Оценка конкурентоспособности товара.

Конкурентоспособность товара - совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя.

Коэффициент конкурентоспособности (К) - отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции (П) к суммарным затратам на ее создание, приобретение и эксплуатацию (Э):

П

К = ------- (1)

Э

Существует множество методов оценки конкурентоспособности товара. Студент может самостоятельно найти какой-то метод и применить его на конкретном товаре. В качестве рекомендуемого предлагается методика, которая включает следующие этапы:

1. Анализ рынка и выбор образца.

2. Определение набора сравниваемых параметров.

3. Расчет интегрального коэффициента конкурентоспособности исследуемого товара.

1. Выбор образца является одним из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие. Это может быть “идеальный” товар, т.е. товар, удовлетворяющим потребности на 100%, или товар, наиболее представительный на данном рынке, завоевавший наибольшее число покупательских предпочтений.

2. При подборе подлежащих оценке и сравнению параметров исходят из того, что часть параметров характеризует потребительные свойства товара, а другая часть - его экономические свойства (стоимость). Потребительные свойства каждого товара, из которых складывается полезный эффект, описываются набором "жестких" и "мягких" потребительных параметров.

"Жесткие" параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ними основные характеристики, заданные конструктивными принципами изделия. Наиболее важными из "жестких" параметров являются технические, которые подразделяются на параметры назначения, эргономичности, параметры соответствия международным стандартам, нормативам, законодательным актам - регламентируемые параметры.

"Мягкие" параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, вес, упаковка, удобство эксплуатации и т.д.). Для количественной характеристики "мягких" параметров лучше использовать бальную форму оценки.

По аналогичной схеме определяется набор экономических параметров товара, характеризующих его основные экономические свойства или затраты покупателя на приобретение и использование изделия на протяжении всего периода его эксплуатации. В совокупности экономические параметры составляют цену потребления - сумма затрат на приобретение и использование товара в течение всего срока службы:

m

С =sum C i = C 1 + C 2 + C 3 + C 4 + C 5 + C 6 + C 7 +

i=1 + C 8 + C 9 + С 10 + ... (2)

где С 1 - цена изделия;

С 2 - расходы на его транспортировку;

С 3 - расходы на установку;

С 4 - расходы на обучение персонала;

С 5 - расходы на эксплуатацию;

С 6 - расходы на ремонт;

С 7 - техническое обслуживание;

С 8 - налоги;

С 9 - страховые взносы;

С 10 - расходы на ликвидацию товара и т.д.

В курсовой работе экономический параметр можно принять 1 – цену.

В курсовой работе данные для оценки конкурентоспособности товара нужно представить в виде следующей таблицы:

Таблица 5.

Исходные данные для оценки конкурентоспособности товара.

Параметры «Старые товары» «Новый товар» баллы Вес параметра
название название название
  Потребительские параметры            
1.              
2.              
             
             
11. Цена            

Для «нового» товара (товара фирмы) следует придумать название. Информация по «старым» товарам может быть взята из любых официальных источников по 10 любым параметрам.

В колонке «баллы» следует проставить важность каждого параметра в баллах (за исключением цены) по 5 или 10-балльной шкале. Последняя колонка будет заполнена на шаге 2.

3. Расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара основан на сравнении отобранных параметров оцениваемого товара фирмы с параметрами базового товара, выбранного из 3 «старых» товаров.

Шаг 1. Определение параметрических индексов i, оценивающих степень удовлетворения j потребностей жесткими и мягкими параметрами Ij.

По лучшему удовлетворению потребностей покупателя жесткие и мягкие параметры делят на 2 группы:

а. лучшему удовлетворению соответствует большее значение П j;

б. лучшему удовлетворению соответствует меньшее значение П j.

Для всех этих случаев параметрический индекс Ij определяется следующим образом:

Таблица 6

Лучшему удовлетворению потребностей соответствует значение Пj Исследуемый товар фирмы сравнивается с товаром  
  базовым удовлетворяющим потребности на 100%
большее Ij = Пj тф / Пj б * 100, %
меньшее Ij = Пj б / Пj тф * 100, % Ij = Пj тф / Пj * 100,%

где Пj тф - j параметр, исследуемого на конкурентоспособность товара фирмы;

Пj б - j параметр базового товара, по отношению к которому осуществляется оценка конкурентоспособности;

Пj - j параметр “идеального” товара, т.е. удовлетворяющего потребности на 100% (используется в качестве базового).

Чем больше величина Ij, тем выше конкурентоспособность исследуемого товара фирмы по этому j параметру.

Шаг 2. Определение сводного параметрического индекса J пс по параметрам, удовлетворяющим потребности (потребительным свойствам):

n

J пс = sum ai*Ij (4)

j=1

где n - число анализируемых потребительных параметров,

aj - вес j-го параметрического индекса Ij.

Для установления “весов” параметров предлагается применить следующий способ: находится общая сумма баллов по таблице 5 по 10 параметрам (без учета цены), а далее для каждого параметра вес определяется как отношение балла важности по данному параметру к общей сумме баллов. В итоге сумма весов по 10 параметрам должна быть равна 1.

По цене вес параметра не определяется.

Шаг 3. Определение экономических параметрических индексов r, оценивающих величину затрат: Экономический параметрический индекс f параметра определяется по следующей формуле:

Cf тф

r f = ---------- *100, % (5)

Cf та

где Cf тф - затраты по f параметру исследуемого на конкурентоспособность товара фирмы,

Сf та - затраты по f параметру товара аналога ( базового).

Чем r f меньше , тем выше конкурентоспособность исследуемого товара по f параметру.

Шаг 4. Определение интегрального показателя конкурентоспособности К:

J пс

К = -------- (7)

Если К < 0,9- исследуемый товар не конкурентоспособен;

0,9 < К < 1 - исследуемый товар фирмы и базовый одинаковы по конкурентоспособности;

К > 1 - исследуемый товар конкурентоспособен.

Следует сделать вывод об уровне конкурентоспособности товара и проанализировать полученное значение.

Наши рекомендации