.

Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненного исследования:

- выбор направления исследования, включающий обоснование принятого направления исследования, метода решения задач и их срав­нительную оценку, разработку общей методики исследования;

- теоретические и (или) экспериментальные исследования, вклю­чающие определение характера и содержания теоретических исследо­ваний, методов исследований;

- обобщения и оценку результатов исследования, включающие оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по даль­нейшим направлениям работы, оценку достоверности полученных ре­зультатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.

Основную часть курсовой работы и пояснительную записку курсо­вого проекта следует делить на разделы. Разделы основной части могут включать в себя пункты или подразделы и пункты. Пункты при необ­ходимости могут делиться на подпункты. Каждый подпункт должен содержать законченную информацию.

4.8. Пояснительная записка включает в себя теоретические обзор­ные материалы, основные расчеты и короткие пояснения к ним, а также связанные с планируемым технологическим процессом или конструк­цией вопроса технологии и методики проведения проектируемых ра­бот. Рекомендуемый объем пояснительной записки — 20 страниц,

4.9. Расчетно-графическая часть проекта выполняется в соответст­вии с действующими стандартами и требованиями к расчетам.

4.10. В заключении (объем — не менее двух страниц) подводятся
итоги работы, делаются выводы, разрабатываются рекомендации по
8

конкретному использованию результатов курсовой работы (проекта). Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным целям и задачам.

4.11. Если в курсовой работе (проекте) используются специфиче­
ская терминология, малораспространенные сокращения, аббревиатуры,
условные обозначения и тому подобное, их объединяют в перечень ус­
ловных обозначений и сокращений, помещаемый перед введением.
В этом перечне специальные термины, сокращения, аббревиатуры, ус­
ловные обозначения и тому подобное располагают в алфавитном по­
рядке в виде колонки, а справа приводят их расшифровку.

В случае повторения в курсовой работе (проекте) специальных тер­минов, сокращений, аббревиатур, условных, обозначений и тому подоб­ного менее пяти раз их расшифровку приводят в тексте при первом

упоминании,

4.12.Кафедры университета обеспечивают составление методических рекомендаций (указаний) по выполнению курсовых работ (проектов), от­ражающих специфику специальности.

4.13.Содержание курсовой работы (проекта) должно соответство­вать требованиям, предъявляемым кафедрами.

Наши рекомендации