Комментарий к форме-схеме

Содержит последовательное описание строения каждого раздела формы. Он должен включать:

1) описание структуры всех разделов формы

а) тональный план (определение, логика +обоснование)

б) тематическое содержание

в) масштабную характеристику (количество тактов + пропорциональность)

г) форма раздела (определение + подробная тематическая, тональная и структурная классификация)

д) форма составляющих его более мелких частей – периодов, построений
(определение, подробная тематическая, тональная, структурная классификация, масштабно-тематические структуры)

е) функция раздела (определение + обоснование)

ж) функции составляющих его мелких частей (определение +обоснование)

з) соответствие структуры, тонального плана и тематического содержания раздела, его функции

2) итоговое определение формы

а) определение формы с описанием ее разновидности

б) подробное обоснование итогового определения формы.

2.3. Анализ средств выразительности.

Описание экспонирующих разделов – подробное. В развивающих разделах указать те средства, которыми осуществляется развитие. В репризных - отличия в средствах выразительности по сравнению с экспозиционным изложением.

Все музыкальные приемы рассматриваются в связи с образным содержанием.

1) анализ мелодической линии

а) общий контур (место главной мелодической вершины) б) соотношение скачков и поступенности; характеристика наиболее заметных интервальных ходов (скачков) и диапазона участков поступенного движения

в) преобладающие типы мелодического движения

г) интонационная характеристика мелодии

2) анализ ладотональных средств

а) обоснованность выбора лада и главной тональности

б) характеристика тонального плана; частота и способы (модуляция, отклонение, секвенция) тональных перемен

в) внезапность и дальность смен тональностей (степень тонального родства)

г) глубина погружения и длительность пребывания в новой тональности

3) анализ гармонии

а) структура аккордов и фонизм гармонии

в) степень устойчивости (частота появления тоники)

г) частота и регулярность смены гармоний

4) анализ метроритмических особенностей

а) характеристика метра (регулярно-акцентный или нет); преобладание
двухдольости или трехдольности; строение метра высшего порядка

б) соотношение мотива с тактом (метрический и эпизодический акценты) и
строение метрического мотива (хорей, ямб, амфибрахий)

в) разнообразие ритмических длительностей, повторяемость простейших
ритмических оборотов

г) наличие ритмоформул, их жанровая и национальная характерность

5) анализ фактуры

а) вид фактуры, определение всех функций ее голосов

б) все перемены и совмещения функций голосов. Виды фигурации

в) плотность фактуры

г) жанровая характерность фактурных приемов

6)произвольный анализ второстепенных средств выразительности – темпа, тембра, динамики, агогики

7) связь и взаимодействие выразительных средств между собой

а) основные средства создания кульминации

б) проявление гармонии в мелодии (преобладание аккордовых или
неаккордовых звуков в мелодии)

в) соотношение мелодии с метром (отношение неаккордовых звуков
мелодии к сильной доле)

г) соотношение гармонии с метром (смены гармонии с сильной долей)

д) соотношение метра с фактурой (метрическая опорность баса)

е) соотношение ритма и метра (ритмическое выделение сильных долей)

ж) тип взаимодействия всех средств (параллельный, взаимодополняющий).

Выводы должны содержать обобщение данных анализа по следующим параметрам:

1) типичные черты данной формы

2) индивидуальные черты данной формы

3) наиболее характерные используемые выразительные приемы

4) связь выразительных средств со стилем

а) с индивидуальным композиторским стилем

б) с эпохальным стилем (со стилем творческого направления, к которому принадлежит композитор)

в) с национальным музыкальным стилем

Нежелательные качества (недостатки) работы:

неграмотность

неаккуратность компьютерного оформления текста

отсутствие отдельных составляющих работы:

содержание (план) работы

библиографический список

ксерокопия нотного текста произведения

форма-схема (по образцу)

комментарий к схеме

неправильность оформления отдельных частей работы:
титульный лист

содержание (план) работы

библиография (неполнота списка, неполнота данных)

форма-схема (пропущенные ряды схемы).

5) нарушение пропорций работы

Образец титульного листа курсовой работы по анализу музыкальных форм

УО «Белорусский государственный университет культуры и искусств»

Кафедра теории музыки и музыкального образования

Анализ формы и средств музыкальной выразительности

Третьей баллады для ф-но Ф. Шопена

Курсовая работа по анализу музыкальных форм

Студента 416а группы ФЗО Иванова П.В.

Научный руководитель

кандидат искусствоведения, доцент И.В.Ухоава

Минск 2013

Методика составления схемы формы музыкального произведения

Наши рекомендации