I. Организационный момент. 2. Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
II. Устный счет.
1. Сравните:
19 кг 50 г … 19 500 г
14 ц 20 кг … 142 кг
4 т 8 ц … 48 ц
8 кг 354 г … 8 354 г
16 т 8 ц … 16 т 80 кг
35 ц … 5 т 3 ц
2. Поставьте скобки так, чтобы равенства были верными:
2 · 30 + 20 · 9 = 720
2 · 30 + 20 · 9 = 240
2 · 30 + 20 · 9 = 420
III. Работа над новым материалом.
Подготовкой к введению новых случаев деления будут упражнения вида:
а) Найдите частное: 0 : 5, 0 дес. : 58, 0 сот. : 9.
б) Найдите частное и остаток: 2 : 6, 3 : 7, 6 : 9.
в) Сколько единиц в 8 дес.? 86 дес.? 9 862 дес.? 6 сот.? 68 сот.? 681 сот.?
Объяснение нового вычислительного приема можно провести по записям, данным в задании 420. При этом ученики сами дают объяснение, руководствуясь планом, а учитель помогает им.
План объяснения:
Первое неполное делимое … .
Разделю … .
Умножу … .
Вычту … .
Сравню остаток с делителем … .
Второе неполное делимое … .
Вызванный ученик читает первый пример (1 850 : 5) и выделяет первое неполное делимое – 18 сотен, устанавливает, что в частном будет три цифры, находит цифру сотен частного – 3, узнает сколько сотен разделили – 15, сколько сотен не разделили – 3. Второе неполное делимое – 35 десятков … и т. д. Третье неполное делимое – нуль единиц, делит 0 на 5, получает 0 единиц. Читает ответ: 370.
При решении второго примера (5 648 : 8) объяснение будет такое: «Первое неполное делимое – 56 сотен, значит, в частном будут три цифры. Разделим 56 на 8, получится 7. Умножим 7 на 8, получится 56 – столько сотен разделили. Вычтем 56 из 56, получится 0 – все сотни разделили. Второе неполное делимое – 4 десятка. Разделим 4 на 8, получится 0 – столько десятков будет в частном. Умножим 0 на 8, получится 0 – столько десятков разделили. Вычтем 0 из 4, получится 4 – столько десятков осталось разделить. Остаток 4 меньше, чем 8. Третье неполное делимое – 48. Разделим 48 на 8, получится 6. Умножим 6 на 8, получится 48 – столько единиц разделили. Вычтем 48 из 48, получится 0. Деление окончено. Читаю ответ: 706».
Для закрепления полученных знаний учащиеся решают с комментированием примеры из заданий 421, 422.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
После чтения задачи 423 учащиеся под руководством учителя записывают условия в таблицу, затем составляют план решения и далее работают самостоятельно.
1) 200 + 600 = 800 (г) – масса 8 мотков
2) 800 : 8 = 100 (г) – масса 1 мотка
3) 200 : 100 = 2 (м.) – белой шерсти
4) 600 : 100 = 6 (м.) – синей шерсти
О т в е т: 2 мотка белой шерсти, 6 мотков синей шерсти.
Задачу 424 учащиеся решают самостоятельно (с последующей проверкой).
1) 4 · 3 = 12 (км) – велосипедист
2) 12 – 4 = 8 (км)
О т в е т: на 8 км больше.
2. Решение примеров.
Задание 426 учащиеся оформляют как выражение с переменной и решают самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети.Мы познакомились с новым приемом деления.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы решали задачи, находили значение выражения с переменной.
Домашнее задание:задания 425, 427; тетрадь № 1, с. 60, № 33–35.
У р о к 67
деление многозначных чисел
на однозначное
Цели:закрепить умение выполнять письменно деление многозначных чисел на однозначное; закрепить также умение решать задачи на пропорциональное деление; совершенствовать умение решать уравнения и выполнять действия с именованными числами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание 431 (вынести на доску).
23 м 6 см = … см 2 355 кг = … т … кг
9 ч 6 с = … с 62 335 кг = … т … кг
2 ч 45 мин = … мин 584 мм = … см … мм
2. Задание 433.
Решите те уравнения, в которых неизвестное число должно быть найдено делением:
х : 9 = 900 100 · х = 6 800 101 : х = 1
х · 5 = 4 500 7 000 : х = 100 х : 1 = 999
3. Задание «Головоломка».
Какое число означает каждая буква в квадрате, если известно, что:
1) А – в 2 раза меньше, чем С;
2) С равно сумме К и D;
3) К равно разности D и В;
4) D в 3 раза больше, чем В;
5) В в 4 раза меньше, чем 944?
Проверьте: сумма всех чисел равна 3 186.