Етодические указания к решению задач 3 и 4. .

В результате изучения темы «Электрические цепи синусоидального тока» слушатель должен:

знать содержание терминов: резистор, сопротивление, индуктивная катушка, индуктивность, индуктивное сопротивление, конденсатор, емкость, емкостное сопротивление, фаза, начальная фаза, угол сдвига фазы, период, частота, угловая частота, мгновенное и действующее значения гармонических величин, полная, активная и реактивная мощности, коэффициент мощности;

понимать особенности энергетических процессов в электрических цепях синусоидального тока;

знать сущность резонансных явлений в цепях переменного тока и условия резонансов;

представлять гармонически изменяющиеся величины комплексными числами; уметь составлять комплексные уравнения состояния линейных цепей; строить векторные диаграммы неразветвленных цепей и цепей с параллельным соединением электроприемников.

В электротехнике простейшим переменным сигналом является гармонический (ЭДС - е(t), напряжение - (u(t), ток - i(t)).

Применяют несколько способов представления гармонических (синусоидальных – sin или косинусоидальных –cos) электрических величин.

1. Временной (аналитический) способ - ток задается аналитически в виде функции времени (1.1). Аналитически гармонический сигнал (например, напряжение) записывается выражением:

u(t) = Umsin(ω0t+φ0) , (1.1)

где u(t) – мгновенное значение напряжения – напряжение в момент времени t.

Временная диаграмма гармонического сигнала приведена на рис.1.1. Он характеризуется следующими тремя основными параметрами:

1. um – амплитуда, величина наибольшего отклонения от нуля, (В- вольт);

2. Т – период, наименьший интервал времени, по истечении которого мгновенные величины повторяются, измеряется в (сек), с ним связаны f=1/Т – циклическая частота, измеряется в (Гц) и ω0 =2πf – угловая частота - (рад/с);

3. φ0 – начальная фаза, (рад). Выражение в скобках - (ω0t+φ0)=ψ(t) называют полная фаза. Отсюда φ0 = ψ(t=0).

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Рис. 1.2. Временные диаграммы двух гармонических сигналов

Кроме амплитуд о величине периодических сигналов судят по их среднеквадратичным (действующим) значениям за период, I, U, E –

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru , етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru , етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru .

Для синусоидальных сигналов законы Кирхгофа и Ома и анализ цепей удобно проводить используя комплексную форму записи.

При комплексном представлении гармоническое колебание как функция времени заменяется комплексной амплитудой, т.е. комплексным числом, не зависящим от времени. Это делается для упрощения записи и выполнения операций над гармоническими функциями.

Комплексная амплитуда содержит информацию о двух важнейших параметрах гармонического сигнала – об амплитуде и начальной фазе. Комплексная амплитуда и гармоническая функция времени при известной частоте ω связаны взаимнооднозначно, т.е.

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru .

Пример 1. Например, гармоническому колебанию u(t) = 256 cos(2π100t – 45°) соответствует комплексная амплитуда етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru m = 256 ej45.

Справедливо и обратное. Если известна комплексная амплитуда гармонического сигнала етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru m = 256 ej45 и частота ω=2π100, то этому соответствует гармоническое колебание u(t) = 256 cos(2π100t – 45°).

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru Рис. 2.9
Im
j0
a
A = Öa2+b2
Re
b
Геометрически комплексная амплитуда представляет собой вектор, характеризуемый модулем и фазой, равными, соответственно, амплитуде и начальной фазе гармонической функции, как это показано на рис. 4.7,

Законы Ома и Кирхгофа в комплексной форме

Они имеют совершенно такой же вид, как и соответствующие уравнения для цепей постоянного тока. Только токи, ЭДС, напряжения и сопротивления входят в уравнение в виде комплексных величин: комплексных амплитуд и комплексных сопротивлений.

1. Закон Ома.Он устанавливает связь между комплексными амплитудами тока и напряжения на участке цепи. 1.8. Закон Ома для участка цепи, не содержащего источника ЭДС (рис. 1.8):

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru Рис. 1.8
Im
Z
j1
j2
етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ,

где етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru и етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru - комплексные амплитуды тока и напряжения на участке цепи; Z – комплексное сопротивление участка цепи, етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru –комплексные амплитуды потенциалов на данном участке цепи.

2. Первый закон Кирхгофа: Алгебраическая сумма комплексных амплитуд (действующих значений) токов в узле равна нулю

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru . (1.5 а)

3. Второй закон Кирхгофа: В замкнутом контуре электрической цепи алгебраическая сумма комплексных амплитуд (действующих значений, ЭДС) равна алгебраической сумме комплексных падений напряжений в нём.

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru . (1.5 б)

Комплексное сопротивление элемента (участка цепи)

Под комплексным сопротивлением понимают отношения комплексной амплитуды входного напряжения к комплексной амплитуде входного тока:

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru . (1.6)

где Z –модуль комплексного сопротивления, φ=ψu - ψi – начальная фаза или аргумент комплексного сопротивления; R - активного сопротивления, X– реактивному сопротивлению, причем Z=(R2+X2)1/2, а φz(ω)=ψui =arctg(X/R).

По виду записи комплексного сопротивления можно судить о характере участка цепи: Z=R – активное (резистивное) сопротивление; Z=R+jX — активно-индуктивное сопротивление; Z=R – j X — активно-емкостное

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru - комплексная проводимость, величина, обратная комплексному сопротивлению:

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Метод комплексных амплитуд состоит в следующем:

1) исходная схема электрической цепи заменяется комплексной схемой замещения, в которой:

а) все пассивные элементы заменяются их комплексными сопротивлениями, как показано на рис. 4.27.

б) все токи и напряжения в схеме заменяются их комплексными амплитудами, т.е. х(t) = Xm cos(w0t – jx) ® Xm = Xm ejjx.

ZL=jwL
L
ZC=1/(jwC)
C
ZR=R
R
етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru
Рис. 4.27

2) Расчет электрической цепи сводится к составлению уравнений состояния цепи на основе законов Ома и Кирхгофа в комплексной форме и нахождению комплексных амплитуд токов или напряжений на интересующих нас участках цепи, т.е. Ym = Ym ejjy.

3) Запись окончательного решения состоит в замене рассчитанных комплексных амплитуд на гармонические функции времени, т.е.

Ym =Ym e jjy ® y(t) = Ym cos(w0t – jy).

Пример 5. Алгоритм метода рассмотрим на примере анализа цепи, структура которой приведена на рис. 4.29.

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Рис. 4.29. RLC-цепь второго порядка

На вход цепи подается синусоидальное воздействие етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru . Параметры воздействия и элементов цепи известны: Um=1 В, ω =1 с-1 , φ u=900 , R=1 Ом, L=1 Гн, C=1 Ф. Требуется определить токи и напряжения ветвей, построить векторную диаграмму.

Решение.

1. Представим воздействие в комплексной форме:

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru .

2. Построим схему замещения цепи в частотной области, заменив элементы цепи комплексными двухполюсниками, как это показано на рис. 4.30.

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Рис. 4.30. Схема замещения цепи в частотной области

3. Произведем расчет реакций (токов и напряжений) в комплексной области. При этом можно воспользоваться законами Кирхгофа и Ома в комплексной форме, а также известными методами расчета резистивных цепей:

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru , етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru , етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ,

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ,

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru , етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ,

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ,

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru , етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru .

3. Построим векторную диаграмму для токов и напряжений в цепи. Для этого на комплексной плоскости откладываются в соответствующем масштабе найденные токи и напряжения, как показано на рис. 4.31.

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Рис. 4.31. Векторная диаграмма

Построение векторной диаграммы, как правило, является конечным результатом решения подобных задач. Векторная диаграмма показывает амплитуду и начальную фазу любого тока или напряжения. При необходимости записать временную функцию тока или напряжения, это всегда можно сделать, имея векторную диаграмму. Например, напряжение на L-элементе имеет амплитуду етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru , а начальную фазу 1350, значит, во временной области это напряжение можно записать так:

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru .

ример 2.

Активное сопротивление катушки Rк=6 Ом, индуктивное Xl=10 Ом. Последовательно с катушкой включено ативное сопротивление R=2Ом и конденсатор сопротивлением хс=4 Ом (рис.2,а). К цепи приложено напряжение U=50В ( действующее значение). Определить :1) полное сопротивление цепи;2)ток;3)коэффициент мощности;4)активную, реактивную и полную мощности;5) напряжения на каждом сопротивлении. Начертите в масштабе векторную диаграмму цепи.

Решение: етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

1.Определяем полное сопротивление цепи

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

2.Определяем ток

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

3.Определяем коэффициент мощности цепи

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

по таблицам Брадиса находим j=36050’ . Угол сдвига фаз j находим по синусу во избежание потери знака угла ( косинус является четной функцией)

4.Определяем активную мощность цепи

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

или

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Здесь

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

5.Определяем реактивную мощность цепи

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

6.Определяем активную мощность цепи

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

или

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

7.Определяем падение напряжения на сопротивлениях цепи

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ; етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ; етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru ;

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Построение векторной диаграммы начинаем с выбора масштаба для тока и напряжения. Задаемся масштабом по току : в 1см – 1,0А и масштабом по напряжению : 1см- 10В. Построение векторной диаграмм ( рис.2,.б) начинаем с вектора тока, который откладываем по горизонтали в масштабе

Вдоль вектора тока откладываем векторы падения напряжения на активных сопротивления URк и UR:

Из конца вектора UR откладываем в сторону опережения вектора тока на 900 вектор падения напряжения UL на индуктивном сопротивлении длиной етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru .Из конца вектора UI откладываем в сторону отставания от вектора тока на 900 вектор падения напряжения на конденсаторе UC длиной етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru . Геометрическая сумма векторов URк, UR, UL и UC равна полному напряжению U, приложенному к цепи .

ример 3.

На рис. 3,а задана векторная диаграмма для неразветвленной цепи, ток I и падения напряжений на каждом сопротивлении ( U1, U2 и т.д.) Определить характер и величину каждого сопротивления, начертить эквивалентную схему цепи, вычислить приложенное напряжение и угол сдвига фаз j.

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Решение:

1.Из векторной диаграммы следует, что напряжение U1 отстает от тока на угол 900. Следовательно, на первом участке включен конденсатор, сопротивление которого

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Вектор напряжение на втором участке U2 направлен параллельно вектору тока, т.е. совпадает с ним по фазе. Значит, на втором участке включено активное сопротивление

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Вектор напряжения на третьем участке U3 опережает вектор тока на угол 900, что характерно для индуктивности, сопротивление которой

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

На четвертом участке включено активное сопротивление

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Эквивалентная схема цепи приведена на рис. 3, б.

2.Из векторной диаграммы определяем значение приложенного напряжения и угол сдвига фаз:

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru .

Пример:

К электрической цепи, рис. 3.12, а, подведено синусоидальное напряжение частотой f = 50 Гц с действующим значением U = 100 В. Параметры элементов схемы: R1 = 30 Ом, L = 0,1 Гн, C = 50 мкФ, R2 = 20 Ом. Определить токи в ветвях схемы и показания приборов. Составить баланс мощности. Построить в масштабе векторную диаграмму токов и напряжения.

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru
Рис. 3.12 – Параллельная цепь:
а) схема замещения; б) векторная диаграмма

Решение

Определяем комплексные сопротивления параллельных ветвей. Сопротивление первой ветви

Z1 = R1 + jXL,

где

XL = jωL = 2πfL = 6,28∙50∙0,1 = 31,4 Ом;

Z1 = 30 + j31,4 Ом.

Комплексное сопротивление второй ветви

Z2 = R2jXС;

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Z2 = 20 – j63,7 Ом.

Находим комплексные значения токов в ветвях

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

I = I1 + I2 = 1,6 – j1,64 + 0,45 + j1,43 = 2,05 – j0,21 A.

Действующие значения

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Для определения показания вольтметра составляем уравнение согласно второго закона Кирхгофа для контура б, в, г, д, б. Произвольно выбираем направление обходе контура, показанное на рис. 3.12, а стрелкой

0 = Uбв + R2I2R1I1;

1.. Uбв = R2I2R1I1 = 20·(0,45 + j1,43) – 30(1,6 – j1,64) =

= 9 + j28,6 – 48 + j49,2 = - 39 + j77,8;

Uбв = 39 – j77,8 В.

Вольтметр покажет действующее значение напряжения Uбв

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

Ваттметр измеряет мощность, потребляемую активной нагрузкой (R1 и R2).

Известно, что

Р = U·I·cosφ.

В этом выражении неизвестным является cosφ, где φ угол сдвига между напряжением U и током I. Определить угол φ (или cosφ) можно разными путями. Например, cosφ можно найти из выражения для общего тока, учитывая, что начальная фаза напряжения равна нулю. Для этого обратимся к комплексному значению общего тока

I = 2,05 – j0,21 A,

где IR = 2,05 – активная составляющая тока (проекция комплексного вектора полного тока на ось действительных чисел);

IX = - j0,21 – реактивная составляющая тока (проекция комплексного вектора полного тока на ось мнимых чисел).

Тогда

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

где I = 2,06 А – действующее значение общего тока.

Показание ваттметра

Р = 100∙2,06∙0,995 = 205 Вт.

Составим баланс мощностей.

Полная мощность, поступающая от источника

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

где PИ = 205 Вт; QИ = 21 Вар.

Мощности приёмников

етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru
етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru

SП = РП + jQП = 205 + j21,34 ВА.

Результаты расчётов показывают, что баланс мощности сходится, т. е. токи найдены правильно.

Векторную диаграмму строим на комплексной плоскости, рис. 3.12, б. Выбираем масштабы тока и напряжения: етодические указания к решению задач 3 и 4. . - student2.ru (Масштаб выбирается с таким расчётом, чтобы векторная диаграмма занимала примерно половину страницы). Откладываем вектор напряжения совпадающий с осью +1. Затем откладываем вычисленные значения токов I1, I2, I. Действительные значения – на оси +1, мнимые значения – на оси +j.

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)

Контрольные вопросы к зачету (экзамену ) по разделу "Основы электротехники".

1. Электробезопасность. Характеристики поражения человека электрическим током.

2. Основные определения: электротехника, электричество, электрическое поле, потенциал, напряжение, электрический ток, источники тока , электродвижущая сила (ЭДС), закон Ома , законы Кирхгофа.

3. Электрическая цепь. Пассивные и активные элементы цепи. Параметры электрической цепи.

4. Расчет электрических цепей постоянного тока методом законов Кирхгофа, методом контурных токов.

5. Энергия и мощность постоянного тока. Баланс мощностей.

6. Переменный ток. Однофазный синусоидальный ток. Основные параметры: мгновенные, действующие и средние значения тока, напряжения и ЭДС. Генерирование переменного тока.

7. Представление переменного тока комплексными величинами. Метод комплексных диаграмм.

8. Метод комплексных амплитуд. Закон Ома и законы Кирхгофа в комплексной форме.

9. Активное сопротивление, индуктивность и емкость в цепи переменного тока.

10. Последовательная и разветвленные цепи переменного тока с активным сопротивлением, емкостью и индуктивностью. Резонанс тока. Резонанс напряжения.

11.Мощность и энергия в цепи переменного тока. Активная, реактивная и полная мощность. Единицы измерения. Баланс мощностей.

12.Трехфазные электрические цепи. Основные определения. Линейные и фазные токи и напряжения. Маркировка фазы. Способы соединения генераторов и приемников типа звезда и треугольник. Трехпроводные и четырехпроводные цепи. Нейтральный провод.

13. Короткое замыкание фазы. Разрыв линейного провода. Мощность в цепи трехфазного тока.

14. Нелинейные электрические цепи. Аппроксимация нелинейных характеристик.

15. Расчет цепей постоянного тока с одним или несколькими нелинейными элементами.

16. Основные магнитные величины. Магнитные цепи постоянного тока.

17. Магнитные цепи переменного тока. Ферромагнитные материалы.

18. Расчет катушки с магнитопроводом и воздушным зазором.

19. Энергия и основные потери в магнитопроводе.

20 Трансформатор. Основные режимы работы.

21. Устройство и принцип действия машин постоянного тока.

22. Генератор постоянного тока. Основные характеристики.

23.Двигатель постоянного тока. Основные характеристики.

24.Устройство и принцип действия машины переменного тока.

25. Асинхронный двигатель. Основные характеристики.

26. Синхронный генератор. Основные характеристики.

емы рефератов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа студентов состоит в изучении ряда теоретических вопросов по темам дисциплины, перечень которых приведен в таблице 5 и составления рефератов..

Таблица 5

№ п/п Тема дисциплины
Тема 1. Электрические цепи. Основные определения, топологические параметры
Тема 2. Методы расчета линейных электрических цепей
Тема З. Однофазный переменный ток
Тема 4. Электрические цепи трехфазного тока.
Тема 5. Магнитные цепи и электромагнитные устройства.
Тема 6. Трансформаторы
Тема 7. Асинхронные машины
Тема 8. Машины постоянного тока (МПТ)
Тема 9. Синхронные машины
Тема 10. Электрические измерения и приборы
Тема 11. Основы электроники и элементной базы современных электронных устройств
Тема 12. Источники вторичного электропитания
Тема 13. Усилители электрических сигналов
Тема 14. Импульсные и автогенераторные устройства
Тема 15. Основы цифровой электроники
Тема 16. Микропроцессорные средства

Наши рекомендации