Б) в условном наклонении только в одной форме: нездоровилось бы; в) в неопределённой форме: нездоровиться

3. Объяснительный диктант.

К вечеру солнце было чисто на западе, но с другой стороны погромыхивали тучи, сильно парило. И трудно было угадать, обойдётся или нет без грозы в эту ночь.

Во множестве цветут львиные зевы синие, в лесу заячья капуста и душистый горошек. Везде пахло черёмухой. Гомонили петухи и журавли. Лещ и карась подошли к берегу.

За озером долго сверкала зарница. В лиственном лесу от лёгкого ветра первые был слышен зелёный шум.

(По М. Пришвину.)

-Озаглавьте данный текст. («Зелёный шум».)

-В каких предложениях не указывается на действующее лицо (предмет)? Определите наклонение и время глаголов, употреблённых в этих предложениях.

III. Подведение итогов урока.

Почему безличные глаголы так названы?

Приведите примеры безличных предложений.

IV. Домашняя работа упражнение.

1) прочитайте п. 87;

2) выучите правило на странице 207

3) письменно выполните упражнение 512

Урок 2. «Безличные глаголы». Закрепление.

I. Актуализация знаний.

В каком времени употребляются безличные глаголы?

Что обозначают безличные глаголы?

Чем являются безличные глаголы в предложении?

II. Работа с учебником.

Самостоятельно понаблюдайте и скажите: в какой колонке личные глаголы употреблены как безличные?

I. Свежая листва приятно пахнет. │ Пахнет весной.

II. Ель темнеет вдали. │В лесу темнеет

Слово учителя.

Личных глаголов, которые могут употребляться в безличном значении, гораздо больше, чем глаголов собственно безличных. Личные глаголы в безличном употреблении теряют формы изменения и застывают в форме 3-его лица единственного числа или в форме среднего рода: Воздух свежеет – на улице свежеет: Ветер воет- в трубе воет; солнце пригревало землю – в полдень пригревало.

Конструкции с данным типом глагола могут обозначать состояние природы, стихийные явления, состояние окружающей среды: Посветлело; На лесопильном дворе горит (А Чехов); психическое или физическое состояние живых существ: Дух захватило: чувственные восприятия, ощущения: Пахло мятой.

III. Закрепление.

· Упражнение 513.

Выпишите предложения с личными глаголами, употреблёнными как безличные. Затем выпишите остальные предложения, подчёркивая в них главные члены.

1.Слегка прогремело. 2. Где-то д..леко прогремело эхо. 3. Лес задумчиво шумит. Шумит в ушах. 5.В поле пахн..т мёдом. 6. Ландыш уд..вительно пр..ятно пахн..т. 7. Свершилось чудо! 8. (Ни)чего чудесного (не)свершилось.

· Упражнение 514.

Поставьте глаголы в прошедшем времени. Можете ли вы сказать, кто производил эти действия? Почему в данном случае употреблены глаголы в форме среднего рода? Обозначьте вид глагола.

Наверху, на чердаке (посвистывать), (подвывать) протяжно. Вот – (затянуть) басом: «Уууууу…». Потом завитком (перейти) на тонкий, жалобный голос и (засвистеть) в одну ноздрю. И снова (спуститься) в бас и надуть губы.

IV. Выводы:

Безличные глаголы в предложении всегда выполняют функцию сказуемого.

В предложениях с безличными глаголами не может быть подлежащего.

Безличные предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными.

Домашнее задание: упр. 517.

По данному учебному комплекту данная тема изучается следующим образом: кроме определения безличного глагола, автор знакомит учащихся с употреблением этих глаголов в изъявительном, условном наклонении и в неопределённой форме. Практический материал позволяет также отработать умения находить не только безличные глаголы, но и личные глаголы, употреблённые как безличные. На практике учащиеся могут убедиться, что в предложениях с безличными глаголами не может быть подлежащего и что такие предложения могут быть как распространенными, так и нераспространенными. Но авторы учебника не предоставляют классификацию безличных глаголов, а учащиеся самостоятельно должны сделать вывод, выполнив практическое задание.

Следующий учебно - методический комплект,который мы проанализировали, под редакциейМ. М. Разумовской, С. И. Львовой, В. И. Капинос.

В соответствии с целью обучения усиливается речевая направленность курса. В программе расширена понятийная основа обучения связной речи. Теория

приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь

учащимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как на систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля. Структура курса формировалась с учетом за­кономерностей усвоения русского языка. 5 класс рассматривается как переходный от начального этапа учения к основному; 5—7 классы имеют морфолого-орфографическую направленность, включа­ют в содержание обучения вводный курс синтакси­са и пунктуации, фонетику и орфоэпию, лексику и

словообразование; 8—9 классы нацелены на освое­ние систематического курса синтаксиса и соответ­ствующих правил пунктуации.

Некоторое изменение традиционной структуры курса объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения учащихся в освоении родного языка.

В данном УМК тема «Безличные глаголы» вводится в 5 классе во II четверти. Всего на изучение глагола в этом классе отводится 41 учебный час. На изучение темы «Глагол» отводится 23 часа, тема урока: «Безличные глаголы. Переходные и непереходны глаголы.» Это урок изучения нового материала. Основные элементы содержания: Безличные глаголы. Значение и формы безличных глаголов. Употребление личных глаголов в значении безличных. Переходные и непереходные глаголы. Учебные исследования.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся:

· Знать: понятие безличные глаголы; значение и формы безличных глаголов; понятие переходные и непереходные глаголы.

· Уметь: определять форму глаголов в безличных предложениях; распознавать личные глаголы, употреблённые в значении безличных; различать переходные и непереходные глаголы.

Тип урока: изучение нового материала.

Место урока: последняя тема в разделе «Глагол» перед уроком РР и обобщением.

Фрагмент урока:

I. Актуализация.

Сейчас весна, апрель. Давайте посмотрим за окно и расскажем о том, что происходит в природе.

-А что мы чувствуем весной? Каково наше состояние? (Два предложения записываем на доске).

-Какая часть речи присутствует во всех ваших предложениях? (глагол).

-Давайте вспомним определение глагола.

Глагол обозначает действие предмета или лица.

-А какое же лицо действует в предложениях:

Весной рано светает. Потеплело.

-Есть здесь действующее лицо? (нет).

-Как же можно назвать глаголы без лица? – Безличные.

-Какой же будет тема урока?- Безличные глаголы.

-Какую цель урока поставим? (узнать, какие глаголы называются безличными, их роль в предложении.)

-Зачем нам это нужно знать? (Чтобы правильно употреблять в устной и письменной речи, быть грамотными, образованными, а значит, успешными в жизни).

II.Вход в тему.

1.-Мы говорим, что весной все чувствуют себя бодро, приподнято, любуются пробуждающейся природой. А кто острее всех, тоньше чувствует природу и передает это остальным людям? (Поэты).

2.Прочитаем выразительно стихотворение Плещеева «Весна».

-Понравилось оно вам? Чем?

-О чём стихотворение? (О весне, о надежде и ожидании счастья).

-Какими изобразительно-выразительными средствами передаёт поэт своё радостное настроение? (Восклицательные предложения, эпитеты: небесная; метафоры: небесная лазурь, пора метелей злых и бурь; олицетворения: бегут ручьи, лес оденется, унесла зима, злых бурь.)

-Есть ли в этом стихотворении безличные глаголы? (Повеяло).

-Почему вы так решили?

3. - Откроем учебник, посмотрим, как формулируется определение безличных глаголов.

Наши рекомендации