Сообщение темы и целей урока. Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Задание 1 (с. 112) – устно

Сначала ученики внимательно рас­сматривают образец приведенного в таблице примера вычитания, обращают внимание на то, как напеча­таны числа в таблице, как подписаны друг под дру­гом, объясняют значение нуля в записи числа 2043. После этого подробно рассматривается процесс «дро­бления» и замены 1 единицы высшего разряда 10 еди­ницами низшего соседнего разряда: «Из трех единиц нельзя вычесть 8 единиц. Возьмем один десяток и заменим его 10 единицами. Из нуля сотен также нельзя вычесть 5 сотен. Возьмем одну тысячу и заменим ее 10 сотнями. В таблице видно, что единиц после дробления стало 13, десятков — 3 (на один меньше), со­тен — 10, тысяч — 1 (на одну меньше).

Сейчас можно выполнять вычитание чисел пораз­рядно: из единиц — единицы, из десятков — десятки, из сотен — сотни, из тысяч — тысячи. При записи вычитания в столбик ученики ставят для памяти точ­ки над теми разрядами, которые подвергались дро­блению.

Аналогично объясняется вычитание чисел 5028 и 1654.

1. Вычитаю единицы: 8 ед. - 4 ед. = 4 ед. Пишу под единицами.

2. Вычитаю десятки: 2 дес. - 5 дес. — нельзя вы­честь. Нужно взять одну единицу следующего раз­ряда — сотню. Однако в разряде сотен нет единиц. Возьмем одну единицу в разряде тысяч — это 10 со­тен. Одну из этих сотен переносим в разряд десят­ков — это 10 десятков: 10 дес. + 2 дес. = 12 дес. Выполняю вычитание: 12 дес. - 5 дес. = 7 дес. Пишу под десятками.

3. Вычитаю сотни. В разряде сотен — 9 единиц: 9 с. - 6 с. = 3 с. Пишу под сотнями.

4. Вычитаю тысячи. В разряде тысяч — 4 едини­цы: 4 тыс. — 1 тыс. = 3 тыс. Пишу под тысячами.

5. Читаю ответ: 3374.

Задание 2 (с. 112)

Примеры решаются на доске и в тетра­дях с подробным комментированием.

Закрепление изученного материала

Задание 6 (с. 113)

Получатся такие примеры:

3789+2857=6646

5723+6282=12005

4468+3751=8219

Задание 4 (с. 112)

Сложение выполняется в столбик.

Задание 3 (с. 112)

2000+24500+2300+1700= 30500 (м2)= 3 га 500 м2

Задание 9 (с. 113)

Действия сложения и вычитания для нахождения неизвестных компонентов выполняются в столбик.

х + 23 856 = 497 943

х = 497 943 - 23 856

х = 474 087________

474087 + 23856 = 497943

497 943 = 497 943

135 487+ а = 567 834;

а = 432 347.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание:№ 10, № 11, стр. 113

МАТЕМАТИКА

Тема: Вычитание величин

Цели: познакомить с приемами вычита­ния величин; закрепить алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел.

Организационный момент

2. Устный счёт

Сравните выражения, не вы­числяя:

425 · 3... 4 250 · 4

179580 · 9... 179500 · 9

307 · 8... 3070 · 8

Найдите ошибки в решениях примеров:



Решите задачи:

а) В бассейне длиной 50 м про­водятся соревнования по плаванию. Сколько раз туда и обратно нужно проплыть спортсменам, если дис­танция равна 400 (1 500) м?

б) На грузовике на стройку до­ставили 4 т кирпича. Сколько штук кирпичей было на грузовике, если масса каждого кирпича 2 кг?

в*) Который теперь час, если с двенадцати часов дня прошло столько же времени, сколько оста­лось до двенадцати часов ночи?

Задание 3 (с. 114)

Сначала делаются вычисления, а за­тем — сравнение.

13 • 4 = 52,

12 • 5 = 60,

52 < 60, потому 13 • 4 < 12 • 5 и т. д.

Задание 5* (с. 115)

Способ I.

Количество красных гвоздик учитывается дважды: в красных цветах и в гвозди­ках. Потому общее количество цветов меньше, чем сумма красных цветов и гвоздик:

(18 000 + 3 000) - 20 000 = 1000 (ц.).

Способ II.

1) 20 000 -18 000 = 2000 (ц.) — не красных гвоздик;

2) 3000 - 2000 = 1000 (ц.) — красных гвоздик.

Способ III.

1) 20 000 - 3000 = 17 000 (ц.) — красных не гвоздик;

2) 18 000 - 17 000 = 1000 (ц.) — красных гвоздик.

Задание 7 (с. 115)

1) 12:3 = 4 (раза) — взяли больше сырого кофе;

2) 2·4 = 8 (кг) — получится жареного кофе.

Сообщение темы и целей урока

Объяснение нового материала

Задание 1 (с. 114)

Задание 2 (с. 114)

1) 3 км 50 м + 1 км 170 м = 4 км 220 м – вторая бригада;

2) 3 км 50 м + 4 км 220 м = 7 км 270 м – первая и вторая бригады;

3) 7 км 270 м – 2 км 30 м = 5 км 240 м – третья бригада;

4) 3 км 50 м + 4 км 220 м + 5 км 240 м = 12 км 510 м - всего

Задание 6 (с. 115) - устно

Длина ограды вокруг сада – это периметр сада прямоугольной формы.

Р = (а+в)·2 = 90 м 8 дм

Закрепление изученного материала

Задание 4 (с. 114)

а) (445 + 88 750) - 79 500 = 9695;

б) 85 660 - (51 810 - 9700) = 43 550

Задание 8 (с. 115)

Уравнения решаются с объяснением.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: № 9, № 10, стр. 115

МАТЕМАТИКА

Тема: Пропорциональное деление

Цели: закрепить действия сложения и вычитания многозначных чисел; познакомить учеников с задачами на пропор­циональное деление.

Организационный момент

2. Устный счёт

Математический диктант:

• найдите разность чисел 500 и 70;

• найдите сумму чисел 340 и 60;

• уменьшите 720 на 700;

• уменьшите 360 в 2 раза;

• увеличьте 420 на 80;

• увеличьте 170 в 3 раза;

• на сколько 150 меньше, чем 290?

• на сколько 170 больше, чем 30?

• найдите произведение чисел 370 и 2;

• найдите частное чисел 280 и 14;

• сумму чисел 11 и 7 разделите на 2;

• разность чисел 13 и 3 увеличьте в 4 раза.

Задание 3 (с. 116)

а) увеличится на 5;

б) уменьшится на 1.

Задание 5 (с. 116)

Вспоминаем правила сравнения мно­гозначных чисел.

2*37 < 2846 (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8);

34*5 < 3442 (0, 1, 2, 3);

5*73 < 5265 (0, 1);

8*4 < 846 (0, 1, 2, 3, 4).

Задание 8 (с. 117)

Решите задачи:

а) Хлебозавод ежедневно выпе­кает одинаковое количество хлеба. За 3 дня выпекли 900 т хлеба. Сколько хлеба выпекут за неделю?

б) Для школы купили 3 телевизо­ра и 2 радиоприемника. За все упла­тили 918 рублей. Цена радиопри­емника 54 рубля. Сколько стоит те­левизор?

в*) У Тани в портфеле лежат 2 красных и 2 синих карандаша. Таня, не глядя, хочет вынуть из портфеля красный карандаш. Сколько она дол­жна взять карандашей, чтобы среди них обязательно был красный?

Задание 6* (с. 117)

Из рисунка видно, что 6 тетрадей со­ставляют 3 одинаковые части.

1) 6 : 3 = 2 (т.) — было у Миши (одна часть);

2) 2·2 = 4 (т.) — было у Саши.

Наши рекомендации