Методические указания по решению задач

Задача №1.

Звукопоглощающую поверхность (А1) в помещении до акустической обработки определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru м2

где S1 , S2 , … Sn – площади соответственно стен, потолка и т.д., м2;

α1, α2, …αn – коэффициенты звукопоглощения строительных материалов. Звукопоглощающую поверхность в помещении после акустической обработки (А2) звукопоглощающей конструкцией определяют по выражению:

Методические указания по решению задач - student2.ru , м2

где αм - коэффициент звукопоглощения материала, дБ;

S1, S2 – площади соответственно стен и потолка, м2.

Величину ослабления уровня Методические указания по решению задач - student2.ru шума при использовании звукопоглощающей поверхности от А1 до А2 вычисляют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ

Уровень шума в помещении после акустической его обработки равен

.

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ

Задача №2.

Коэффициент полезного действия батареи циклонов определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , %,

где СВЫХ – концентрация пыли на выходе из батареи циклонов, мг/м3;

СПОСТ – концентрация пыли в воздухе, поступающем в

батарею циклонов, мг/м3;

Методические указания по решению задач - student2.ru , мг/м3;

где G – количество пыли в вентиляционном воздухе, кг;

L – количество воздуха, поступающего в воздухоочиститель, м3

Задача №3.

Коэффициент естественной освещенности определяют по формуле:

К.Е.О.= Методические указания по решению задач - student2.ru *100%,

где Евн. – освещенность внутри помещения, лк;

Енар. – наружная освещенность, лк

Задача №4.

Уровень звукового давления на территории предприятия рассчитывается по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru ,

где Lр – октавный уровень звуковой мощности источника шума, дБ;

r – кратчайшее расстояние от центра источника шума до расчетной точки, м;

ф – фактор направленности источника шума, безразмерная величина;

∆ - затухание звука в атмосфере (по условию задачи), дБ/м.

Задача №5.

Ветровое давление РВ, Па, образуется за счет обтекания здания воздушным потоком. При этом с наветренной стороны создается повышенное давление, содействующее поступлению воздуха в помещение, а с подветренной – пониженное давление (разряжение), обеспечивающее выход воздуха из помещения.

Ветровое давление или разряжение вычисляют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru

где R – аэродинамический коэффициент, учитывающий конфигурацию здания;

U – скорость движения ветра, м/с;

g – ускорение свободного падения, м/с2;

Методические указания по решению задач - student2.ru - удельная масса стандартного воздуха, кг/м3

Задача №6.

Для определения значения виброскорости следует определить частоту возмущающей силы f по формуле:

f = Методические указания по решению задач - student2.ru , Гц,

где n – число оборотов вращающейся части оборудования, об/мин.

Виброскорость U рассчитывают по выражению:

Методические указания по решению задач - student2.ru , мм/с

где А – амплитуда вибрации, которая равна половине размаха К.

А= Методические указания по решению задач - student2.ru ,мм.

Уровень виброскорости L рассчитывается по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ,

где U0 – пороговое значение виброскорости, постоянная величина U0=5·10-5, мм/с.

Задача №7.

При однофазном подключении человека в электрическую сеть с изолированной нейтралью проходящий через него ток определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , А ,

где Uф – фазное напряжение, В;

Rh – сопротивление организма человека воздействию электротока, Ом;

Rиз – сопротивление изоляции, Ом.

Задача №8.

Минимальное количество воздуха, которое необходимо заменить в производственном помещении общеобменной вентиляцией, при выделении пыли или газа в воздух рабочей зоны определяют по формуле:

L= Методические указания по решению задач - student2.ru , м3/ч,

где М – количество пыли или газа, выделяющихся через неплотности оборудования в воздух рабочей зоны, кг/ч;

Кп.д.к. – предельно допустимая концентрация газа или пыли, мг/м3;

Кпр – количество пыли или газа в приточном воздухе, мг/м3

Количество вредного вещества, выделяющегося через неплотности аппаратуры, рассчитывают по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , кг/ч,

где Методические указания по решению задач - student2.ru – потери герметичности в течение часа, %;

Кз – коэффициент запаса, принимается в зависимости от состояния оборудования.

Р – рабочее давление в аппарате, Н/м2;

Р0 – давление в помещении, Н/ м 2;

Va – внутренний суммарный объем всей аппаратуры и коммуникации в цехе, м3;

ρ – плотность паров или газов, выделяющихся из аппаратуры, кг/м3.

Кратность воздухообмена определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , ч–1,

где Vn – объем вентилируемого помещения, м3.

Задача №9.

Производительность дефлектора определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , м3/ч,

где θ – явная теплота в помещении, Вт;

с – весовая теплоемкость воздуха, кДж/кг 0С;

Методические указания по решению задач - student2.ru – удельная масса воздуха, кг/м3;

t2; t1 – температура соответственно выходящего из помещения воздуха и

поступающего, 0С.

Диаметр патрубка дефлектора определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , м,

где Uв – скорость ветра, м/с;

η – к.п.д. дефлектора

Задача №10.

Силу тока в электрической цепи напряжения шага определяют по формуле:

Ih= Методические указания по решению задач - student2.ru , A,

где Iз – ток замыкания на землю, А;

ρ – удельное сопротивление грунта, Ом·м;

Rh – сопротивление человека воздействию электрического тока, Ом;

а – ширина шага, м;

х – расстояние человека до точки замыкания электрического тока на землю, м.

Задача №11.

Коэффициент технической безопасности оборудования рассчитывают по формуле:

Кт.б.= Методические указания по решению задач - student2.ru ,

где nт.ц. – число операций технологического цикла;

nо.п. – число потенциально опасных операций.

Задача №12.

Коэффициент передачи вибрации рассчитывают по формуле:

КП= Методические указания по решению задач - student2.ru ,

где f – частота возбуждающей силы, Гц;

f0 – собственная частота силы на виброизоляторах, Гц.

Оптимальное соотношение между вынужденной и собственной частотой системы составляет 3…4, что соответствует КП=1/8 Методические указания по решению задач - student2.ru 1/15.

Задача №13.

Силу тока в электрической сети рассчитывают по формуле:

I= Методические указания по решению задач - student2.ru ,A,

где ΣP – общая потребляемая мощность, кВт;

Uл – линейное напряжение, В;

сos Методические указания по решению задач - student2.ru – к.п.д. потребляемой электроэнергии;

103 – перевод кВт в Вт.

Задача №14.

Суммарный уровень шума от нескольких источников не равен арифметической сумме уровней звукового давления каждого источника, а определяется в логарифмической зависимости. Суммарный уровень шума от источников, имеющих разный уровень звукового давления, определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ,

где n – количество источников шума;

Li – уровень звукового давления каждого источника, дБ

Для упрощения математических расчетов суммарный уровень шума от различных источников можно определить по выражению:

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ,

где Lmax – больший из суммируемых уровней шума, дБ;

ΔL – добавка к максимальной величине уровня звукового давления, дБ.

Табличное значение определяют по разности двух складываемых уровней звукового давления самых шумных агрегатов.

Разность двух складываемых уровней, дБ
Добавка к более высокому значению уровня, ΔL, дБ 3,0 2,5 2,0 1,8 1,5 1,2 1,0 0,8 0,6 0,5 0,4 0,2

Суммарный уровень шума агрегатов, имеющих один и тот же уровень звукового давления, определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ,

где L1 – уровень шума одного агрегата, дБ

n – количество агрегатов.

Задача №15.

Для определения уровня силы звука источника шума следует вычислить в логарифмическом масштабе фактическое значение силы звука по отношению к пороговому по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ,

где I – выходная мощность звука, Вт/м2;

I0 – минимальное пороговое значение силы звука (I0=10-12 Вт/м2)

Задача №16.

Средняя звукоизолирующая способность ограждения определяется по формулам:

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ;

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ;

Методические указания по решению задач - student2.ru , дБ

где R1 – звукоизоляция стены, имеющей массу 1м3 до 200 кг;

R2 – звукоизоляция стены, имеющей массу 1м3 свыше 200 кг;

R3 - звукоизоляция строительных материалов на различных среднегеометрических частотах;

f – среднегеометрическая частота октавных полос, Гц. (63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц).

М – масса 1 м3 ограждения, кг.

Задача №17.

Объем воздуха, необходимый для удаления паров воды, рассчитывают по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru Методические указания по решению задач - student2.ru , м3/ч,

где М – количество выделяющейся в помещение влаги, кг/ч;

dy – количество водяных паров в воздухе, удаляемом из помещения, г/м3;

dn - количество водяных паров в воздухе, поступающем в помещение, г/м3;

γ – плотность воздуха (γ =1,19 кг/м3 ).

Количество выделяющейся в помещение влаги определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , кг/ч

где F – поверхность испаряющейся воды (зеркало испарения), м2;

α – фактор гравитационной подвижности окружающей среды, принимают при

tводы Методические указания по решению задач - student2.ru 300C; Методические указания по решению задач - student2.ru =0,22; tводы от 31 до 400С, Методические указания по решению задач - student2.ru =0,028

Р1 – давление водяных паров в окружающем воздухе, гПа;

Р2 - давление водяных паров, насыщающих воздух помещения, гПа;

U – скорость движения воздуха над источником испарения, м/с.

Кратность воздухообмена определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru ч –1,

где V – объем помещения, м3.

Задача №18.

Необходимое количество светильников следует определять по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru ,

где Ен – нормативная освещенность, лк;

Кз – коэффициент запаса;

S – освещаемая площадь, м2;

Z – коэффициент неравномерности освещения;

η – коэффициент использования светового потока;

n – число ламп в светильнике.

FЛ – световой поток лампы, лм.

ЛБ – 80 (Fл = 5220 лм); ЛБ – 40 (Fл = 3120 лм); ЛБ – 30 (Fл = 2100 лм);

ЛБ – 20 (Fл = 1180 лм).

Величину коэффициента использования светового потока определяют по таблице в зависимости от коэффициентов отражения стен, потолка и оборудования, а также индекса помещения (i), характеризующего геометрические соотношения в помещении:

Методические указания по решению задач - student2.ru ,

где Нс – расчетная высота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м

А и В – длина и ширина помещения, м;

Методические указания по решению задач - student2.ru

где Н – высота помещения, м;

hс – расстояние светильников от потолка, м;

hр.п. – высота расчетной поверхности над полом, м.

Во всех случаях iокругляют до ближайших табличных значений, при i>5, принимают i=5.

Задача №19.

Расчет естественного освещения сводится к определению площади оконных проемов.

Методические указания по решению задач - student2.ru

где S0 – площадь световых проемов, м2;

Sn – площадь пола помещения, м2;

ен – нормированное значение коэффициента естественной освещенности;

Кз – коэффициент запаса;

Методические указания по решению задач - student2.ru 0 – световая характеристика окна;

Методические указания по решению задач - student2.ru - общий коэффициент светопропускания ;

r1 – коэффициент, учитывающий повышение естественного освещения благодаря свету, отраженному от поверхности помещения;

Кзт – коэффициент затенения.

Задача №20.

Количество избыточной теплоты, подлежащей удалению из помещения, рассчитывают по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , Вт,

где Σθпт – теплота, поступающая в помещение от различных источников в

течение часа, Вт;

Σθр – расходуемая теплота, теряемая стенами здания, уходящая через оконные проемы и т.п. за один час, Вт.

Суммарное количество теплоты, поступающей в помещение, определяют по формуле:

Методические указания по решению задач - student2.ru , Вт,

где Методические указания по решению задач - student2.ru 1 – количество теплоты, выделяемой горячими поверхностями оборудования, трубопроводов и т.п., в течение часа, Вт

Методические указания по решению задач - student2.ru Вт,

где F – площадь теплоотдающей поверхности, м2

α – коэффициент теплоотдачи, Вт/м2 0С

tпов. – температура горячей поверхности, 0С

tнорм. – нормативная температура воздуха в производственном

помещении, 0С

Методические указания по решению задач - student2.ru 2 – количество теплоты, выделяемой горячей продукцией в течение часа, Вт.

Методические указания по решению задач - student2.ru , Вт,

где М – масса нагретой продукции, кг;

См – теплоемкость нагретой массы, Вт/ кг0С;

tм – температура массы по фактическому замеру, 0С;

tнорм – нормативная температура воздуха в производственном

помещении, 0C;

Методические указания по решению задач - student2.ru - коэффициент, учитывающий неравномерность остывания массы.

Количество теплоты ( Методические указания по решению задач - student2.ru 3 , Вт), выделяющейся в результате перехода

электрической энергии в тепловую в течение часа

Методические указания по решению задач - student2.ru ,

где Р – общая установочная мощность электродвигателей, кВт

Методические указания по решению задач - student2.ru - коэффициент перехода электрической энергии в тепловую, принимают 0,58

φ – коэффициент использования электроэнергии (загрузка установочной мощности), принимают 0,75

z – коэффициент одновременности работы оборудования, принимают 0,9

103 – тепловой эквивалент электричества, Вт/кВт·ч

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Безопасность жизнедеятельности. Учебник под редакцией Белова С.В. – М.: Высшая школа. 2005 г.

2. Калинина В.М. Техническое оснащение и охрана труда в общественном питании. Учебник – М: Академия, 2004г. 430с

3. Бурашников Ю.М. Охрана труда на предприятиях пищевой промышленности. Учебник – М.: Во «Агропромиздат», 2006 г.

4. Белов П.Г. Системный анализ и моделирование опасных процессов в техносфере. Учебное пособие. – М.: Академия, 2004 г.

5. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайныхситуациях. Учебник, - М.: Академия, 2005.

Наши рекомендации