Организация и руководство курсовой работой (проектом)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
1.1. Курсовая работа (проект) представляет собой вид учебной и научно-исследовательской работы студента, проводимой самостоятельно под руководством преподавателя.
1.2. Выполнение курсовых работ (проектов) предусматривается типовыми (базовыми) учебными планами в целях закрепления, углубления и обобщения знаний, полученных студентами в процессе обучения, развития способности самостоятельно и творчески мыслить.
1.3. Основными требованиями к курсовой работе (проекту) являются:
- целевая направленность;
- четкость построения;
- логическая последовательность изложения материала;
- глубина исследовэд мя и полнота освещения материала;
- убедительность api ументаций;
- краткость и точность формулировок;
- конкретное излом ение результатов работы;
- доказательность f ыводов и обоснованность рекомендаций;
- оформление, соответствующее требованиям стандартов.
з
1.4. Количество курсовых работ (проектов), выполняемых студентом водном семестре, определяется учебным планом и не должно превышать двух в семестр.
1.5. Зачет по курсовой работе (проекту) учитывается при определении общего числа экзаменов и зачетов в соответствующем семестре.
1.6. Полные названия курсовых работ (проектов) вносятся в зачетные книжки студентов.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ (ПРОЕКТОВ)
2.1. Тематика курсовых работ (проектов) должна отвечать задачам
дисциплины, специальности и специализации и наряду сэтим увязы
ваться с практическими требованиями науки и последующей работой
выпускников по специальности.
Выбор темыкурсовой работы (проекта) должен строиться на материалах практик, научных работ членов кафедры, проблемах научных исследований с широким использованием литературы, освещающей достижения науки итехники.
2.2. Тематика курсовых работ(проектов) разрабатывается преподавателями, ведущими дисциплины, покоторым учебными планами предусмотрены курсовые работы, илиотвечающими за специализацию, рассматривается и утверждается на заседанияхкафедр, о чем делается соответствующая запись в протоколах заседаний.
2.3. Студент имеет право предложить своютему курсовой работы (проекта).
2.4. Закрепление темы курсовойработы (проекта) осуществляется кафедрой через оформление списка студентов с указанием темы работы, фамилии, имени, отчества руководителе Выбор одной итой же темы двумя и более студентами недопускаете *.
2.4. Кафедра назначает научного руководителя по каждойтеме курсовой работы (проекта).
2.5. Кафедра обеспечивает ежегодно^ обновление, внесениеизменений в тематику курсовых работ (проектов).
ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ (ПРОЕКТОМ)
3.1.Руководство курсовой работой (проектом) поручается наиболее квалифицированным преподавателям соответствующей кафедры, обладающим учебно-методическим опытом и научной квалификацией. Руководителем курсовой работы по специальности (специализации) может быть назначен приглашенный специалист, выполняющий соответствующие обязанности на условиях почасовой оплаты.
3.2.Научное руководство курсовой работой (проектом) включает:
- подготовку научным руководителем задания к курсовой работе (проекту);
- непосредственное руководство разработкой курсовой работы и консультирование студента по составлению плана работы, подбору теоретического и практического материала, по проведению и оформлению результатов исследования;
- написание научным руководителем рецензии на курсовую работу;
- участие в комиссии по защите студентом курсовой работы.
3.3.За руководство курсовой работой (проектом) преподавателю планируется учебное время в объеме, определенном Нормами времени нагрузки профессорско-преподавательского состава университета.
3.4.Руководство курсовой работой (проектом) начинается с индивидуальной беседы научного руководителя со студентом. В ходе беседы выясняется уровень подготовленности студента к выполнению данной работы, даются рекомендации по подбору литературы, указания по порядку выполнения работы. В результате беседы может быть уточнена или выбрана другая тема курсовой работы; изменения вносятся по заявлению студента, тема обсуждается на заседании кафедры и вносится в протокол заседания кафедры.
3.5. Основные руководящие данные для выполнения курсовой работы (проекта) оформляются научным руководителем в задании. Каждое задание должно быть тщательно продумано в методическом и научном отношении, должно отвечать уровню подготовки студента и времени, отведенному на выполнение курсовой работы (проекта). Задания на курсовую работу (проект) должны быть индивидуальными и разнообразными по содержанию, но приблизительно одинаковыми по степени сложности поставленных задач.
3.6. Задание на курсовую работу (проект) оформляется на бланке (приложение А) научным руководителем, утверждается заведующим кафедрой и выдается студенту в первом месяце текущего семестра, в котором должна быть выполнена работа (проект), а в случае выполнения работы студентом заочной формы обучения — в конце предшествующей сессии.
3.7. Для рационального использования часов, отведенных на руководство, научный руководитель проводит индивидуальные и, по мере необходимости, групповые консультации.
3.8. Научный руководитель курсовой работы (проекта) дает студенту задание по изучению необходимой литературы и сбору практического материала, обсуждает содержание работы, проверяет ее выполнение (по частям и в целом).
Проверка выполненной работы (проекта) или ее части является одной из важнейших форм руководства. Научный руководитель указывает на все ошибки, неточности и недоработанные места, дает по ним разъяснения.
3.9. График подготовки и защиты курсовых работ составляется
и утверждается заведующим кафедрой.
3.10. Курсовая работа (проект) по дисциплине должна быть защи
щена до начала экзаменационной сессии, для студентов заочной формы
обучения — до сдачи соответствующего экзамена.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ (ПРОЕКТА)
4.1. Курсовая работа (проект) должна быть логичной, научной по своему содержанию; в ней в систематизированной форме должны быть изложены материалы проведенного исследования и его результаты.
В названии курсовой работы (проекта) следует избегать использования усложненной терминологии, сокращений, аббревиатур.
Текст работы (пояснительной записки проекта) должен демонстрировать:
- знакомство автора с основной литературой вопроса;
- умение выделить проблему и определить методы ее решения; -умение последовательно изложить существо рассматриваемых
вопросов;
- владение существующим понятийным и терминологическим
аппаратом;
- приемлемый уровень языковой грамотности, включая владение
функциональным стилем научного изложения.
4.2. Подготовка курсовой работы (проекта) содержит несколько этапов:
- выбор темы;
- составление плана;
- подбор литературы и ее изучение;
- написание текста курсовой работы, подготовку пояснительной записки и расчетно-графической части курсового проекта;
- оформление работы (проекта) и ее сдачу для получения рецензии;
- защиту курсовой работы (проекта).
4.3. Курсовая работа должна состоять из следующих структурных частей:
- титульный лист;
- реферат;
- оглавление;
- перечень условных обозначений (при необходимости, см. п. 4.11);
- введение;
- основная часть (главы, разделы и подразделы);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
4.4 Курсовой проект должен состоять из следующих частей:
- титульный лист;
- оглавление;
- перечень условных обозначений (при необходимости, см. п. 4.11);
- введение;
- пояснительная записка;
- расчетно-графическая часть;
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
4.5. В реферате (приложение Б) указываются:
-сведения об объеме курсовой работы: иллюстраций, количестве таблиц, использованных источников, приложений;
- перечень ключевых слов (от 5 до 15), которые в наибольшей
степени характеризуют содержание работы и обеспечивают
возможность информационного поиска. Ключевые слова приводятся в именительном падеже и оформляются прописными буквами, в строчку, через запятую; - объект исследования, цель работы, методы исследования, полученные результаты, их новизна и практическая значимость.
4.6. Во введении (объем—две-три страницы) раскрывается актуальность и новизна темы, ее научная и практическая значимость, основные направления исследования, формулируются цели и задачи исследования, указываются предмет и объект исследования, а также характеризуются источники и материалы, использованные в процессе исследования.
4.7. Основная часть курсовой работы, как правило, состоит из теоретического и практического разделов.
Основная часть должна содержать данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненного исследования:
- выбор направления исследования, включающий обоснование принятого направления исследования, метода решения задач и их сравнительную оценку, разработку общей методики исследования;
- теоретические и (или) экспериментальные исследования, включающие определение характера и содержания теоретических исследований, методов исследований;
- обобщения и оценку результатов исследования, включающие оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работы, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ.
Основную часть курсовой работы и пояснительную записку курсового проекта следует делить на разделы. Разделы основной части могут включать в себя пункты или подразделы и пункты. Пункты при необходимости могут делиться на подпункты. Каждый подпункт должен содержать законченную информацию.
4.8. Пояснительная записка включает в себя теоретические обзорные материалы, основные расчеты и короткие пояснения к ним, а также связанные с планируемым технологическим процессом или конструкцией вопроса технологии и методики проведения проектируемых работ. Рекомендуемый объем пояснительной записки — 20 страниц,
4.9. Расчетно-графическая часть проекта выполняется в соответствии с действующими стандартами и требованиями к расчетам.
4.10. В заключении (объем — не менее двух страниц) подводятся
итоги работы, делаются выводы, разрабатываются рекомендации по
8
конкретному использованию результатов курсовой работы (проекта). Заключение должно быть кратким, обстоятельным и соответствовать поставленным целям и задачам.
4.11. Если в курсовой работе (проекте) используются специфиче
ская терминология, малораспространенные сокращения, аббревиатуры,
условные обозначения и тому подобное, их объединяют в перечень ус
ловных обозначений и сокращений, помещаемый перед введением.
В этом перечне специальные термины, сокращения, аббревиатуры, ус
ловные обозначения и тому подобное располагают в алфавитном по
рядке в виде колонки, а справа приводят их расшифровку.
В случае повторения в курсовой работе (проекте) специальных терминов, сокращений, аббревиатур, условных, обозначений и тому подобного менее пяти раз их расшифровку приводят в тексте при первом
упоминании,
4.12.Кафедры университета обеспечивают составление методических рекомендаций (указаний) по выполнению курсовых работ (проектов), отражающих специфику специальности.
4.13.Содержание курсовой работы (проекта) должно соответствовать требованиям, предъявляемым кафедрами.