Раздел 1. Линейная алгебра
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
Волгодонский инженерно-технический институт – филиал НИЯУ МИФИ
техникум
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
учебной дисциплиныЕН.01 Математика
для специальности
08.02.09 Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Волгодонск
ОДОБРЕНЫ: | УТВЕРЖДЕНЫ: |
МЦК естественнонаучных и математических дисциплин и информационных технологий | Заместитель директора по учебной работе |
Председатель МЦК ______ Н.Ю. Шапошникова | _________________ Н.Ш.Ахметов |
Протокол № 1 от « 31» августа 2016 г. | «31» августа 2016 г. |
Составители: Петрова Э.А., Шапошникова Н.Ю. – преподаватели ВИТИ НИЯУ МИФИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Математика» предназначены для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников среднего профессионального образования по специальности 08.02.09 Монтаж, накладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Изучение учебной дисциплины Математика базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных студентами при изучении математики в курсе основной общеобразовательной школы.
Цели изучения учебной дисциплины:
· продолжить формирование представлений о математике, как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
· способствоватьразвитию логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, для продолжения образования и самообразования;
Основными задачами курса математики являются:
· вооружение студентов математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения смежных специальных и дисциплин профессионального цикла.
· воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
§ находить производную элементарной функции;
§ выполнять действия над комплексными числами;
§ решать системы линейных уравнений;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
§ основы линейной алгебры;
§ определение приближенного числа и погрешностей;
§ методику расчета с применением комплексных чисел;
§ основные методы дифференциального и интегрального исчисления.
Изучение учебного материала должно производиться в следующей последовательности: изучение программного материала по рекомендуемой литературе с составлением в тетради конспекта, закрепление пройденного материала, выполнение контрольной работы.
Непонятные вопросы выясняются у преподавателя на консультации. В установленные учебным графиком сроки студент – заочник обязан выполнить домашнюю контрольную работу и выслать на проверку в техникум. Аттестация по дисциплине проводится в форме дифференциального зачета.
Раздел 1. Линейная алгебра
Матрицы и определители.
Изучив данную тему студент должен:
знать основные понятия:
- матрица;
- единичная матрица;
- порядок матрицы;
- невырожденная матрица;
- обратная матрица;
- определитель;
- порядок определителя;
- минор;
- алгебраическое дополнение элемента определителя;
- ранг матрицы;
уметь:
- вычислять определители;
- складывать, умножать, транспонировать матрицы, умножать матрицу на число;
- приводить матицу к ступенчатому виду;
- находить ранг матрицы.
Справочный материал
Определение 1. Матрицей называется прямоугольная таблица из чисел, состоящая из m строк и n столбцов. Числа m и n указывают порядок (размерность) матицы. Если , то матрица называется квадратной. Матрица обозначается: , где .
Определение 2. Квадратной матрице А порядка можно сопоставить число (или , или ), называемое ее определителем (детерминантом) следующим образом:
а) ;
б) ;
в)
Примеры решения задач
Задача 1. Найти значение матричного многочлена , если , .
Решение.
.
Задача 2. Вычислить определитель: а) ; б) ; в) .
Решение.
а) ;
б) ;
в)
Системы линейных уравнений
Изучив данную тему студент должен:
знать основные понятия:
- система линейных уравнений;
- расширенная матрица системы;
- главная матрица системы;
- формулы Крамера;
уметь:
- применять формулы Крамера к решению СЛУ.
Справочный материал. Примеры решения задач