Сестринский процесс при гломерулонефрите
Своевременно выявлять настоящие, потенциальные проблемы и нарушенные жизненно важные потребности пациента и членов его семьи.
Возможные проблемы пациента:
Ø нарушение питания;
Ø расстройство мочеиспускания;
Ø отеки;
Ø гипертензия;
Ø снижение устойчивости к нагрузкам вследствие интоксикации;
Ø высокий риск развития реинфекции, тяжелых осложнений;
Ø снижение познавательной деятельности;
Ø тяжелая реакция на госпитализацию;
Ø страх перед инвазивными манипуляциями;
Ø социальная дезадаптация;
Ø длительная разлука с родственниками и друзьями;
Ø ограничения в выборе профессии;
Ø инвалидизация.
Возможные проблемы родителей:
Ø дефицит знаний о заболевании и уходе;
Ø плохое понимание нужд ребенка;
Ø недоверие к проводимому лечению;
Ø необходимость обеспечения ребенка лечебным питанием в течение длительного срока;
Ø чувство бессилия и вины;
Ø ситуационный кризис в семье.
Сестринское вмешательство:
1. Информировать родителей о причинах заболевания, основных клинических проявлениях, особенностях течения, принципах лечения, возможном прогнозе.
2. Содействовать организации госпитализации ребенка в нефрологическое отделение, оказать психологическую поддержку ему и его родителям.
3. Осуществлять контроль соблюдения ребенком строгого постельного режима, обеспечить ему комфортное положение в постели (следить, чтобы тело находилось в равномерном тепле, что способствует снятию спазма сосудов, улучшению процессов кровотока в почках и фильтрации в клубочках, восстановлению диуреза). Длительность постельного режима, обычно 2-3 недели. Критерии перевода на полупостельный режим: нормализация АД, отсутствие отеков, восстановление диуреза, улучшение показателей мочи (протеинурия менее 1%, гематурия не более 10-20% эритроцитов).
4. Проводить мониторинг жизненно важных функций (температуры, пульса, АД, ЧДД, суточного водного баланса, весовой кривой и др.).
5. Обеспечить ребенка диетотерапией и дозированным приемом жидкости. В первые 5-7 дней назначается стол №7а (бессолевой с ограничением животного белка, путем исключения из рациона мяса и рыбы). Общая энергетическая ценность пищи должна быть адекватной потребностям ребенка и компенсируется за счет увеличения в рационе углеводов и растительных жиров. Затем переводят на гипохлоридную диету: пищу готовят без соли, добавляя ее только в готовые блюда из расчета 0,5 г в сутки; для улучшения вкусовых качеств добавляют фруктово-ягодные подливки, а через 2 месяца увеличивают соль до 3-4 г в сутки. Длительность гипохлоридной диеты зависит от выраженности отеков и артериальной гипертензии. Кулинарная обработка: пюрирование, отваривание, тушение. Через 3-4 недели от начала заболевания белковая нагрузка должна постепенно увеличиваться и соответствовать возрастной норме, поэтому назначается диета №7, в пищевой рацион включаются следующие продукты: молоко, кефир, яйца, сметану, сливочное и растительное масло, крупы, картофель, овощи, фрукты, соки, сахар, варенье, мармелад, зефир, бессолевой хлеб. Затем диета расширяется и в меню вводят: пшеничный хлеб, отварное мясо или рыбу через день, творог. Из пищевого рациона исключаются: мясные, рыбные, грибные бульоны, острые, соленые, жареные блюда, экстрактивные вещества, тугоплавкие жиры, копчености.
6. Объем жидкости вводимой в течение суток не должен превышать суточный диурез (при назначении питьевого режима учитывать жидкость, выделенную накануне).
7. Постоянно поощрять ребенка к самоуходу (убедить регулярно чистить зубы, принимать душ, правильно проводить туалет наружных половых органов, следить за чистотой тела и одежды), помочь ему в решении проблем с внешним видом (выбором прически, одежды и пр.). При расширении режима посоветовать ему, избегать переохлаждений (применять тепло на поясничную область в виде широкого шерстяного пояса, держать ноги в тепле, постоянно носить хлопчатобумажные или шерстяные носки, в зависимости от окружающей температуры воздуха).
8. Корректировать поведение ребенка, своевременно устранять дискомфорт, связанный с длительным пребыванием в постели, путем чтения книг, рисования, прослушивания спокойной музыки, игрой с любимыми игрушками, давать соответствующие его возрасту задания, постоянно стараться поддерживать положительный эмоциональный тонус, поощрять познавательную деятельность, дающую ему чувство удовлетворения.
9. Посоветовать родителям, поддерживать связь ребенка со школой и друзьями во время болезни. Рекомендовать систематически заниматься лечебной физкультурой, постепенно увеличивать физическую нагрузку, в периоде полной клинико-лабораторной ремиссии разрешается посещение специальной физкультурной группы.
10. Обучить родителей и ребенка проводить самоконтроль состояния (правиль-но оценивать самочувствие и вновь появившиеся симптомы, регулярно следить за динамикой массы тела, артериального давления, частотой и характером мочеиспусканий), вести дневник жизни, вносить в него назначаемые врачом лекар-ственные препараты и результаты анализов мочи и крови (уровень азотистых шлаков), объяснить критерии оценки основных лабораторных и функциональных исследований и пр.
11. Необходимо как можно раньше заняться социальной адаптацией ребенка, мотивировать его на выбор профессий, не связанных с физическими перегрузками, переохлаждением, способствовать развитию его интеллектуальных способностей.
12. В период реконвалесценции порекомендовать диспансерное наблюдение за ребенком врачами - педиатром и нефрологом в течение 5 лет, при этом необходимы ежемесячный, а затем ежеквартальный контроль состояния, анализов мочи и сыворотки крови (мочевина, электролиты, белковые фракции), своевременная санация хронических очагов инфекции.