Методологический аппарат исследования

Наиболее важным, ответственным и достаточно трудоемким этапом выполнения курсовой работы является первый, установочный этап. Именно он задает общие стратегические ориентиры исследования и ожидаемые результаты.

Этап начинается с выбора темы и заканчивается определением мето­дов, т.е. конкретных способов проведения исследования.

Тема и методы исследования – это начальное и конечное звено, на ос­нове которых осуществляется поиск. Кроме них, определяются проблема, объект и предмет, цель и задачи. Перечисленные элементы образуют мето­дологический аппарат исследования, который регулирует как процесс ис­следования, так и оформление полученных результатов.

Выбор темы – один из самых ответственных этапов исследовательской работы. В выборе темы студент и его научный руководитель исходят из акту­альности избираемой темы, ее теоретической и практической значимости. Немаловажное значение имеет также степень изученности избираемой для исследования темы, обеспеченность ее литературой и источниками в местных архивах и библиотеках. Наконец, тема научной работы должна вызывать жи­вой интерес студента, нравиться ему. В противном случае вместо увлекатель­ного творческого поиска работа над курсовой или дипломной работой стано­вится формальным выполнением поставленных руководителем задач.

В ходе работы формулировка темы может корректироваться и уточ­няться и в окончательном виде утверждается на заседании выпускающей кафедры.

Кафедра ежегодно разрабатывает примерный список тем курсовых работ отдельно для каждого курса (в соответствии с учебным планом) с указанием предполагаемых научных руководителей по каждой теме. При разработке тематики курсовых работ кафедры должны учитывать теорети­ческое и практическое значение включаемых в нее проблем, по возможно­сти предусматривать написание студентами работ по научным проблемам или вопросам. Тематика курсовых работ по специальности (направлению) доводится до сведения студентов до 15 февраля текущего учебного года. Студентам предоставляется право свободного выбора темы из предложен­ного списка курсовых работ. Изменение темы курсовой работы допускается по согласованию с научным руководителем и заведующим кафедрой. Выбор темы курсовой работы на текущий учебный год осуществляется студентами до 30 февраля. Темы курсовых работ по специальности (направлению) и на­учные руководители утверждаются на заседании кафедры до 15 марта.

Существенное изменение темы курсовой работы, а также замена научного руководителя допускается в случае уважительной причины по решению кафедры. Изменение темы оформляется в таком же порядке, как и выбор темы.

Не рекомендуется выполнять работу на одну и ту же тему нескольким студентам, прикрепленным к одной кафедре.

На выбор темы влияет ряд факторов. Прежде всего, это личные, про­фессиональные и научные интересы студента, выработавшиеся за время обу­чения, его склонности и увлечения, также наличие научных кадров соответ­ствующей тематики, материала, литературы. Главным критерием является актуальность темы, ее значимость и перспективность, как для студента, так и для кафедры.

При выборе темы курсовой работы можно учитывать материалы ранее написанных курсовых работ, опыт выступления на науч­ных студенческих конференциях и в научных кружках. В этих случаях студент обычно уже знаком в той или иной степени с имеющейся по теме литературой и другими источниками, в общих чертах имеет представле­ние о проблеме, которая подлежит исследованию в его научной работе.

Следует также помнить о том, что темы бывают узкие (конкретные) и широкие. Широко поставленная тема дает возможность охватить много­численные материалы, проявить свои способности к обобщению, но часто ведет к обилию общих декларативных рассуждений, студенту не хватает для ее решения знаний. Конкретная тема приучает к научной наблюда­тельности, к работе над фактами, но тут может возникнуть другая край­ность – такие темы ведут к неглубоким выводам, не позволяют выйти на уровень обобщений. Нужно определить характер своей темы и учесть и ее достоинства, и недостатки.

Одной из наиболее распространенных ошибок в связи с темой рабо­ты является неправильная ее формулировка – либо очень узко, либо слишком широко поставленная, либо несоответствие темы содержанию работы. Например, тема "Оценка природно-ресурсного потенциала" поставлена слишком широко, и вряд ли даже в рамках выпускной работы можно сделать всеобъемлющий охват данной темы. В то же время, если в названии работы на ту же тему указать конкретный регион, по которому проведено исследование, то тема сразу станет уже – "Оценка природно-ресурсного потенциала Саратовской области". Реже случается обратное – тема оказывается уже исследования, проведенного в работе.

Определение проблемы исследования – достаточно сложная задача. В широком понимании проблема означает объективное затруднение, противоре­чие, которое возникает в науке и практике. В научном исследовании сущность проблемы составляет противоречие между фактами и их теоретическим ос­мыслением. В курсовой работе проблема, как правило, также выражает основное противоречие, которое будет разрешаться автором в ходе исследования. Обычно если мы можем четко сформулировать проблему, то недалеки от ее решения.

С проблемой связан объект и предмет исследования. Объект – это своеобразный носитель проблемы, то, на что направлена исследовательская деятельность. Понятие предмет исследования значительно уже и кон­кретнее объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отно­шения внутри объекта, которые непосредственно будут изучаться в данной работе. Один и тот же объект может изучаться с разных позиций, что и опре­деляет предмет исследования.

Таким образом, объект и предмет связаны как целое и часть. Предмет указывает, какая сторона объекта будет исследоваться автором работы. Именно предмет исследования определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее за­главие. Так же, как и проблема, объект и предмет исследования первона­чально формулируются совместно с руководителем.

Следующий элемент, который необходимо сформулировать, – цель исследования. Существенная особенность цели как элемента методологи­ческого аппарата состоит в том, что она объединяет и концентрированно выражает основной смысл проблемы и предмета исследования в их взаимо­связи. Иначе говоря, цель выражает путь решения проблемы и те конечные результаты, которые при этом должны быть получены. Таким образом, цель – это общая формулировка конечного результата, который предпола­гается получить при выполнении курсовой работы.

В соответствии с предметом и целью определяются задачи исследо­вания. Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают дости­жение поставленной цели и конкретизируют ее. Задачи должны быть взаи­мосвязаны, и отражать общий путь достижения цели. Единых требований и алгоритмов для формулировки задач исследования не существует. Можно наметить лишь общие ориентиры для их определения: первая задача связа­на с характеристикой предмета исследования, с выявлением сущности про­блемы, теоретическим обоснованием путей ее решения; вторая – имеет тео­ретико-преобразовательный характер и нацелена на раскрытие общих спо­собов решения проблемы, на анализ условий ее решения; третья – имеет рекомендательный, прикладной характер, указывает конкретные способы реализации теоретической модели исследования, предполагает описание конкретных методик исследования, практических рекомендаций.

Решаемые задачи должны быть выстроены в логически правильном порядке, что определит верную структуру выполняемой научной работы.

Первый этап работы над курсовой работой завершается выбором методов исследования как способов решения исследовательской задачи, изучения явления, получения необходимой информации.

Успех исследования находится в прямой зависимости от методов: ре­зультаты тем достовернее, чем богаче арсенал используемых методов. Ме­тоды должны согласовываться с изучаемым явлением, соответствовать ему.

Исследования в области природопользования часто используют карто­графический, дистанционный, статистические и математические методы, при которых применяются компьютерные расчеты. Современные методы количественного анализа позволяют решать масштабные задачи. Но количе­ственный анализ должен не заменять качественного, а дополнять его. Во многих случаях "традиционный" анализ информации остается главным.

Для каждого этапа исследования продумывается такая совокуп­ность методов, которая обеспечит полное и правильное решение по­ставленных задач.

Таким образом, для выбора темы необходимо пройти следующие этапы:

1. Формулирование проблемы – на основе анализа противоречий.

2. Разработка структуры проблемы.

3. Установление актуальности проблемы.

Требования к теме исследования:

1. Актуальность.

2. Новизна.

3. Практическая значимость.

4. Экономическая эффективность.

При формулировке темы исследования необходимо исходить из принципа лаконичности (не более 10 – 11 слов), точности (точное отра­жение содержания исследования). В теме должны быть отражены: на­учная проблема и предмет исследования. Могут быть отражены также: объект исследования (особенно для географических исследований), иногда - метод исследования (для методических, технологических раз­работок). Следует избегать сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, оборотов. Тема должна быть запоминающейся.

Предварительный план исследования

Исследовательская работа должна быть четко организованной, сис­тематичной. Чтобы правильно распределить время и усилия, нужно соста­вить предварительный план работы, в котором определяются сроки всех этапов подготовки курсовой работы (например, изучение ли­тературных источников с 1 февраля по 1 марта, сбор материала с 1 марта по 15 апреля, и т.д.).

Благодаря такому плану не будет спешки на последних ответствен­ных этапах, особенно при оформлении работы. Целесообразно вести ра­бочий дневник, в который записываются новые мысли, пришедшие в го­лову по ходу работы, новые предложения, термины, которые необходимо проверить, то, что нужно доделать и исправить. С этих записей нужно на­чинать работу каждый день.

Далее составляется предварительный план исследования. Созданный даже в очень общей форме, план помогает организовать работу, опреде­лить круг необходимых проблем, последовательность их решения, то, как соответствует содержание работы ее теме, все ли аспекты темы будут за­тронуты в работе, как вся работа связана в единое целое и т.п. Если тема определена четко, то план составить легче. Работа над планом – это выра­ботка идеи научного сочинения.

Для составления плана знакомятся с общей литературой по теме, на­чиная с энциклопедий, обобщающих трудов и учебных пособий. Немало­важную роль при этом могут сыграть обзорные статьи, разнообразные справочники, словари, архивные материалы.

Поможет составить план научный руководитель. В логической по­следовательности формулируются вопросы, на которые нужно ответить в рамках темы, каждый пункт постепенно подразделяется на подпункты, предусматривается место для введения, заключения и выводов. На после­дующих стадиях план, конечно, будет уточняться.

Последовательность следующих двух этапов в работе над темой опреде­ляется самим исследователем – здесь нет окончательного мнения. Скорее всего, работу по сбору материала и изучению научной литературы нужно вести парал­лельно. Чтение научной литературы до самостоятельного изучения материала может привести к тому, что неопытный исследователь некритически воспримет чью-то точку зрения, попадет под влияние той работы, которая была прочитана первой. При обращении же к первоисточникам без знания того, что нужно ис­кать, можно не увидеть необходимых для работы фактов, не определить свой, самостоятельный аспект исследования – ведь для этого нужно смотреть на ма­териал через призму какой-либо идеи, хотя бы гипотетически сформулирован­ной. При чтении источников до изучения научной литературы у исследователя складывается свое первоначальное мнение, впоследствии он может сопоставить конкретные данные с чужой концепцией и выявить ее пробелы и ошибки. Та­ким образом, то, с чего начинать работу, каждый исследователь решает сам и помнит при этом об опасностях каждого из указанных путей.

Содержание и структура курсовой работы

Содержание и структура курсовой работы определяется ее целями и задачами. Содержание научного сочинения должно иметь четкую структуру, которую отражает оглавление. Кроме титульного листа (Прило­жение А) и содержания (Приложение Б), работа включает введение, две или три главы, которые делятся на разделы (параграфы), заключение, библиогра­фический список (Приложение Ж), а также приложения, которые оформляет­ся по желанию. Кратко рассмотрим их особенности.

Введение – это достаточно краткий, вступительный раздел научного исследования, в котором обосновывается актуальностьи своевремен­ность изучения выбранной темы. Исследование считается актуальным, если оно направлено на решение важных проблем, которые имеют место в практике научных исследований. Считается, что если проблема будет ре­шена, а полученные в исследовании результаты будут внедрены в практи­ку, то эффективность практики возрастет. В самом общем виде актуаль­ность показывает степень расхождения между спросом на научные идеи и практические рекомендации, с одной стороны, и предложениями, которые в настоящее время может дать наука и практика – с другой.

Наиболее убедительно актуальность темы показывает проблема ис­следования. Обычно для выделения и обоснования проблемы проводится краткий анализ истории ее возникновения и направлений исследования проблемы в науке. Во введении нужно показать, что решение проблемы научными средствами представляет существенный теоретический и прак­тический интерес. Следует раскрыть, какое значение будет иметь решение этой проблемы. Затем указываются все остальные элементы методологи­ческого аппарата (цели и задачи исследования, объект и предмет). Закан­чивается введение указанием методов, на основе которых и будет прово­диться исследование.

В основной части работы излагается материал по теме, приводится анализ информационных источников, решаются задачи, сформулирован­ные во введении.

Оформление глав научной работы также имеет свою специфику. Ра­бота должна строиться так, чтобы переход от первой главы к другой был необходимым, чтобы сделанное предшествующее вело к последующему.

Каждая глава представляет собой самостоятельную, достаточно большую по объему и логически завершенную часть научного изыскания. Поэтому она имеет собственное название, которое должно полностью соот­ветствовать общей теме исследования и не выходить за ее рамки. При де­лении главы на разделы, название и содержание последних подчиняются общему названию главы и должны быть связаны с задачами исследования.

Содержание работы должно раскрывать тему исследования. Тек­сты глав заканчиваются выводами по проведенной части исследования, которые должны подтверждать или опровергать положения гипотезы и соответствовать задачам данной главы. Поэтому выводы кратко, в обобщенной форме указывают, какие результаты получены автором при написании данной главы. Выводы могут также давать конкретные ответы на вопрос о том, как решена каждая из поставленных задач. Ре­зультаты решения поставленных задач и составляют основное содер­жание выводов. Если же поставленную задачу решить не удалось или она решена не до конца, то об этом следует написать в заключении на­учного исследования. Из этого вовсе не следует, что данная работа вы­полнена плохо или не завершена, просто таково одно из правил науч­ной этики.

Заключение заслуживает особого внимания при оформлении курсовой работы. По содержанию оно должно соответствовать сво­ему предназначению – быть итоговой, обобщающей, заключительной ча­стью проведенного исследования. В заключении обычно отмечается, как выполнены задачи и достигнута ли цель, поставленная во введении. Здесь следует четко и ясно указать, какие главные результаты были получены при выполнении данной работы, обосновать их правильность, достовер­ность и полезность. Важно показать минимум обязательных условий, обеспечивающих получение этих результатов, т.к. воспроизводимость ре­зультатов подтверждает их правильность.

Следует раскрыть теоретическое и практическое значение получен­ных результатов, а также попытаться оценить полученные выводы. В ценностно-оценочном плане их можно разделить на три группы: бесспор­но доказанные, предварительные, требующие дальнейшей проверки, и выводы, связанные с прояснением перспектив дальнейшей работы над темой исследования. Присутствие в заключении собственных суждений автора о том, что из первоначальных предположений в ходе исследования не подтвердилось, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие трудности и почему возникли в ходе исследования и как они преодолева­лись, показывает методологическую грамотность исследователя, его спо­собность к самоанализу и самооценке.

В приложение(-я) выносятся вспомогательные или дополнительные материалы, которые не могут быть по техническим или другим причинам включены в основной текст.

Наши рекомендации