Традиционные приемы экономического анализа

Методологическая основа и понятие метода экономического анализа.

Каждая наука имеет свой способ исследования предмета, свой метод. В основе метода экономического анализа лежит диалектический метод познания, то есть изучаемые явления берутся во взаимосвязи и взаимообусловленности, изменении и развитии.

В экономическом анализе используются следующие подходы диалектики:

- индуктивный способ – от частного к общему (характерен для технико-экономического и функционально-стоимостного анализа);

- дедуктивный способ – от общего к частному (характерен для финансово-экономического и финансово-инвестиционного анализа).

При помощи этих способов устанавливаются связи между хозяйственными процессами и определяются факторы, влияющие на эти процессы. На основании оценки показателей всех видов учета и отчетности метод экономического анализа позволяет выявить резервы и возможности организации, принять оптимальные решения по совершенствованию работы предприятия.

Метод экономического анализа имеет характерные черты:

1 - анализу необходимо сравнение;

2 - анализ изучает все положительные и отрицательные стороны каждого явления и каждого процесса;

3 - изучение деятельности организаций проводиться с учетом всех взаимосвязей (изучение причинно-следственных связей);

4 - анализ способен обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности (использование дедукции и индукции);

5 - анализ использует системный подход к изучению объектов.

Системный подход предусматривает максимальную детализацию изучаемых явлений и процессов на элементы, их систематизацию и синтез.

Детализация – выделение составных частей.

Систематизация – изучение взаимосвязи, взаимозависимости.

Синтез – обобщение (из множества изучаемых фактов важно выделить главные, типичные и случайные).

Для осуществления анализа деятельности организаций используется совокупность приемов и методов исследования. Все приемы экономического анализа можно разделить на две группы: традиционные и экономико-математические.




Традиционные приемы экономического анализа .

Традиционные – это методы, которые использовались с момента возникновения экономического анализа как самостоятельной дисциплины.

К традиционным методам относятся:

1 – абсолютные величины, – которые показывают количественные изменения, размеры явления в единицах меры, веса, объема и т.д. безотносительно к размеру других явлений;

2 – относительные величины – это соотношение при сопоставлении двух величин, выражаются в процентах или коэффициентах;

3 – средние величины – используются для обобщенной количественной характеристики совокупности однородных явлений. Такие величины могут скрывать недостатки, но по ним определяются общие тенденции и закономерности в развитии;

4 - сравнение – это научный метод сопоставления известного с изучаемым (неизвестным) явлением. Сравнение экономических показателей может проводиться по разным направлениям, но сравниваемые показатели должны быть качественно однородными величинами. При использовании данного метода выявленные отклонения являются объектом анализа;

5 - группировка – это способ деления экономических процессов и факторов, что позволяет изучить экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, обнаружить тенденции развития, свойственные этим явлениям. Различают:

Ø структурные группировки - используются при изучении состава предприятия, структуры (ассортимента). Могут составляться в статике и в динамике;

Ø аналитические группировки – используются для выявления взаимосвязи между показателями;

6 – индексный метод – используется в факторном анализе и предусматривает расчет относительных показателей, характеризующих отношение фактического уровня экономического показателя к его уровню в прошлом периоде или к уровню принятому в качестве базы.

Индексы могут быть:

- индивидуальные – отражают соотношение непосредственно соизмеряемых величин;

- групповые (тотальные) – отражают соотношение сложных явлений. В свою очередь групповые индексы могут быть:

Ø агрегатные – определяют влияние на результативный показатель (объем реализованной продукции) нескольких составляющих факторов (количества и цены);

Ø гармонические – при которых какой-то из факторов также выражается через индекс и т.д.

7 – метод "цепных подстановок", используется при прямой и обратной зависимости между изучаемыми явлениями. При использовании этого метода строятся исходная и конечная факторная модели, т.е. изучаемый результативный показатель выражается через факторы, влияющие на его изменения. Исходная факторная модель предполагает выражение результата через значение факторов базисного периода. Конечная факторная модель - через значение факторов отчетного периода. Затем, в исходной факторной модели, базисное значение каждого фактора последовательно заменяется на его отчетное (фактическое) значение. Путем пересчета получаются условные скорректированные результативные показатели. Вычитая из каждого последующего результата подстановки его предыдущие значения, находят влияние отдельных факторов на изучаемый экономический показатель.

Сначала в факторной системе подставляются количественные, а затем качественные показатели.

Сумма влияний всех факторов должна дать отклонение фактической величины результативного показателя от ее базисной величины.

Пример: Р = А х В х С, где

ИФМ: Рб = Аб х Вб х Сб

КФМ: Рф = Аф х Вф х Сф

Разница между изучаемыми показателями: ∆Р = Рф - Рб

На эту разницу влияли изменения всех трех факторов:

Ø влияние изменения А на изменение Р: Ра = Аф х Вб х Сб ~∆А = Ра - Рб

Ø влияние изменения В на изменение Р:

Ø Рв = Аф х Вф х Сб ~∆В = Рв – Ра

Ø влияние изменения С на изменение Р:

Ø Рс = Аф х Вф х Сф ~∆С = Рс – Рв

Ø Сумма влияний всех факторов должна дать отклонение фактической величины Р от ее базисной величины:

∆Р = Рф - Рб = ~∆А + ~∆В + ~∆С

8 - метод "разниц" может использоваться при расчете влияния факторов на результативный показатель при прямой функциональной зависимости между ними. Метод "разниц" также предполагает определение исходной и конечной факторной моделей. Затем рассчитываются отклонения фактических значений факторов от их базисных величин. Для определения влияния каждого фактора, его отклонение последовательно умножается на абсолютные значения остальных факторов. При последующих расчетах каждое отклонение заменяется фактическим значением соответствующего фактора.

Сумма влияний всех факторов должна дать отклонение фактической величины результативного показателя от ее базисной величины.

Пример: Р = А х В х С

ИФМ: Рб = Аб х Вб х Сб

КФМ: Рф = Аф х Вф х Сф

Ø влияние изменения А на изменение Р: ~∆А =∆А х Вб х Сб

Ø влияние изменения В на изменение Р: ~∆В = Аф х ∆В х Сб

Ø влияние изменения С на изменение Р: ~∆С = Аф х Вф х ∆С

Ø Сумма влияний всех факторов должна дать отклонение фактической величины Р от ее базисной величины:

∆Р = Рф - Рб = ~∆А + ~∆В + ~∆С

9 - балансовый метод может использоваться при функциональной связи между результативным показателем и формирующими его факторами.

Влияние факторов определяется абсолютной величиной отклонения его фактического значения от базисного. Знак влияния должен соответствовать знаку в исходной формуле. Факторные модели, при которых можно использовать данный метод должны содержать алгебраическую сумму или разницу.

Пример: Формула товарного баланса в торговле Он + П = Р + В + Ок,

где Он – остатки товаров на начало анализируемого периода;

П – поступление товаров за анализируемый период;

Р – реализация товаров за анализируемый период;

В – прочее выбытие товаров за анализируемый период;

Ок – остатки товаров на конец анализируемого периода.

Если результативным показателем будет реализация товаров, то

Р = Он + П – В - Ок

∆Р = ∆Он + ∆П - ∆В - ∆Ок

10 - Интегральный метод или метод неразложенного остатка – может использоваться при прямой функциональной связи между результативным показателем и факторами, определяющими его изменение, которых может быть не более двух. Последовательность расчетов не оказывает влияния на конечный результат (в отличие от методов «цепной подстановки» и метода «разниц»).

Пример: Р = а х в

Рб = аб х вб – базисный период

Рф = аф х вф – отчетный период

Разница между изучаемыми показателями: ∆Р = Рф - Рб

На эту разницу повлияли изменения двух факторов:

Ø влияние изменения фактора «а» на изменение Р:

Ø влияние изменения фактора «в» на изменение Р:

11 - Метод «меньших чисел» - используется при оценке ритмичности или равномерности работы, при изучении ассортиментности выпуска продукции и т.п.

При использовании этого метода в числителе суммируются фактические значения факторов по периодам (или ассортименту) в пределах задания; в знаменателе – суммируются значения факторов по заданию: k = ΣФп / ΣП

где, k – коэффициент ритмичности (ассортиментности);

ΣФп – сумма фактических значений факторов в пределах задания;

ΣП – сумма значений факторов по заданию.

12 - Коэффициент ритмичности – характеризует ритмичность работы предприятия или ритмичность выполнения задания. Рассчитывается по формуле:

kp = 100 – V, где, kр – коэффициент ритмичности;

V –коэффициент вариации;

- среднее квадратическое отклонение,

- среднее выполнение задания за период;

х – фактическое выполнение задания за конкретный период (месяц),

х – среднее выполнение задания за период,

n – количество периодов (показателей).

Чем ближе kp к 1, тем ритмичнее работало предприятие в анализируемом году.

13 - Метод «процентных чисел»- используется для оценки влияния изменения структурных сдвигов объемов реализации или производства на величину изучаемого показателя. Данный метод называется методом «процентных чисел», так как удельный вес объема реализации или производства и изучаемый показатель (это уровень торговой накидки, уровень издержек обращения, уровень рентабельности и т.д.) выражаются в процентах, то есть при расчетах перемножаются процентные показатели.

Для расчета влияния изменения структуры выручки на уровень изучаемого показателя надо фактический удельный вес каждой структурной составляющей умножить на соответствующий базисный уровень этого показателя. Полученные результаты суммируются и делятся на 100. Полученный конечный результат характеризует уровень изучаемого показателя соответствующий фактической структуре объема реализации или производства, а его отклонение от базисного уровня – влияние изменения структуры на уровень изучаемого показателя.

Показатели Базис Факт Уровень Процентные числа
Базис Факт
Продтовары Непродтовары Аб Вб Аф Вф УА УВ Аб х УА Вб х УВ Аф х УА Вф х УВ
  Аб + Вб Аф + Вф - УАбВб/100=Уб УАфВф/100=Уф

Уф (уровень при фактической структуре) – Уб (уровень при базисной структуре) = изменение структуры.

Наши рекомендации