Сестринский процесс при лейкозе.

Своевременно выявлять настоящие и потенциальные проблемы и жизненно важные потребности пациента и чле­нов его семьи.

Возможные проблемы пациента:

• боли в костях (связанные с разрастанием очагов лейке-мической инфильтрации);

• кровоизлияния в кожу, слизистые, кровотечения, нару­шение целостности кожи, слизистых;

• психоэмоциональное напряжение;

• беспокойство по поводу внешнего вида;

• снижение жизненных сил, переносимости нагрузок;

• высокий риск кровотечений;

• высокий риск суперинфекции вследствие снижения им­мунитета и проведения химиотерапии;

• необходимость длительного лечения;

• тяжелая реакция на госпитализацию;

• страх перед инвазивными вмешательствами;

• социальная дезадаптация.

Возможные проблемы родителей:

• ситуационный кризис семьи;

• дезадаптация семьи в связи с тяжелым заболеванием ре­бенка, изменением стереотипа жизни;

• страх за ребенка;

• дефицит знаний о заболевании;

• неадекватная оценка состояния ребенка;

• чувство бессилия, шок, поиски виновных;

• горевание в связи с возможной потерей ребенка;

• изменение внутрисемейных отношений и др. Сестринское вмешательство.

Информировать родителей и пациента о течении лейко­за, клинических проявлениях, основных принципах лечения, возможных осложнениях и профилактике рецидивов.

Содействовать госпитализации ребенка в специализиро­ванное гематологическое отделение. По возможности, обес­печить содержание ребенка в боксированных палатах, соз­дать условия, максимально приближенные к стерильным. Соблюдать строжайшую асептику и антисептику при выпол­нении манипуляций и уходе за ребенком.

Осуществлять мониторинг за жизненно важными функ­циями (температурой, пульсом, АД, ЧДД, состоянием кожи и слизистых, физиологическими отправлениями и др.).

Обеспечить режим, адекватный тяжести состояния ре­бенка. Критерии расширения режима: улучшение клинико-гематологических показателей, отсутствие осложнений. Своевременно готовить пациента к инвазивным вмешатель­ствам с помощью терапевтической игры, учитывая уровень развития и информированности, помочь осознать и объяс­нить подробно что, зачем и почему ему нужно делать.

Научить родителей проводить оценку боли по 10-ти бальной шкале с целью своевременного проведения обезбо­ливания. Соблюдать тишину, когда ребенок испытывает сильную боль или расстроен, находится под наркозом или высоко лихорадит. Обучить родителей оказанию первой по­мощи при развитии неотложных состояний (гипертермии, рвоте, носовом кровотечении и др.).

Регулярно оценивать эффективность проводимой тера­пии, своевременно сообщать врачу о побочных эффектах хи­миотерапии (слабость, анорексия, гипертермия, стоматит, аллопеция, запор и др.)- Помимо этого, заранее проинформи­ровать родителей и ребенка, если позволяет его возраст, о возможных побочных действиях проводимой ему химио- и гамматерапии. Содействовать атмосфере взаимопонимания и сотрудничества при выполнении протокола лечения, избегать фраз сочувствия, обвинений, использовать положительные примеры, объяснять непонятные термины и фразы или не­правильно воспринимаемые ребенком действия, рекомендо­вать общение со сверстниками с подобным заболеванием и имеющими позитивный опыт и хорошие результаты лечения.

Обеспечить ребенка питанием, удовлетворяющим воз­растные физиологические потребности организма: витамини­зированной диетой, обогащенной животным белком, солями калия и кальция. Пища должна быть легко усвояемой, не со­держать острых и травмирующих слизистую оболочку про­дуктов. Питание проводить дробно 5-6 раз в сутки. Вводить адекватный объем жидкости в виде дегазированной мине­ральной воды, соков, компотов.

Помочь семье преодолеть ситуационный кризис. Соз­дать атмосферу психологического комфорта, стараться под­держивать у ребенка положительный эмоциональный на­строй. Общаться с ним напрямую, а не через родителей, по­мочь осознать мотивы проводимого лечения, любые объяс­нения давать только тогда, когда он находится в спокойном состоянии и не страдает от боли. Обеспечить познавательную деятельность ребенка, разнообразить досуг (занимательными настольными играми, рисованием, лепкой, прослушиванием радио и просмотром детских телепередач, чтением книг и пр.).

После выписки из стационара оберегать ребенка от при­соединения интеркуррентных инфекций, ограничить посеще­ние общественных мест, избегать пребывания на открытом солнце.

Убедить родителей после выписки из стационара про­должить динамическое наблюдение за ребенком врачами -

педиатром, гематологом с целью контроля состояния, оценки гематологических показателей, коррекции поддерживающей терапии.

Помочь семьям, имеющим детей с лейкозом, объеди­ниться в группу родительской поддержки для решения во­просов воспитания, обучения и социальной адаптации.

Наши рекомендации