Курсовой проект. методические рекомендации
Курсовой проект является одним из основных видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленным на закрепление, углубление и обобщение знаний по дисциплине «Управленческие решения», овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач, в ходе научного исследования по определенной теме.
Целью выполнения курсового проекта является формирование навыков самостоятельного творческого решения профессиональных задач.
Задачами выполнения курсового проекта являются систематизация, закрепление, углубление и расширение приобретенных студентом знаний, умений, навыков по комплексу учебных дисциплин:
При выполнении курсового проекта студент должен продемонстрировать способности к таким видам работы, как поиск требуемой информации по теме; изучение и критический анализ полученных материалов по исследуемой проблеме; систематизация и обобщение имеющейся информации; самостоятельное определение путей решения поставленных задач; научное исследование поставленной проблемы в реальных условиях; логическое обоснование и формулировка выводов, предложений и рекомендаций по результатам работы.
Курсовой проект включает в себя титульный лист, содержание, основную часть, Заключение и приложения.
Титульный лист должен содержать следующие сведения: полное наименование министерства, вуза, кафедры; название темы курсового проекта; сведения об исполнителе (группа, Ф.И.О. студента); сведения о руководителе (ученая степень, ученое звание, Ф.И.О.). Подпись руководителя свидетельствует о допуске курсового проекта к защите.
Содержание включает в себя порядковые номера и наименования разделов, подразделов и приложений. Содержание размещается на новой странице.
Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, излагается суть поставленных научных задач, направления и методы решения, содержание работы по разделам, указываются источники информации. Весь порядок изложения материала в курсового проекта должен быть направлен на достижение поставленной цели, логичность изложения работы достигается только тогда, когда каждый раздел имеет определенное целевое назначение и является базой для последующего. Объем введения 3 – 4 страницы.
Основная часть делится на разделы и подразделы. Каждый элемент основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. В структуре основной части должны быть выделены теоретический, аналитический и проектный разделы. К тексту основной части курсового проекта предъявляются следующие требования: полнота и достоверность информации; наличие критической оценки использованной информации, логичность структуры; наличие исследовательской части; композиционная целостность; аргументированность выводов; ясность, четкость и лаконичность изложения. В каждом разделе рекомендуется приводить краткие выводы, что позволяет четко сформулировать итоги каждого этапа исследования.
Теоретический раздел содержит обязательный обзор научной литературы за последние годы, обсуждаются экономические категории, анализируемые в работе; уточняются определения; рассматривается место и роль разработки управленческого решения в процессе управления. Материал должен давать последовательное логическое представление о современном состоянии и проблемах изучаемого вопроса, а также раскрывать способы их решения. При написании курсового проекта студент обязан давать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. Объем теоретического раздела до 10-12 страниц.
Аналитический раздел является центральным в работе. Это научно-исследовательский раздел, в котором студент приводит результаты собственного исследования выбранной проблемы с использованием различных методов. Приводимые факты, концепции, подходы, методики должны носить систематизированный характер. Данный раздел представляет самостоятельное исследование и аналитические расчеты на основе изученных и обоснованно выбранных методов. Все цифровые материалы целесообразно представить в виде статистических данных и оформить их в виде таблиц или диаграмм. После каждой таблицы и диаграммы делается анализ. Объем аналитического раздела до 12-15 страниц.
Проектный раздел должен содержать разработку конкретных рекомендаций по совершенствованию существующего положения проблемы и пример расчета экономического эффекта и экономической эффективности от предлагаемых мероприятий для отдельно взятого предприятия. Результатом работы должна быть разработка конкретного управленческого решения для реальной организации. Объем проектного раздела до 10-12 страниц.
В заключении должны содержаться основные результаты работы и выводы, сделанные на их основе. Раздел должен состоять не более чем из шести крупных обобщающих пунктов, подводящих итог работы. В заключении формулируются выводы по проделанной работе, характеризующие степень решения тех задач, которые ставились при написании работы. Осуществляется оценка полученных результатов. Объем заключения не более 3-5 страниц.
В курсовом проекте должна быть четко сформулированы управленческие проблемы, описана оценочная система, выделены условия разработки и принятия управленческого решения, сформулировано управленческое решение, проведена оценка эффективности управленческого решения.
Библиографический список включает все источники информации, на которые в курсовом проекте делаются ссылки: нормативные документы, публикации всех видов, отчеты по научно-исследовательским работам. Студенту необходимо показать глубину проработки вопроса, поэтому количество источников должно составлять не менее 25 наименований.
В приложении при необходимости следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия курсового проекта: промежуточные расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных; иллюстрации вспомогательного характера. На все приложения даются ссылки в основном тексте.
Каждый новый раздел начинается с новой страницы, подразделы с новой страницы не начинаются, а выделяются соответствующим интервалом. Разделы и подразделы следует нумеровать арабскими цифрами. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из двух арабских цифр – номера раздела, далее после точки идет номер подраздела, например, 1.1, 2.4, 3.2. После номера раздела, подраздела точка не ставится. Все разделы и подразделы должны иметь содержательные заголовки, которые пишутся после номера. Заголовки разделов располагаются в середине строки и пишутся прописными буквами, а подразделов – начинаются с абзацного отступа и строчными буквами. Кроме первой прописной. В конце заголовка точку не ставят. Заголовки в тексте должны быть идентичны содержанию.
Ссылки на литературу, использованную в работе, могут быть двух видов: внутритекстовые и подстрочные. Во внутритекстовых ссылках на источник, включенный в библиографический список, после упоминания о нем или после цитаты из него проставляют порядковый номер по списку источников, выделенный квадратными скобками. При ссылке на страницы первоисточника, на многотомное издание указывают порядковый номер источника, номер тома и страницы. Выдержки могут цитироваться полностью или с пропусками отдельных слов, которые обозначаются многоточием. В начале и в конце таких выдержек ставятся кавычки. В подстрочных ссылках приводятся либо полностью библиографическое описание первоисточника, либо недостающие элементы описания. При использовании подряд нескольких ссылок на одно и то же произведение в повторных ссылках вместо его номера по библиографическому списку приводят слова «Там же» и, при необходимости, номер страницы.
Схемы, графики, диаграммы в курсовом проекте следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны иметь название, начинаемое с прописной буквы без точки в конце, которое помещают над ними. При необходимости под иллюстрацией помещают поясняющие данные – подрисуночный текст, который должен соответствовать тексту и самой иллюстрации. Подрисуночный текст содержит следующие элементы: порядковый номер иллюстрации, указываемый арабской цифрой без знака №. Рисунки нумеруются сквозной нумерацией в пределах всей работы, либо в пределах раздела, например, «Рисунок 3», либо «Рисунок 3.1».
Таблицы размещаются после первой ссылки на нее в тексте или на следующей странице. Каждая таблица должна иметь номер и краткое название, отражающее ее содержание. При оформлении таблицы слева в отдельной строке пишется слово «Таблица», проставляется ее порядковый номер арабскими цифрами и название. Нумерация может быть сквозной через всю работу либо в пределах раздела. Точка после номера и в конце заголовка таблицы не ставится. Если таблица не помещается на странице, то возможен ее перенос на другую. Над продолжением таблицы на новом листе ставится заголовок, например «Продолжение таблицы 2» или «Окончание таблицы 2». Заголовок на новом листе не повторяется. Графы таблиц могут иметь заголовки, которые пишутся с заглавной буквы, точки после заголовков не ставятся. В графах таблиц нельзя оставлять свободные места – если данные отсутствуют, следует ставить тире. Строки таблиц пишутся с заглавной буквы. Единица измерения, общая для данных всей строки, указывается после запятой в названии данной строки. Если показатели в столбцах имеют разные единицы измерения, то их размещают после запятой после заголовке каждой графы. Единица измерения, общая для всех строк и столбцов таблицы, приводится после запятой в ее названии. Числовые значения в одном столбце должны иметь одинаковое число десятичных знаков. Каждую таблицу кратко комментируют, приводят необходимые пояснения, дополнительную информации. О связи между величиной показателей, указывают причины изменения.
Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Формула пишется посередине строки, после нее ставится запятая. Под формулой дается пояснение ее символов в порядке их упоминания. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки. Первую строку объяснения начинают со слова «где» без двоеточия. Формулы следует нумеровать сквозной нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках с крайней правой стороны листа на уровне формулы. Если в курсовом проекте одна формула или уравнение, их не нумеруют.
Библиографический список оформляется в виде последнего приложения в соответствии с требованиями ГОСТа. Наиболее распространенным способами составления к курсовому проекту библиографического списка является алфавитный способ. Кроме того, рекомендуется в начале библиографического списка указать нормативные документы по изучаемой проблеме.
Принятие решения о допуске студента к защите курсового проекта осуществляется руководителем. Допуск подтверждается подписью руководителя на титульном листе. Защита курсового проекта носит публичный характер и включает в себя: доклад студента, презентацию курсовой работы, обсуждение и оценку. Цель защиты: проверка глубины знаний студента по выбранной теме, умения вести дискуссию и выступать перед аудиторией, а также качества и уровня самой работы.
В докладе студент освещает актуальность и значимость темы, цель и задачи, объект и предмет работы, раскрывает сущность проблемы и свой вклад в ее решение, характеризует итоги проделанной работы, намечает перспективы работы над данной темой и пути внедрения результатов работы в практическую деятельность. Длительность доклада не более семи минут. Порядок обсуждения курсового проекта предусматривает ответы студента на вопросы, дискуссию по защищаемому курсовому проекту.
Оценка «отлично» ставится студенту, если: оформление работы соответствует ГОСТу; автор использует документальные источники и монографические исследования; исследование проведено по материалам реальной организации, результаты работы имеют практическую значимость; содержание работы полностью раскрывает тему и соответствует поставленным целям и задачам; структура работы логична; при защите курсового проекта автор владеет материалом и достаточно полно отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «хорошо» ставится студенту, если: при оформлении курсового проекта допущены некоторые погрешности; автор использует только монографическую учебную литературу; исследование проведено по материалам реальной организации, результаты работы имеют практическую значимость; в неполном объеме отвечает на поставленные вопросы.
Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, если: курсовой проект оформлен с нарушением ГОСТа; введение, выводы по главам, заключение написаны формально, не вытекают из содержании работы и слабо связаны с поставленными задачами; используется только учебная литература; структура работы нелогична; вопросы темы раскрыты не в полном объеме; автор неполно отвечает на поставленные вопросы, допускает существенные пробелы в знаниях по теме своего курсового проекта.
Ссылки
http://www.vevivi.ru/best/Razrabotka-upravlencheskogo-resheniya-v-operativnom-planirovanii-osnovnogo-proizvodstva-ref85553.html
http://www.ref.by/refs/58/25893/1.html
http://otherreferats.allbest.ru/management/00073073_0.html