Критерии оценки знаний по анализу музыкальной формы (экзамен)

К моменту окончания курса студент должен сформировать теоретические знания по дисциплине и практические навыки анализа музыкальных произведений. Он должен освоить методики составления формы-схемы и анализа средств выразительности и уверенно их использовать.

3 балла. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм, назвать все изученные музыкальные формы в порядке их усложнения. Не умея сформулировать грамотное определение каждой формы, он может охарактеризовать их отличия своими словами. Должен знать, что такое период и какие бывают периоды (определение и классификация формы).

Практика: студент должен суметь определить границы периода в музыке и классифицировать его.

4 балла. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм и дать им определения; назвать все изученные музыкальные формы, сообщить их точные определения и классификацию.

Практика: студент должен уметь анализировать произведения простой формы – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов; в определении же формы в целом он может допустить неточности.

5 баллов. Теория: студент может перечислить все классы музыкальных форм и 5 основных понятий музыкального анализа, а также дать им определения; назвать все изученные музыкальные формы, сообщить их точные определения и классификацию и разъяснить ее своими словами (но грамотно).

Практика: студент должен уметь анализировать произведения простой формы – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов, дать грамотное определение формы в целом (допустимы неточности в классификации простой формы).

6 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, типы изложения приныипы развития. Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить жанровую область применения: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные средства выразительности и дать их определения.

Практика: студент должен уметь анализировать небольшое произведение сложной формы (сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, простое рондо, вариации) – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех периодов и всех простых форм; в определении же сложной формы он может допустить неточности.

7 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, соответствующие им типы изложения (их тематические, тонально-гармонические, структурные признаки), принципы развития. Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить жанровую область применения: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные средства выразительности, дать им определения, назвать параметры, от которых зависит выразительность данного музыкального средства.

Практика: студент должен уметь анализировать небольшое произведение сложной формы (сложную трехчастную форму, сложную двухчастную форму, простое рондо, вариации). Должен составить схему формы, в которой полно отразить верные результаты анализа всех периодов, всех простых форм (полная классификация); дать грамотное определение формы в целом (допустимы неточности в классификации сложной формы).

8 баллов. Теория: студент может назвать все классы музыкальных форм и их определения; перечислить функции частей формы, соответствующие им типы изложения (их тематические, тонально-гармонические, структурные признаки), принципы музыкального развития (обозначить их применение в различных формах). Может назвать все изученные музыкальные формы, по отношению к любой из форм может сообщить ее точное определение, классификацию, определение каждой разновидности данной формы и очертить область применения формы и ее разновидностей в конкретных музыкальных произедениях: а) в качестве самостоятельной формы, б) в качестве части более сложной формы. Может перечислить основные и дополнительные (главные и второстепенные) средства выразительности, дать им определения, назвать параметры, от которых зависит выразительность данного музыкального средства, привести музыкальные примеры.

Практика: студент должен уметь анализировать произведение сложной формы (большое рондо, рондо-сонату, сонату, модифицированную или усложненную сложную трехчастную форму) – составить схему формы, в которой он должен полно отразить верные результаты анализа всех структурных разделов – периодов, простых форм, сложных форм, дать им полные структурные описания (в соответствии с классификацией). В определении же формы он всего произведения может допустить неточности.

9 баллов. Теория: студент демонстрирует знание в объеме всего курса анализа музыкальных форм. В том числе –

всех понятий музыкального анализа,

разных музыкальных жанров (может назвать принципы их классификации),

музыкальных стилей (может охарактеризовать присущий им образный строй и типичные языковые средства, назвать основных представителей),

форм всех классов (может привести их определения, классификацию, область применения – при этом в качестве примеров на все разновидности каждой формы может назвать конкретные музыкальные произведения, принадлежащие разным эпохальным стилям),

средств музыкальной выразительности, основных и дополнительных (может сформулировать определения, назвать все аспекты, определяющие их выразительность, показать связь с другими средствами, соотнести их с разными эпохами и стилями),

функций частей формы, соответствующих им типов изложения (их тематических, тонально-гармонических, структурные признаков), принципов музыкального развития (может объяснить их применение в различных формах и привести примеры).

Практика: студент должен уметь анализировать не типовую, а индивидуализированную музыкальную форму, а также произведение смешанной или свободной формы, составить его подробную форму-схему и аргументированно обосновать свое определение формы в целом.

10 баллов.В процессе экзаменационного ответастудент должен продемонстрировать теоретические знания не только в пределах анализа музыкальных форм, но в объеме всего курса музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин (в котором анализ музыкальных форм является завершающим и обобщающим этапом). Студент должен также свободно ориентироваться в музыкальной литературе, иллюстрируя свой ответ примерами музыки разной жанровой и стилевой направленности.

При анализе музыкального произведения студент показывает практические навыки в области анализа формы, ладотонального плана, гармонии, фактуры, тематизма, демонстрирует самостоятельность и зрелость аналитического подхода.

Наши рекомендации