Комментарий к форме-схеме
Содержит последовательное описание строения каждого раздела формы. Он должен включать:
1) описание структуры всех разделов формы
а) тональный план (определение, логика +обоснование)
б) тематическое содержание
в) масштабную характеристику (количество тактов + пропорциональность)
г) форма раздела (определение + подробная тематическая, тональная и структурная классификация)
д) форма составляющих его более мелких частей – периодов, построений
(определение, подробная тематическая, тональная, структурная классификация, масштабно-тематические структуры)
е) функция раздела (определение + обоснование)
ж) функции составляющих его мелких частей (определение +обоснование)
з) соответствие структуры, тонального плана и тематического содержания раздела, его функции
2) итоговое определение формы
а) определение формы с описанием ее разновидности
б) подробное обоснование итогового определения формы.
2.3. Анализ средств выразительности.
Описание экспонирующих разделов – подробное. В развивающих разделах указать те средства, которыми осуществляется развитие. В репризных - отличия в средствах выразительности по сравнению с экспозиционным изложением.
Все музыкальные приемы рассматриваются в связи с образным содержанием.
1) анализ мелодической линии
а) общий контур (место главной мелодической вершины) б) соотношение скачков и поступенности; характеристика наиболее заметных интервальных ходов (скачков) и диапазона участков поступенного движения
в) преобладающие типы мелодического движения
г) интонационная характеристика мелодии
2) анализ ладотональных средств
а) обоснованность выбора лада и главной тональности
б) характеристика тонального плана; частота и способы (модуляция, отклонение, секвенция) тональных перемен
в) внезапность и дальность смен тональностей (степень тонального родства)
г) глубина погружения и длительность пребывания в новой тональности
3) анализ гармонии
а) структура аккордов и фонизм гармонии
в) степень устойчивости (частота появления тоники)
г) частота и регулярность смены гармоний
4) анализ метроритмических особенностей
а) характеристика метра (регулярно-акцентный или нет); преобладание
двухдольости или трехдольности; строение метра высшего порядка
б) соотношение мотива с тактом (метрический и эпизодический акценты) и
строение метрического мотива (хорей, ямб, амфибрахий)
в) разнообразие ритмических длительностей, повторяемость простейших
ритмических оборотов
г) наличие ритмоформул, их жанровая и национальная характерность
5) анализ фактуры
а) вид фактуры, определение всех функций ее голосов
б) все перемены и совмещения функций голосов. Виды фигурации
в) плотность фактуры
г) жанровая характерность фактурных приемов
6)произвольный анализ второстепенных средств выразительности – темпа, тембра, динамики, агогики
7) связь и взаимодействие выразительных средств между собой
а) основные средства создания кульминации
б) проявление гармонии в мелодии (преобладание аккордовых или
неаккордовых звуков в мелодии)
в) соотношение мелодии с метром (отношение неаккордовых звуков
мелодии к сильной доле)
г) соотношение гармонии с метром (смены гармонии с сильной долей)
д) соотношение метра с фактурой (метрическая опорность баса)
е) соотношение ритма и метра (ритмическое выделение сильных долей)
ж) тип взаимодействия всех средств (параллельный, взаимодополняющий).
Выводы должны содержать обобщение данных анализа по следующим параметрам:
1) типичные черты данной формы
2) индивидуальные черты данной формы
3) наиболее характерные используемые выразительные приемы
4) связь выразительных средств со стилем
а) с индивидуальным композиторским стилем
б) с эпохальным стилем (со стилем творческого направления, к которому принадлежит композитор)
в) с национальным музыкальным стилем
Нежелательные качества (недостатки) работы:
неграмотность
неаккуратность компьютерного оформления текста
отсутствие отдельных составляющих работы:
содержание (план) работы
библиографический список
ксерокопия нотного текста произведения
форма-схема (по образцу)
комментарий к схеме
неправильность оформления отдельных частей работы:
титульный лист
содержание (план) работы
библиография (неполнота списка, неполнота данных)
форма-схема (пропущенные ряды схемы).
5) нарушение пропорций работы
Образец титульного листа курсовой работы по анализу музыкальных форм
УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»
Кафедра теории музыки и музыкального образования
Анализ формы и средств музыкальной выразительности
Третьей баллады для ф-но Ф. Шопена
Курсовая работа по анализу музыкальных форм
Студента 416а группы ФЗО Иванова П.В.
Научный руководитель
кандидат искусствоведения, доцент И.В.Ухоава
Минск 2013
Методика составления схемы формы музыкального произведения