Методические указания по решению задач

Задача 1. Парная регрессия и корреляция.

Месячные объемы продаж зерна (Х, центнеров) и величины премиального фонда (Y, тыс. руб.) в девяти отпускных пунктах элеватора, характеризуются следующими данными (таблица 1).

Таблица1

Объем продаж у 6,1 8,2 7,1 14,9 9,1 9,0 15,8 8,2 7,7
Премиальный фонд х 2,3 2,8 1,9 3,4 2,6 3,3 4,2 3,0 1,7

Исследовать зависимость премиального фонда от объема продаж, используя линейную зависимость. Получить прогноз объема премиального фонда при продажах 4,5 центнера зерна. Оценить качество прогноза. Продавцы полагают, что если объем продаж составит 5 центнеров, то их премия будет свыше 18 тыс. руб. в месяц. Найти вероятность данного предположения.

Решение:

1. Построим поле корреляции (рис.1).

2. Для расчета параметров уравнения линейной регрессии построим расчетную таблицу (Таблица 2).

Методические указания по решению задач - student2.ru

Рис. 1 Поле корреляции.

Таблица 2

  y х x*y y2 x2 Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru Ai
6,1 2,3 14,03 37,21 5,29 7,795 -1,695 1,70%
8,2 2,8 22,96 67,24 7,84 9,57 -1,37 1,37%
7,1 1,9 13,49 50,41 3,61 6,375 0,725 0,73%
14,9 3,4 50,66 222,01 11,56 11,7 3,2 3,20%
9,1 2,6 23,66 82,81 6,76 8,86 0,24 0,24%
3,3 29,7 10,89 11,345 -2,345 2,34%
15,8 4,2 66,36 249,64 17,64 14,54 1,26 1,26%
8,2 24,6 67,24 10,28 -2,08 2,08%
7,7 1,7 13,09 59,29 2,89 5,665 2,035 2,04%
Итого 86,1 25,2 258,55 916,85 75,48 86,13 - 14,95%
Среднее значение 9,57 2,8 28,73 101,87 8,39 - - 1,66
Методические указания по решению задач - student2.ru 3,21 0,74 - - - - - -
Методические указания по решению задач - student2.ru 10,2851 0,55 - - - - - -

Коэффициенты уравнения регрессии определим по формулам (1.1), (1.2):

Методические указания по решению задач - student2.ru , Методические указания по решению задач - student2.ru .

Используя данные расчетной таблицы (Таблица 2), получим значение коэффициентов a, b уравнения регрессии:

Методические указания по решению задач - student2.ru

Методические указания по решению задач - student2.ru .

Таким образом, уравнение регрессии имеет вид: Методические указания по решению задач - student2.ru .

Экономический анализ решения регрессии показывает, что с увеличением продажи зерна на 1 центнер, премиальный фонд возрастает в среднем на 3,55 тыс. руб.

3. Тесноту линейной связи между изучаемыми показателями оценит коэффициент корреляции rxy и детерминации R2. Для расчета rxy и R2 вычислим дисперсии факторов х, у по формулам (1.3), (1.4), (1.5):

Величина дисперсии факторов x,y для наших данных:

Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru
Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru

Коэффициент корреляции rxy устанавливает количественную меру тесноты связи и формирует качественную характеристику силы связи: Методические указания по решению задач - student2.ru

Коэффициент корреляции Методические указания по решению задач - student2.ru по шкале Чеддока (Приложение 3) связь между изучаемыми факторами высокая.

Найдем коэффициент детерминации:

Методические указания по решению задач - student2.ru

Экономический смысл этого означает, что 65,61% вариации объема продаж (y) объясняется вариацией фактора премиального фонда (х).

4. Вычислим значения Методические указания по решению задач - student2.ru по полученному уравнению регрессии:

Методические указания по решению задач - student2.ru 2,3 2,8 1,9 3,4 2,6 3,3 4,2 3,0 1,7
Методические указания по решению задач - student2.ru 7,795 9,57 6,375 11,7 8,87 11,33 14,54 10,28 5,665

Найдем среднюю ошибку аппроксимации, которая определяет качество полученной модели. Для расчета используются формулы (1.7), (1.8):

Например, для первой строки данных таблицы имеем:

Методические указания по решению задач - student2.ru

Аналогично найдем значения Методические указания по решению задач - student2.ru для всех строк Методические указания по решению задач - student2.ru . В результате получаем величину ошибки аппроксимации для нашей задачи:

Методические указания по решению задач - student2.ru где Методические указания по решению задач - student2.ru

Качество построенной модели оценивается как хорошее, так как фактическое значение Методические указания по решению задач - student2.ru не превышает 8-10%.

5. Оценку статистической значимости уравнения регрессии в целом проведем с помощью F-критерия Фишера. Фактическое значение F-критерия вычисляется по формулам (1.9) или (1.10).

Фактическое значение F -критерия Фишера сравнивается с табличным значением Fтабл(a ; k1 ; k2) (Приложение 2)при уровне значимости α и степенях свободы k1 = m и k2 = n - m -1. При этом, если фактическое значение F – критерия больше табличного, то признается статистическая значимость уравнения в целом.

Табличное значение критерия при Методические указания по решению задач - student2.ru и степенях свободы k1 =1 и k2 =9 - 2 =7 составляет Fтабл= 5,59. Для расчета фактического значения F-критерия Фишера используем формулу (1.10). Имеем:

Методические указания по решению задач - student2.ru .

Сравниваем полученное значение с табличным:

Fфакт =13,35> Fтабл = 5,59.

Так как, полученное (фактическое) значение больше табличного, то уравнение регрессии признается статистически значимым и может использоваться для прогноза премиального фонда.

Оценку статистической значимости параметров регрессии проведем с помощью t -статистики Стьюдента.

Табличное значение (Приложение 4) t-критерия для числа степеней свободы df = n - 2 =9 - 2 =7 и уровня значимости a = 0,05 составит tтабл = 2,36.

Определим случайные ошибки параметров ma, mb и коэффициента корреляции Методические указания по решению задач - student2.ru по формулам (1.12), (1.13), (1.14):

Предварительно найдем выборочную остаточную дисперсию

Методические указания по решению задач - student2.ru Тогда Методические указания по решению задач - student2.ru

Методические указания по решению задач - student2.ru (1.12) Методические указания по решению задач - student2.ru
Методические указания по решению задач - student2.ru (1.13) Методические указания по решению задач - student2.ru
Методические указания по решению задач - student2.ru (1.14) Методические указания по решению задач - student2.ru

Фактическая t-статистика определяется по формулам (1.11). Расчеты фактической t-статистики Стьюдента приведены ниже:

Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru

Сравниваем полученные значения с табличным значением. В результате имеем:

Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru

Видим, что фактическое значение t-статистики коэффициента а не превосходит табличное, то есть коэффициент а незначим. Фактические значения t-статистики параметров b и rxy превосходят табличное, а следовательно, онине случайно отличаются от нуля и статистически значимы.

6. Найдем прогнозное значение премиального фонда при х = 4,5. По уравнению регрессии находим

Методические указания по решению задач - student2.ru тыс. руб.

7. Найдем прогнозное значение премиального фонда при х = 5. По уравнению регрессии находим

Методические указания по решению задач - student2.ru тыс. руб.

Определим доверительный интервал для данного индивидуального прогноза

Методические указания по решению задач - student2.ru .

Тогда доверительный интервал:

Методические указания по решению задач - student2.ru .

Искомую вероятность определим, используя нормальный закон распределения с параметрами Методические указания по решению задач - student2.ru .

Методические указания по решению задач - student2.ru .

Построим в поле корреляции полученное уравнение линейной регрессии (рис.2).

Методические указания по решению задач - student2.ru

Рис 2.

Как видно, на графике большинство точек поля корреляции расположены вдоль расчетной теоретической прямой Методические указания по решению задач - student2.ru , следовательно, полученное нами уравнение регрессии может использоваться для рассмотрения определенных вопросов, относящихся к исследуемому процессу.

Решение данной задачи можно проверить, используя возможности MS Excel с помощью инструмента анализа данных Регрессия.

Рассмотрим данную задачу в MS Excel 2010.

По умолчанию эта надстройка отключена. Для ее активации необходимо выполнить следующие действия.

1. Активируем вкладку Файл, в открывшемся меню ищем пункт Параметры и кликаем на него.

Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru

2. В открывшемся окне, слева, следует активировать пункт Надстройки, выделить Пакет анализа и нажать на кнопку Перейти.

Методические указания по решению задач - student2.ru

3. Всплывающее окошко предложит выбрать доступные надстройки, в нем необходимо поставить галочку напротив Пакет анализа, а затем подтвердить выбор кликнув по кнопочке ОК.

Методические указания по решению задач - student2.ru

После активации надстройки Пакета анализа она будет всегда доступна во вкладке главного меню Данные под ссылкой Анализ данных.

В активном окошке инструмента Анализа данных из списка возможностей ищем и выбираем Регрессия

Методические указания по решению задач - student2.ru

Далее откроется окошко для настройки и выбора исходных данных для вычисления параметров регрессионной модели. Здесь нужно указать интервалы исходных данных, а именно описываемого параметра (Y) и влияющих на него факторов (Х), как это на рисунке ниже, остальные параметры, в принципе, необязательны к настройке.

Методические указания по решению задач - student2.ru

После того как выбрали исходные данные и нажали ОК, MS Excel выдает расчеты на новом листе активной книги (если в настройках не было выставлено иначе), эти расчеты имеют следующий вид:

Методические указания по решению задач - student2.ru

Методические указания по решению задач - student2.ru

Соберем рассчитанные коэффициенты в модель:

Методические указания по решению задач - student2.ru .

Как видим полученное нами уравнение рассчитано верно.

Наши рекомендации