Оценка конкурентоспособности товара
Степень коммерческого успеха товара на рынке, на котором существуют аналогичные товары, удовлетворяющие ту же потребность, что и он, зависит от конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность товара в общем случае определяется тремя факторами: свойствами данного товара, свойствами конкурирующих товаров, особенностями потребителей.
В качестве отдельного подраздела анализа товаров предприятия может быть проведена оценка их конкурентоспособности. Оценка конкурентоспособности товара включает следующие этапы:
Этап 1. Постановка целей анализа
Этап 2. Исследование рынка:
—выявление характеристик товара, определяющих его конкурентоспособность;
—выявление требований покупателей к этим характеристикам;
—оценка этих характеристик у товаров конкурентов.
Этап 3. Расчет показателей конкурентоспособности
Сначала необходимо уточнить цели анализа. Целями оценки конкурентоспособности могут быть повышение или оптимизация конкурентоспособности товара на конкретном географическом рынке, в конкретном сегменте рынка. Оптимизация показателей конкурентоспособности необходима для того, чтобы избежать «лишнего» уровня той или иной характеристики. Дело в том, что повышенное значение характеристики по сравнению с требованием покупателей во многих случаях не будет оценено ими, поэтому не приведет к повышению конкурентоспособности и затраты предприятия, связанные с этим, окажутся неэффективными.
Дальнейший этап анализа связан с проведением исследования рынка. Можно воспользоваться следующими методами исследований: экспертный опрос специалистов предприятия, опрос покупателей, наблюдение за покупателями в процессе покупки товара или пользования услугой. В ходе этих исследований необходимо собрать информационную базу для сравнения товаров:
— выявить характеристики товара и условия, сопутствующие продаже, которые для покупателей имеют наибольшую значимость;
—выявить, если это возможно, количественные и качественные требования покупателей по этим сегментам;
—собрать данные о характеристиках товаров — конкурентов и выявить среди них эталон, если он есть, по мнению покупателей. При проведении исследования необходимо иметь в виду, что мнения и требования сегментов рынка отличаются. Поэтому нужно точно определиться с рынком и сегментом. Этот вопрос рассматривается в разделе «Выбор целевого рынка».
Конкурентоспособность товара — относительный показатель и его оценка проводится путем сопоставления параметров товара анализируемого предприятия с параметрами другого товара, принятого за базу. Образцом может быть аналогичный товар, лучший, по мнению покупателей, экспертов или товар, имеющий наибольший объем продажи на рассматриваемом рынке. Также за базу сравнения можно принять «идеальный» товар, реально, может быть, не существующий, но имеющий характеристики, наилучшие с точки зрения покупателей; товар, полностью удовлетворяющий их требованиям. От выбора базы сравнения в значительной степени зависит не только результат оценки конкурентоспособности, но и эффективности принимаемых в дальнейшем решений.
Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Сравнение проводится по группам технических и экономических параметров. При оценке используются дифференциальный и комплексный методы оценки, суть которых вкратце изложена ниже.
Дифференциальный метод оценки конкурентоспособности основан на использовании единичных параметров анализируемой продукции и базы сравнения и их сопоставлении. Прежде всего, необходимо проанализировать соответствие его действующим в стране продажи нормативам (по токсичности, взрывоопасное™ и т. п.) и стандартам. При оценке по нормативным параметрам единичный показатель Кип принимает только два значения — 1 или 0. При этом если анализируемая продукция соответствует обязательным норкам и стандартам, показатель равен 1, если параметр продукции в нормы и стандарты не укладывается, то показатель равен 0.
Далее оценивают технические и потребительские параметры. Частный показатель конкурентоспособности товара по отдельно взятому параметру рассчитывается по формуле (14.1):
(14.1)
где — частный показатель конкурентоспособности по му параметру; — величина /-го параметра анализируемого параметра; — величина /-го параметра товара, принятого за эталон, или величина параметра, при котором потребность удовлетворена полностью.
В таком виде формула применяется, если рассматриваемый параметр тем лучше для потребителя, чем его значение выше (производительность, срок службы и т. д.). Если параметр тем лучше, чем он меньше (вес, габаритные размеры, энергопотребление), то дробь «переворачивается», т. е. параметр эталонного изделия должен быть в числителе. В соответствии с формулой (14.1) чем ближе к 100% частный коэффициент, тем товар ближе к эталону. Данные для расчета можно оформить по примеру табл. 14.4, где приведены некоторые потребительские и технические параметры пылесоса.
Таблица 14.4 Технические и потребительские параметры товара
Некоторые параметры продукции физически измерить нельзя, но они важны для покупателей: соответствие моде, дизайн, качество звучания (для аудиоаппаратуры), простота в обращении и др. Для оценки таких параметров можно использовать экспертный опрос. Эксперт оценивает параметр в баллах по определенной шкале (3, 5, 10-балльной и т. д.). Разные параметры можно оценивать по разным шкалам, например, качество звучания магнитофона по 10-балльной шкале, а внешний вид по 5-балльной. Главное, чтобы по одной шкале оценивался и анализируемый и эталонный товар, чтобы оценки можно было сопоставить.
После расчета частных показателей конкурентоспособности необходимо сделать их анализ, выяснить причины отставания каждого показателя продукции от эталонного, указать возможные пути повышения этих показателей.
Поскольку рассматриваемые параметры имеют разную значимость для покупателей, то они и по-разному влияют на спрос, на конкурентоспособность товара. Чтобы учесть этот фактор, рассчитывают групповой показатель конкурентоспособности по техническим параметрам , который объединяет все параметры с учетом их важности (веса) для покупателя:
(14.2)
где — вес -й характеристики, — количество характеристик, по которым оценивают товар.
Вес характеристики определяется в долях от единицы. Сумма весов всех рассматриваемых характеристик товара должна быть равна единице. Эти веса отражают предпочтения потребителей, поэтому являются не точными величинами, а субъективными и примерными. Определить их можно, используя опрос потребителей из рассматриваемого сегмента рынка или опрос экспертов по рынку данного типа товара.
Полученный групповой показатель характеризует степень соответствия данного товара существующей потребности по всему набору технических параметров. Чем он выше, тем в целом полнее удовлетворяются запросы потребителей. При оценке конкурентоспособности товара анализируемого предприятия его можно сравнивать по обобщенному показателю с подобными продуктами конкурентов, для которых также был проведен расчет данного показателя в сравнении с эталоном. При выборе товаров конкурентов для сравнения необходимо, чтобы они были аналогичны по назначению, месту применения и предназначались для одной группы потребителей.
Однако групповой показатель имеет недостаток — он не показывает конкретные причины, по которым товар является конкурентоспособным или нет Поэтому большее практическое значение имеет сравнительный анализ конкурентоспособности по отдельным признакам. Он дает возможность увидеть сильные и слабые стороны своего товара по конкретным характеристикам и наметить меры по их улучшению с целью конкурентоспособности.
Также надо иметь в виду, что перечень свойств и их сравнительная важность могут различаться в разных сегментах товарного рынка и меняться со временем.
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится на основе определения полных затрат потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции.
Полные затраты потребителя определяются по формуле (14.3).
(14.3)
где — полные затраты потребителя на приобретение и потребление (эксплуатацию) продукции, руб., — единовременные затраты на приобретение продукции, руб.; — средние суммарные затраты на эксплуатацию продукции, относящиеся к -му году ее службы, руб.; — срок службы, лет; — год по порядку.
При этом средние затраты С, определяются по формуле (14.4).
(14.4)
где — эксплуатационные затраты по -й статье; — количество статей эксплуатационных затрат.
В том случае, если продукция может быть продана после эксплуатации, полные затраты должны быть уменьшены на величину выручки за нее (соответственно показатель для данной статьи вводится в формулу со знаком минус).
Расчет группового показателя по экономическим параметрам производится по формуле (14.5):
(14 5)
где — групповой показатель по экономическим параметрам; — полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и образцу.
Величина срока службы для изделий промышленного назначения принимается равной амортизационному периоду. Для продукции потребительского назначения оценка срока службы должна проводиться на основе сведений о фактических сроках службы аналогичных изделий, а также скорости морального старения товаров данного класса.
Расчет интегрального показателя конкурентоспособности производится по формуле (14.6):
(14.6)
Если анализ проводится по нескольким образцам, интегральный показатель конкурентоспособности продукции по выбранной группе аналогов может быть рассчитан как сумма средневзвешенных показателей по каждому отдельному образцу (формула (14.7)):
(14.7)
где — интегральный показатель конкурентоспособности продукции относительно группы образцов; — показатель конкурентоспособности относительно -го образца; — весомость -го образца в группе аналогов; — количество аналогов.
Показатель отражает различие между сравниваемой продукцией в потребительском эффекте, приходящемся на единицу затрат покупателя по приобретению и потреблению изделия. Если Ки < 1, то рассматриваемый товар уступает образцу по конкурентоспособности, а если Ки > 1, то превосходит, при равной конкурентоспособности Ки = 1.
По результатам сравнения анализируемого товара с образцом или с другим аналогичным товаром делается одно из заключений:
—товар конкурентоспособен на рассматриваемом товарном рынке, в рассматриваемом сегменте рынка;
—товар имеет низкую конкурентоспособность на рассматриваемом товарном рынке, в рассматриваемом сегменте;
—товар неконкурентоспособен на этом рынке и в этом сегменте.
В соответствии с выводами предлагаются мероприятия по повышению конкурентоспособности товара.
Недостатком рассмотренного метода оценки конкурентоспособности является то, что потребительские свойства товара и их набор определяются без учета мнения потребителя. Предполагается, что улучшение любой из характеристик товара автоматически повышает его конкурентоспособность. Так, например, если тарелка окажется на пятьдесят граммов легче базового образца, то это, в соответствии с приведенным подходом, означает повышение конкурентоспособности товара. Очевидно, что это на самом деле не так однозначно. Вполне возможно, что потребитель как раз оценивает массивность тарелки, ее устойчивость. Иначе говоря, улучшение характеристик товара по сравнению с базовым образцом вовсе не гарантирует появление конкурентных преимуществ — решающую роль следует отдавать потребителю в оценке преимуществ или недостатков товара.
Оценку конкурентной позиции отдельных товаров можно провести по методу «качество—цена». Анализ в этом случае проводится в следующем порядке:
1. Определяются обобщенные коэффициенты конкурентоспособности для основных конкурирующих товаров. В некоторых случаях могут браться отдельные, наиболее важные свойства товара и по ним проводится сравнение.
2. Рассчитывается средний обобщенный коэффициент конкурентоспособности и средняя цена по всем сравниваемым товарам.
3. Строится система координат, в которой оси характеризуют рассчитанные средние величины цены и качества (рис. 14.1).
4. Все сравниваемые товары наносят на поля матрицы «качество-цена».
5. По степени концентрации товаров конкурентов в различных квадрантах матрицы определяют остроту конкурентной борьбы в отдельных сегментах рынка и имеющиеся «незаполненные ниши».
На основе анализа данной матрицы фирма может принять решение о корректировке своей производственно-сбытовой деятельности в сторону незаполненного квадранта. Практически это может означать, например, переход на выпуск более простого, но и более дешевого продукта, так как в соответствии с рис. 14.1 этот сегмент не заполнен. Однако при этом нужно выяснить, требуется ли рынку вообще этот товар с таким соотношением «цена—качество».
При сравнительной оценке конкурентоспособности товаров полезно представить полученные данные в виде табл. 14.5.
Таблица 14.5
Сравнительные оценки характеристик конкурирующих товаров (баллы)
Перечень значимых для потребителя характеристик продукции и условий, сопутствующих продаже, зависит от типа товара. Поэтому показатели, составляющие конкурентоспособность, в каждом случае необходимо выделить отдельно. В обобщенном виде товары могут характеризоваться свойствами, используемыми в товароведении [31]. Они представлены в табл. 14.6.
Таблица 14.6 Типовая номенклатура потребительских свойств товаров
Свойства конкретизируются в зависимости от рассматриваемого товара. Часть этих свойств может быть оценена количественно, другая — нет, например соответствие моде или вкус. В этих случаях используются качественные шкалы измерений типа «лучше — хуже», «больше — меньше» с промежуточными градациями или балльная оценка. При оценке могут использоваться экспертный опрос и опрос потребителей.
Анализ товаров можно провести по методу «Важность — исполнение» [24]. Данный метод представляет собой оценку товаров по их соответствию потребительским ожиданиям. Покупатели принимают решения о покупке, оценивая товар по нескольким свойствам (атрибутам). Причем одни свойства являются для них более важными и сильно влияют на решение о покупке, другие менее важными и, соответственно, влияют мало. Метод «Важность-исполнение» позволяет выявить параметры, наиболее важные для потребителя и наиболее влияющие на покупку, а также оценить, насколько покупатели удовлетворены этими характеристиками у реальных товаров («Исполнение»). Анализ проводится по уже выпускающимся на предприятии товарам (или продающимся). Также можно проанализировать существующие в данном сегменте рынка товары конкурентов. Цели такого анализа — приблизить товары к ожиданиям покупателей, найти возможности для внедрения новых товаров.
Анализ состоит из трех этапов. Сначала, как и при анализе конкурентоспособности, составляется перечень основных параметров товара. Если оценка конкурентоспособности, которая была рассмотрена выше, выполнялась, то перечень параметров товара можно взять оттуда. Если нет, то такой перечень можно составить с помощью опроса экспертов (работников анализируемого предприятия), обзора литературы по данной отрасли (в том числе периодических изданий), а также путем опроса потребителей.
Далее с помощью анкеты опрашивают потребителей целевого сегмента, чтобы выяснить, насколько важен для них каждый параметр и насколько они удовлетворены этими характеристиками реального товара, по которому проводится анализ. Здесь важно соблюсти следующее условие. Потребители, которые опрашиваются, должны быть из целевого сегмента, т. е. по основным своим чертам должны соответствовать тому типу потребителей, на который ориентирован товар. Выбранные потребители должны провести оценку важности параметров и их реального исполнения в баллах (например, по 5- или 10-балльной шкале).
Затем необходимо обработать результаты спроса и представить их графически. По каждому параметру товара определяется средний балл по показателю «важность» и по показателю «Исполнение». Если, например, на первом этапе были выбраны 10 свойств товара, то на этом этаже должны быть 10 пар цифр — средних оценок. Далее строится система координат с осями «Важность» и «Исполнение». В этой системе координат откладывают средние значения каждого параметра. Пример изображен на рис. 14.2.
Оси координат «Важность — исполнение» делят пространство графика на 4 квадранта. Квадрант «Успешный результат» указывает на те свойства товара, которые важны для покупателя и которыми они довольны в анализируемом товаре. В примере на рисунке — это мощность изделия. Задача предприятия сохранить это положение в существующем товаре или обеспечить его в проектируемом товаре. Квадрант «Переоценка параметра» показывает, что фирма уделила слишком много внимания и, видимо, ресурсов тем атрибутам товара, которые являются маловажными для покупателей. И хотя те довольны этими параметрами в товаре, они не оказывают существенного влияния на решение о покупке. В примере на рисунке — это дизайн.
Квадрант «Низкая значимость» указывает на те параметры товара, которые потребители оценили низко, но они для них и не важны. Поэтому предприятию не следует направлять свои усилия на совершенствования этих параметров. Квадрат «Сосредоточиться на этом» указывает на проблематичные параметры товара. Для покупателей они являются очень важными, но они не удовлетворены их реальным воплощением в анализируемом товаре. В примере — это вес товара. Соответственно предприятию необходимо уделить им больше внимания, чтобы улучшить эти параметры в своем изделии.